23 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Канат Нуров: О чем я говорил на личной встрече с К.Токаевым

Канат Нуров: О чем я говорил на личной встрече с К.Токаевым
"Сначала о своих личных впечатлениях. Меня поразили его настроенность на диалог, скорость чтения и понимания технических деталей, а также принятия решений ("день в день"). Возникло ощущение перемен в стиле руководства страной.

Теперь о деле:

По итогам конструктивной работы с АП в лице Т.М.Сулейменова и НБ РК в лице М.Е.Абылкасымовой я уточнил в своем письме к главе государства все свои экономические предложения, но мне удалось обратить его внимание только на некоторые из них:

1)
Внести ещё большую транспарентность в деятельность Национального банка РК в части соответствия фактической денежно-кредитной политики декларируемой ДКП, а также раскрытия того, каким банкам, сколько и на каких условиях оказывается финансовая помощь, если таковая неизбежна:

- Предпринимательство и домохозяйства страны должны понимать, как складывается свободно или частично плавающий обменный курс (СЧПОК), чтобы планировать свои инвестиции и отдачу на них в национальной валюте.

Не секрет, что на текущий момент девальвационные ожидания в условиях непредсказуемости действий НБРК на валютном рынке стали важнее всех остальных факторов курсообразования, включая цены на нефть, курс рубля и ставку ФРС. После необъявленной ползучей девальвации за последний год в условиях стабильных цен на нефть и курс рубля почти на 20% восстановить доверие масс к тенге и предотвратить нарастание девальвационных (и вослед им инфляционных) ожиданий представляется весьма сложной проблемой. Никто не верит в то, что регулятор не вмешивается в функционирование нашего узкого валютного рынка, и что правительство на этом не наживается. Но публичное раскрытие привязки СЧПОК тенге к фундаментальным факторам курсообразования и стандартных мер реагирования НБРК на изменения в них могло бы разрешить эту проблему на политическом уровне.

2) Сокращать роль и долю государства в экономике, а также планомерно упразднять или хотя бы трансформировать ФНБ Самрук-Казына и иные квазигоскорпорации, которые должны вместо государства исполнять лишь организационно-управленческие («холдинговые») функции и у которых не должно быть операционно-производственных функций:

- Госсектор, включая квазигосчасть, должен заниматься лишь инфраструктурными отраслями, поэтому нельзя его допускать в частный сектор экономики и надо выгонять его из него, опираясь на "желтые страницы". А то получается, что государство тратит ресурсы общества на неравную конкуренцию с частным предпринимательством вместо того, чтобы направлять их на то, чем никто кроме государства заниматься не будет.

Зачем государству законодательно создавать частные монополии, в чем их экономический смысл и правомерность? Кроме естественных монополий не должно быть каких-либо иных "политических" монополий и уж тем более частных, даже в стратегических отраслях. Пусть частные монополии сами вырастают на основе захвата рынка в честной конкуренции.

Правительство и Администрация Президента в целом по-прежнему остаются приверженцами централизации операционных функций, по крайней мере в отношении госзакупок, так как верят в однозначную экономию за счет эффекта масштаба и не видят потерь из-за блокирования оперативности операций на местах. Но операции на местах тем эффективней, чем ближе к ним места принятия решений по их осуществлению. В этом смысле все экономические операции должны быть децентрализованы, а контроль над ними, наоборот, - централизован.

Субъекты операций должны быть подконтрольны, а субъекты контроля не должны оперировать. Иначе нарушаются уровни функционирования системы внутреннего контроля, искажается учёт доходов и расходов по местам их возникновения. Центральный аппарат Самрук Казыны не должен сам что-то закупать для своих компаний, так как его самого уже некому контролировать внутри организации. Он создавался с другой целью, управлять лишь пакетами акций, повышать их стоимость и выводить на рынок, чтобы доводить их до минимально необходимого для контроля уровня доли.

Он не должен был вообще создавать какие-то "дочки" и "внучки", минуя подчиненные ему национальные компании. Считаю, что именно стремление к централизации операций, а не контроля над ними, это и есть "ручное управление", которое забюрократизировало и задавило свободный рынок в нашей стране.

А для чего тогда банки спасаем, если кредитовать некого..? Деньги можно эмитировать только под инвестиции человека (или его организации), который готов принимать на себя риск предпринимательства. Сегодня вопрос защиты прав собственности в целом является более важным фактором для возобновления кредитования экономики, чем базовая ставка и наличие ликвидности у банков.

В свете вышесказанного, всем органам государственного управления необходимо четко уяснить, что главное в экономическом развитии - это «защита и совершенствование прав собственности».

Соответственно, надо в качестве исходных мер:

3) Уточнить и усилить правомочие владения в гражданском законодательстве:

- Сейчас в гражданском кодексе титульное правомочие владения осталось без собственного содержания. Определение юридической судьбы вещи от своего имени приписано почему-то распоряжению, а фактическое обладание и так уже находится в сфере правомочия пользования, поскольку невозможно извлекать плоды из обладания вещью, не обладая ею фактически. Уверен, что эта теоретическая проблема фундаментально влияет на всю практику перехода собственности от лица к лицу и защиты прав владельцев перед чиновниками, а также иными административными распорядителями, которые считают, что власть важнее собственности.

4) Фактически соблюдать юридически существующий у нас принцип ограниченной ответственности (обособленности имущества) в корпоративном праве и управлении:

- Нет нужды описывать, как вредит всей нашей экономике нарушение принципа ограниченной ответственности всеми судами, правительством и даже Нацбанком. Обособленность имущества юридического лица как "единого тела" отдельного субъекта права лежит в основе прозрачности всего корпоративного права и управления.

Только исполнительные должностные лица (менеджмент) должны представлять корпорацию, нести персональную ответственность за добросовестное служение юридическому лицу, которое их наняло как профессионалов.

Только независимые директоры в Совете Директоров имеют право на зарплату от компании, так как представляют миноритарных, а не контрольных акционеров. И члены СД от основных акционеров не должны иметь права увольнять независимых членов СД, если те были выбраны кумулятивным голосованием миноритарными акционерами. А по нашему законодательству такая практика вполне возможна.

Только менеджмент («правление») материнской компании может назначать Совет Директоров дочерней компании. Никакой Совет Директоров не должен участвовать в назначениях СД дочерних, внучатых и прочих компаний. А если основных инвесторов как конечных бенефициаров (акционеров) предприятия сажать за банкротство предприятий и преступления менеджмента, то мы так и останемся в постоянном экономическом кризисе.

Зачем мы до сих пор так настаиваем на выявлении аффилированности (связанности) сторон для контроля целевого использования выдаваемых кредитов, если "целевое использование" кредитных средств можно контролировать прямо по финансовым условиям и если административно за него несёт ответственность менеджмент корпораций, а не его акционеры...?

Зачем мы возлагаем фидуциарную ответственность на инвесторов как конечных бенефициаров, если они не обязаны добросовестно служить юридическому лицу как "единому телу" с обособленным от них имуществом...?

Это нарушение гражданского кодекса происходит на всех уровнях нормативно-правовых актов Нацбанка и иных органов государственного управления, включая естественно правоохранительные органы.

Не секрет, что мы не можем запустить кредитование экономики из-за "технической невозможности" осуществить банкротство и освободить из-под залогов и арестов "застывшие комом" активы остановившихся предприятий. Да никто и сам из предпринимателей не хочет призывать к
ответу менеджмент или банкротить предприятия, поскольку такой столп капитализма как принцип ограниченной ответственности у нас попросту не работает. "Приведут за руку всех" и, прежде всего, владельцев.

Проблема кредитования реального сектора экономики не столько в том, что базовая ставка высока и средства из Нацфонда для квазигоссектора прокручиваются через банки в ноты Нацбанка, минуя кредитование товарно-денежного оборота в реальном секторе, сколько в том, что:

- даже если ставку понизить, банка все равно не смогут выдавать дешевые ссуды по ставке ниже депозитных процентов в национальной валюте;

- и даже по низкой ставке банкам кредитовать некого, нет нормальных заемщиков.

На фоне этого кризиса в банковском кредитовании развитие фондового рынка является спасительной альтернативой не только для предприятий, но и для домашних хозяйств всего населения. Выживут ли банки вообще и какие банки продолжат умирать, никто из простых людей не хочет гадать, уж лучше вложить средства в государственные и/или негосударственные ценные бумаги. Предприятия, наконец, через это смогут привлекать долгосрочное финансирование, банки всё равно финансируют больше оборотные средства, а не основной капитал предприятий.

У нас очень слабые исторические, культурные и экономические условия для развития фондового рынка. Поэтому мы должны привести его в соответствие с международными стандартами, по крайней мере в части самоочевидных мер даже для нашей экономики.

Фондовый рынок - это не просто биржевые операции, это наши права собственности на наши паи и акции в наших реальных предприятиях. Без него невозможно формирование предпринимательства как доминирующего среднего класса в рыночной экономике, поэтому как воздух необходимы:

5) Либерализация пенсионной системы с целью воссоздания многочисленного класса институциональных инвесторов:

- Речь идёт, прежде всего, о возможности управления пенсионными активами самими их собственниками и соответственно о выборе вкладчиком управляющей компании для своих пенсионных активов. Надо предоставить вкладчикам ЕНПФ их неотъемлемое право выбирать себе управляющую компанию из существующих инвестбанков и иных брокерских финансовых компаний.

Тем самым был бы устранен конфликт интересов между учетом (сохранностью) пенсионных активов и их управлением, который был раньше в частных пенсионных фондах. Вкладчик тогда не имел такого права и частные пенсионные фонды, аффилированные, как правило, с какой-либо финансово-промышленной группой, сами управляли пенсионными активами населения через ручные компании по управлению пенсионными активами (КУПА), что естественно привело к потерям части управляемых активов. Нельзя такого же допускать и в отношении ЕНПФ при Нацбанке. Там тоже чиновники могут иметь неформальные "особые интересы" в результате совмещения в одном Нацбанке кастодиальных и управленческих функций в отношении пенсионных активов.

Эту меру нельзя отрывать от всего комплекса системных мер по развитию фондового рынка, который должен играть роль рыночной инфраструктуры созидания и поддерживания активов Пенсионной системы.

6) Создание фонда гарантирования средств на брокерских счетах по аналогу с депозитами, согласно мировой практике, с вовлечением НацБанка и участников рынка:

- В сегодняшних условиях недоверия населения к состоятельности банков из-за их неспособности кредитовать предпринимательство и постоянной девальвации тенге эта мера снизила бы социальную напряженность. В США такая практика давно существует. Население получило бы гарантированную альтернативу депозитам в коммерческих банках в виде инвестиционных счетов в инвестбанках и иных брокерских финансовых компаниях, а предпринимательство устремилось бы за этим долгосрочным финансированием своего капитала («длинными деньгами») на фондовый рынок, так как банки не кредитуют собственный капитал предприятий.

7) Снижение ставки КПН (налога на прибыль) для листингуемых на KASE компаний, находящихся под контролем казахстанских граждан и их организаций, за исключением недропользовательских:

- Эта мера подвигнет к прозрачности корпоративного управления и выводу всего малого и среднего бизнеса из теневой экономики, что сильно снизит уровень коррупции.

8) Фонды проблемных кредитов, стрессовых активов и т.п. государственные организации должны продавать полученные от банков «токсичные активы» на открытых публичных аукционах со всеми обязательствами, связанными с ними, в течение полугода после получения от банков:

- Нельзя этим организациям позволять и дальше «очищать» за государственный счёт эти активы для дальнейшего непрозрачного распоряжения ими со стороны акиматов и иных организаций. Во 1-х, мы должны возместить хоть что-то госбюджету из продажи этих активов на рынок. Во 2-х, эти активы снова будут в экономическом обороте. В основном это городская и пригородная земля. Нельзя, чтобы она досталась частным лицам от государства бесплатно для последующей перепродажи или для бездействия, что ещё хуже.

По политической секции нашего НСОД я полностью поддержал все её предложения (либерализация выборного, партийного и иного адм.законодательства, включая уведомительный порядок митингов и освобождение политзаключенных). Единственно я отметил свою личную приверженность президентской форме республиканского правления, при которой Президент республики является главой исполнительной власти (правительства). В президентской республике система сдержек и противовесов всех властей будет функционировать более органично и стабильно при унитарном государственном устройстве нашего общества. А в парламентской республике наличествует явное доминирование законодательной власти над исполнительной, от чего страдает оперативность и устойчивость правительства и государства в целом.

По социально-культурной секции нашего НСОД, я предложил Политику образования Информационного общества в Казахстане, которая популярно изложена в Манифесте просветителей Информационного общества:

- В целом всё зависит от культуры. Культура лежит в основе политики, а политика - в основе экономики. Именно она задаёт нормативные ценности в духовной, социальной и материальной жизни общества. Но в нашем обществе для развития культуры нет сколько-нибудь внятной и научно-обоснованной светской идеологии, которая в духовном плане была бы сильнее религиозных норм морали и коррупционной практики быта. Поэтому у нас так слаба правовая культура и в политике на всех уровнях государственного управления, включая выборы в органы государственной власти, и в экономике на всех уровнях предпринимательства, включая судебную защиту прав собственности.

Идеология информационного общества важна не только для воспитательной функции образования, но и в целом для морально-нравственного возрождения нашей нации, о чем уже говорилось на первом заседании Национального Совета Общественного Доверия. Компетенций без ценностей не должно быть. Непорядочный, безнравственный профессионал - этого нужно нам всем опасаться.

Но какова идеология нашего общества, куда мы идём, что мы строим? Если мы строим информационное общество, то каково сознание его людей, каков тип личностей, которые составляют его? Без изменения массового сознания общества характер власти не изменится, как бы она не сменялась.

Сегодня инфокоммуникационные технологии создали неимоверные возможности объединения сознания людей в глобальное информационное сообщество. Чтобы соответствовать этим трендам глобализации и при этом защититься от негативных её последствий в виде манипуляций общественным сознанием и свободой личности, Казахстан должен не просто возродить свою национальную культуру, но и согласовать её с новыми ценностями Информационного общества.

Чтобы построить постиндустриальное «информационное общество», мало просто внедрить везде информационные технологии. В обществе должна еще возникнуть информационная культура открытости и согласования. Реальная цифровизация экономики невозможна без формирования «информационной личности», нравственно открытой к обмену, обработке и накоплению информации.

К сожалению, наша современная система образования не ставит себе такой цели, более того — в ней вообще исчезла воспитательная функция в результате полной деидеологизации постсоветского общества и утверждения «компетентностного подхода» в качестве образовательной политики. Нельзя, да и невозможно, людей обучать компетенциям, минуя нравственное воспитание в них чувства к культурным ценностям мышления, общения и деятельности. Надо формировать саму личность, чтобы она была компетентна в отношении тех компетенций, которые ещё только появятся в будущем.

Что касается остальных функций, - развивающей, обучающей и научающей, - то наша система образования направлена «информативный компонент» познания, «фактаж» и иные справочные материалы, что бессмысленно в условиях постоянного глобального удвоения информации по всему миру каждые 1.5 года. А людей надо учить мыслить, обрабатывать колоссальные потоки информации, а не просто «зубрить» её.
Поэтому мы призываем всех успешных представителей науки, искусства, бизнеса, правительства и гражданского общества к участию в общественном движении просветителей, миссией которого является образование Информационного общества в Казахстане. Их главная общая цель - сформировать новую личность, новый личностный потенциал («человеческий капитал») Информационного общества.

Стратегия достижения этой цели состоит в том, чтобы развивать в нашей национальной системе образования:

1) Оперативный компонент познания – категориально-понятийный аппарат научного познания мира и иные методологические средства обработки информационных данных с целью образования в людях научно обоснованного и системного критического мышления:

- Мы людей пичкаем информацией, а нам нужно не огромное количество всё новых и новых предметов и фактов заучивать, а развивать образы мышления, чтобы оно было не просто критическим, а научно обоснованным. И тогда мы увидим, что огромное количество учебных дисциплин и информации не будут нужны. С теоретико-методологической точки зрения, все явления этого мира давно описаны. Учить нужно теориям, а не бытовым практикам. Новые теории появляются намного реже, чем новые факты.

2) Объективную систему ценностей для раскрытия в людях светской и при этом духовной морали всеобщих (объективных) ценностей:

- Далее мы переходим из функций обучения и научения в воспитательную и развивающую функцию образования. Нам нужно восстановить светский характер морали, потому что духовные ценности должны быть всеобщими и объективными, свободными от религиозной окраски и иной групповой обособленности. Диалектико-логическая субординация объективных ценностей единства бытия это и есть новая мораль информационного общества.

3) Общегражданскую национальную идею личностной открытости как этническую основу формирования во всех казахстанцах общегражданской национальной идентичности:

- Третье направление призвано интегрировать множество этнических национальностей в одну гражданскую нацию. Личностная открытость казахов – исконно этническая основа для строительства национального государства, которое должно строиться именно как гражданское и правовое, а не этническое. Формирование единой «политической нации» под эгидой титульной национальности способно противостоять любому наднациональному имперскому влиянию на наше национальное государство.

4) Свободное правосознание как правосознание, которое свободно от антиправового произвола в законодательстве, противоправной дискриминации людей и иной «полицейской государственности», с целью отстаивания каждой личностью прав человека на свою индивидуальность, самореализацию и собственность:

- Четвёртое направление должно изменить правосознание людей. Сказать им, что законодательство не единственный источник права и оно - всего лишь форма выражения права. В наших душах должна быть идея права как объективная ценность, не зависящая от произвола людей, принимающих законы. Это очень важно, особенно в нашей стране, потому что для нас: если есть закон – то есть право, а нет закона – то нет
и права. Получается абсурд, в законе тогда можно писать всё, что угодно. Важно не только, чтобы законы правовым образом исполнялись, но также чтобы они сами по содержанию были правовыми, а это можно достичь только тогда, когда массовое правосознание будет свободно от этого произвола в законодательстве и жестко противостоять ему.

Такая стратегия интеллектуального, нравственного и эмоционального развития общественного сознания создаст в обществе, с одной стороны, прочную научную среду, сдерживающую «утечку мозгов», а с другой — инвестиционный климат, реализующий инновационное применение научных технологий.

Цель Политики образования Информационного общества — вдохновить людей на образование информационного общества в Казахстане как открытого гражданского общества с правовым государством. Ценность такой политики образования в том, что она не только воспроизводит, но и развивает общество в процессе формирования личности, повышает уровень личностного потенциала общества в части его ценностей, переживаний и способностей к знаниям, умениям и навыкам (познания, коммуникации и деятельности).

Но эффективное решение этих четырех стратегических задач в модернизации общественного сознания нуждается не только в их точном описании, но и в движении общественных просветителей. В связи с чем, нами был издан Манифест просветителей Информационного общества.
Формирование критической массы такого действительно нового поколения страны подразумевает широкомасштабный процесс переподготовки научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров в системе академического и профессионального образования.

Естественно, что первейшая наша целевая аудитория – это учителя. Важно, чтобы они сами становились просветителями, каждый на своём месте. От учителей требуют восстановления воспитательной функции образования. А что они должны говорить о «Мәңгілік Ел» и «Рухани Жаңғыру»? Про ценности все говорят, а что это такое никто даже не знает. Где конкретные ценности? Где их приоритетность, шкала «что важнее чего»? Какая самая высшая ценность в мире и какую роль играет твоё личное эго во всём этом? Поэтому Манифест просветителей Информационного общества является хорошим руководством для всех учителей при формировании личности. Республиканское общественное объединение учителей и преподавателей «Ар-Намыс» поддерживает этот Манифест в рамках общественного фронта за развитие образования.
Наша целевая аудитория – также и предпринимательство. Этот Манифест поддерживается Союзом Предпринимателей и Промышленников «Ел Тірегі», объединяющим 400 предприятий обрабатывающей промышленности. Предпринимательство должно быть не только средним, но и доминирующим классом в рыночной экономике информационного общества.

Научно-образовательный фонд «Aspandau» и его единомышленники готовы принимать самое активное участие во всех инициативах и проектах, присоединившихся к Манифесту общественных просветителей, поддерживать их всеми своими организационными, информационными и иными ресурсами. Присоединиться к Манифесту можно будет на сайте нашего Фонда путем подписания Меморандума о присоединении к нему (https://manifest.aspandau.kz/memorandum.php)

Что касается текущих рекомендаций по Политике образования Информационного общества, то на сегодня весьма актуально:

- Усиление фундаментальных теоретических знаний (оперативного компонента познания) за счёт сведения к минимуму знания постоянно меняющихся фактов (информативного компонента); переориентация на это всех учебных программ, пособий и тестов, включая ЕНТ, а также замена или дополнение компетентностного подхода личностно-ориентированным;

- Признание научно-педагогической специализации высшего образования и инженерно-педагогической специализации профессионального и технического образования; различение, параллельное и взаимосвязанное развитие систем «непрерывного» академического образования (ДВО, начальная, средняя, старшая школы, ВУЗ, постВУЗ), с одной стороны, и «прерывистого» профессионального образования (средне-специальные школы, профтехучилища, колледжи и иное дополнительное образование) – с другой; разделение и увязывание профессиональных квалификаций с академическими и учёными степенями;

- Соблюдение общих логических, методологических и концептуальных требований к научному содержанию учебно-методических пособий; консервативное и системное обновление научного содержания массового образования;

- Финансирование из госбюджета только массового образования, включая частные школы, исполняющие госзаказ по госстандарту образования; элитарное образование финансировать из собственных и\или дополнительных источников финансирования и не распространять его стандарты на общеобразовательные школы без обеспечения их кадрами и материальной базой;

- Восстановление и формирование научных школ в высшей школе и старших классах средней школы;

- Рационализация полевых и прикладных исследований в целях финансирования фундаментальных;

- Соотнесение подготовки магистров и докторов наук («философии» или «по профилю») с развитием фундаментальной и прикладной науки в стране;

- Децентрализация финансового управления системой образования (перевод школ со сметного финансирование на бюджетное с правом самостоятельного распоряжения статьями бюджетов при соблюдении его параметров) и реальное внедрение академического публичного самоуправления в системе образования;

- Повышение академического, административного и морального статуса преподавателей, после чего увеличение финансирования образования и повышение материального статуса преподавателей;

- Реорганизация Программы «Болашак» в части направления за рубеж, вместо студентов-добровольцев на год обучения, преподавателей на обязательные полгода переподготовки, которые будут предупреждены о необходимости выбора и изучения иностранного языка за два года вперёд. Данная мера позволит объективно аттестовать всех профессоров и преподавателей на предмет их академических способностей и переподготовить весь преподавательский состав страны.

- установить персональную ответственность преподавателей за объективность проставления текущих оценок, а итоговые оценки за академический год проставлять на основе ежегодных письменных (тесты) и устных экзаменов, принимаемых иными компетентными преподавателями по экзаменуемым предметам, в присутствии преподавателя, проставлявшего текущие оценки за минимальные образовательные периоды;

- экзамены, связанные с переходами на последующие этапы образования, принимать публично в письменной или устной форме, специально создаваемыми экзаменационными комиссиями учреждений образования при участии наблюдателей, заинтересованных правительственных и неправительственных организаций;

- предоставить право ВУЗам и иным академическим учреждениям дополнять требования по ЕНТ своими собственными внутренними требованиями по написанию эссе и иных видов контроля готовности абитуриентов к высшему уровню образования; регулировать ВУЗы только по тем количественным параметрам, которые отражают качество их образовательных услуг;

- выделение государственных образовательных грантов разрешить только в отношении лиц, относимых к малообеспеченным гражданам; определить обязательную квоту по программе Болашак для выходцев из села, успешно сдавших минимально необходимые требования по данной программе.".

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»

Сказано в facebook
Автор: Канат Нуров -
Просмотров материала: 3 335

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 320 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 152 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 793 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 817 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 125 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 477 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 654 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 721 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 910 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 055 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 434 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 321 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 649 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 353 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 455 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 113 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 291 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 167 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 364 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 130 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930