5 вопросов Министру Скляру и к руководству КТЖ по аварии на переезде в Шамалгане.
В СМИ винят погибшего водителя автобуса, но не говорят о возможных нарушениях со стороны сотрудников КТЖ. Изучив Правила технической эксплуатации, обслуживания и ремонта железнодорожных переездов у меня появились следующие вопросы:
1) ПОЧЕМУ ДЕЖУРНЫЙ ПО ПЕРЕЕЗДУ НЕ ОСТАНОВИЛ ПОЕЗД ЕСЛИ ПРОБКА ОБРАЗОВАЛАСЬ ПОЧТИ ЗА ЧАС ДО СТОЛКНОВЕНИЯ ЕЩЕ ДО ТОГО КАК ПОЕЗД НАЧАЛ ПРИБЛИЖАТЬСЯ⁉️
В СМИ пишут: "Расследованием установлено, что пробка на переезде образовалась около 18.30 в обоих направлениях. В 19.05 загорелся запрещающий сигнал светофора и зазвенел предупредительный сигнал о приближении электровоза. На железнодорожных путях переезда находился автотранспорт, в том числе автобус. Автобус не мог отъехать на безопасный участок, так как перед ним и сзади него находились другой транспорт. Водитель автобуса открыв двери, стал высаживать пассажиров."
Получается водитель со своей стороны успел вывести из автобуса людей, оценив ситуацию, а что делал в это время дежурный по переезду?
2) ПОЧЕМУ НЕИСПРАВНОСТЬ НА ПЕРЕЕЗДЕ КОГДА ШЛАГБАУМ НЕ ОПУСТИЛСЯ, А АВТОБУС УЖЕ СТОЯЛ НА ПЕРЕЕЗДЕ ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ НЕ ДАЛ КОМАНДУ ОСТАНОВКУ ПОЕЗДУ НЕ ЗА 500 МЕТРОВ, А НАЧИНАЯ С 2434 МЕТРА, КОГДА СРАБОТАЛИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА⁉️
Министр Скляр в своем сообщении в СМИ поясняет: "При приближении поезда на расстоянии 2434 метра автоматически сработали устройства переездной сигнализации, включился звуковой сигнал. Светофоры загорелись красным, шлагбаум до конца не опустился из-за находившихся на переезде машин".
В то же время согласно Правил технической эксплуатации, обслуживания и ремонта железнодорожных переездов Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 марта 2011 года № 168 пункта 103:
"При возникновении на переезде препятствий, угрожающих безопасности движения, а также при загромождении переезда свалившимся грузом или остановившимся транспортным средством дежурный по переезду действует следующим образом:
1) по телефону оповещает о случившемся дежурного по станции или поездного диспетчера. При наличии радиосвязи сообщает о необходимости остановки и наличии препятствия на переезде машинистам поездов, после чего принимает меры по устранению препятствия;
2) при наличии заградительной сигнализации незамедлительно включает ее, для чего снимает пломбу с кнопки "Включение заграждения", нажимает на кнопку и закрывает шлагбаумы (включение заградительных светофоров проверяется по лампочкам, имеющимся на щитке управления шлагбаумами);
3) подает сигнал общей тревоги духовым рожком или ударами в подвешенный металлический предмет: группами из одного длинного и трех коротких звуков, а также принимает меры по ограждению места препятствия в соответствии с Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте (далее – ИСИ), утвержденная приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 апреля 2011 года № 209 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6954);
4) при наличии на переезде специальных средств сигнализации (проблескового маячка красного цвета и сирены) включает их.
⁉️ Сделал ли эти действия дежурный по переезду? Ведь как указывалось выше затор на переезде произошел еще в 18:30 и было достаточно времени предупредить дежурного по станции что бы остановить поезд. и согласно правил пункт 103 подпункт 1 поезд должен был быть остановлен "сообщает о необходимости остановки".
3) ГДЕ УЗП? ИСПРАВНЫ ЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА НА ПЕРЕЕЗДЕ⁉️
Министр Скляр в своем сообщении в СМИ отмечает: "Переезд оснащен УСТРОЙСТВОМ ЗАГРАЖДЕНИЯ ПУТИ ( УЗП ), шлагбаумом и светофором, то есть требования по оснащению переезда в полной мере соблюдены."
УЗП - устройство заграждения переездов - комплект устройств, предназначенных для автоматического ограждения проезжей части на железнодорожных переездах путем поднятия, установленного на шарнирах заграждающего элемента (крышки).
Согласно пункту 42 Правил: " На переездах с интенсивным движением транспортных средств, а также со скоростным движением пассажирских поездов применяется специальные УЗП для предотвращения несанкционированного въезда транспортных средств на переезды, УЗП полностью перекрывает проезжую часть автомобильной дороги."
На видео с места аварии не видно что УЗП подняты. Автомобили стоят сплошным потоком. Рабочее ли это оборудование? Почему его не применили?
Кстати согласно пункта 31 Правил "Переезды, оборудованные УЗП от несанкционированного въезда на переезд транспортного средства, имеют пешеходные дорожки". На фото и видео мы видим что пешеходных дорожек нет. НЕ это ли является причиной что УЗП не используют. Ведь в таком случае надо перегородить путь пешеходам.
4) ПОЧЕМУ МАШИНИСТУ НЕ ДАЛИ ЗАРАНЕЕ КОМАНДУ СБРОСИТЬ СКОРОСТЬ ДО 20 КМ в ЧАС ЕСЛИ БЫЛО ОЧЕВИДНО ЧТО ШЛАГБАУМ НЕ ОПУСТИЛСЯ, А УЗП НЕ ПОДНЯЛСЯ?
Читаем Правила как должны поступить работники КТЖ если оборудование на переезде не сработало:
60. В случае отключения переездной сигнализации или ее неисправности дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру на участках с диспетчерской централизацией автоматически подается извещение об отключении или неисправности переездной сигнализации. Дежурный по станции или поездной диспетчер, получив указанное извещение, делает запись об отключении или о неисправности автоматики на переезде в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46, сообщает об отключении или неисправности переездной сигнализации дежурным соседних станций и диспетчеру сигнализации и связи, также диспетчеру пути для принятия необходимых мер по пропуску автотранспорта.
61. Работник дистанции сигнализации и связи принимает меры по устранению неисправности переездной сигнализации.
62. Дежурный по станции или поездной диспетчер по радиосвязи немедленно передает машинистам поездов, следующих в направлении неисправного переезда, сообщение о неисправных устройствах автоматики на переезде и необходимости проследования его с особой бдительностью и со скоростью не более 20 километров в час. При этом видно на видео что поезд приблизился на высокой скорости. Как пишут более 50 км в час.
Кто виноват? Почему заранее машинист не был предупрежден?
5) ПОЧЕМУ НЕ ОСТАНОВИЛИ ПОЕЗД⁉️
Правила предусматривают конкретные требования - есть препятствия НУЖНО ОСТАНОВИТЬ ПОЕЗД.
105. Дежурный по станции, ограничивающей перегон, на основании полученного извещения о препятствии или сообщения дежурного по соседней станции, в первую очередь, сообщает по радиосвязи машинистам поездов, находящихся в ходу на перегоне в направлении опасного места, километр опасного места и какие меры предосторожности необходимо принять при его проследовании, убеждается, что сообщение понято ими правильно, и докладывает об этом поездному диспетчеру. При наличии поезда, следующего в направлении опасного места (находящегося на приближении или на станции), дежурный по станции подает сигнал остановки поезду у выходного (маршрутного) светофора, предупредив машиниста поезда о препятствии на переезде по радиосвязи.
106. Дежурный по переезду, получив от дежурного по станции (поездного диспетчера) уведомление об отправлении поезда на перегон, бежит навстречу поезду, подавая сигнал остановки, укладывает петарды на расстоянии, определенном местной инструкцией, или в том месте, где успеет, в том числе и по соседнему пути, если на нем также обнаружено препятствие. Затем дежурный по переезду возвращается к месту препятствия и принимает возможные меры по устранению препятствия.
ВОПРОС: ПОЧЕМУ ЗАРАНЕЕ ЗНАЯ О ЗАТОРЕ ПОЕЗД НЕ БЫЛ ОСТАНОВЛЕН СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ⁉️