В прошлом материале я рассказывал о моем ощущении ночного Алматы, алматинского и карагандинского аэропорта. Напомню, что я приехал в Караганду на свадьбу. Весь мой дальнейшей распорядок дня был посвящен этому событию. Не буду утомлять описанием "беспощадного" казахского тоя.
В аэропорту меня встретили брат и племянник. Пока мы ехали по городу, из разговоров я понял, что Караганда активно застраивается. Караганду я видел в 2012 году, эти места я запомнил пустырями. Сейчас они плотно застроены, и стройка продолжается дальше.
На следующий день планировался выезд в Балхаш. Думал, что выеду не спеша, однако с утра пришла печальная новость. Скончался дядя, и мне со всеми родственниками пришлось срочно выезжать в Балхаш. Этот отрезок пути моего путешествия не совсем одиночный #blindtrip.
Дорога на Балхаш сейчас реконструируется и, судя по замыслам, она из двухполосной превратится в 4 полосную. Поэтому на всем протяжении пути дорога изобиловала съездами и в основном рядом в степи. Водитель мчался так быстро насколько мог. Пару раз я подпрыгнул на кочке, кажется, ощутил, что такое невесомость.
Приехав в Балхаш, оставили дома вещи и поехали в дом покойного дяди. Дядя жил в посёлке Конырат, который с недавнего времени стал микрорайоном города Балхаш. Для меня этот посёлок не является чужим, я там родился и жил долгое время. Сейчас там живут мои родители. Дорога, соединяющая город и этот микрорайон в своё время считалась запасной взлётно-посадочной полосой для местного аэродрома, на котором расположена летная часть. Во всяком случае такую версию мне сообщали старожилы, поэтому она долгое время была в идеальном состоянии. Очевидцы рассказывали, что в её основании укладывали аэродромные плиты, которые укладывают при прокладке взлетно-посадочной полосы.
Сейчас эта дорога не в таком хорошем состоянии, как ранее. В целях экономии, проводятся только ямочные ремонты.
Однако центральная улица посёлка порадовала. Местные жители рассказали, что недавно праздновали девяностолетие основания нашего поселка. В честь этого события был произведен ремонт некоторых дорог, восстановлено 4 дома, которые были частично разрушены и являли собой печальное зрелище, глядя на улицу пустыми глазницами окон. Также мне рассказали, что было установлено несколько детских площадок. Но всё так радостно, как можно подумать. Например, дороги в частном секторе, так называемом поселке Октябрьском, либо оставляют желать лучшего, либо совсем отсутствуют.
На следующий день мне предстояла экскурсия уже по городу, который изменился с момента моего отъезда в город Алматы в 2015 году. После ужина с друзьями пошли прогуляться на местный Арбат, пешеходные пространства, где в основном гуляют по вечерам местные жители. Это единый комплекс, который связывает набережную и дворец культуры металлургов, и прилегающие к нему сзади пространства. Территория сзади дворца металлургов в своё время была довольно неухоженной. В настоящее время на ней расположили огромное количество скамеек, питьевые фонтанчики, обычный фонтан, который символизирует собой ковш, разливающий горячий металл. Ведь Балхаш является одной из главных точек, олицетворяющих металлургическую промышленность Казахстана.
Здесь же расположились многочисленные детские площадки, спортивные площадки, можно арендовать велосипед, либо нанять велорикшу. К сожалению, всё это было решено за счёт сноса и так немногочисленных зеленых насаждений, которые росли на этой площади с давних времен.
И не все питьевые фонтанчики работали, и основной фонтан, который должен был символизировать выплавку горячего металла, был не совсем в рабочем состоянии. Подразумевалось, что луч красного цвета будет окрашивать воду в цвет похожее на раскаленный металл, однако это подсветка отсутствовала и вода просто лилась из ковша не подсвеченной.
Отдельно «порадовала» плитка под ногами. Видимо, чтобы подчеркнуть близость к озеру, плитка на набережной была положена криво волнообразно. Местные жители говорят, это получилось от того, что её положили уже поздней осенью, почти в ноябре, когда в это время обычно земля раскисшая. Видимо торопились освоить бюджет до нового года.
Еще момент, раньше там стоял памятник академику М. П Русакову, который открыл Коунрадское медное месторождение. Для переработки руды и построили медеплавильный завод, вокруг которого и вырос город Балхаш. И вот недавно памятник куда-то перенесли. Местные жители не знают куда. Как-то печально это все.
Еще расскажу о проблемах такси. Да, не только в Алматы есть проблемы с таксистами. Они существуют везде. И почти везде они одинаковые. Можно битый час звонить и просить машину. Местные водители настолько избалованные, что могут не принять заказ, потому что ехать далеко и за это время они успеют обслужить два или три заказа. Так как нам надо было поехать за город, то водители отказывались принимать заказ, потому что на обратном пути они приедут пустыми и не хотят просто тратить бензин. Одна из водителей сказала, "хорошо, что я высадил сына, а то оказывается вас четверо, в общем, попросила его погулять пока, а я вас отвезу".
Городским властям наконец-то удалось решить многолетнюю проблему заезда в мой двор. Они выровняли ямы, которые препятствовали нормальному заезду транспорта во двор моего прежнего дома. Однако сам двор до сих пор представляет печальное зрелище из ям и выбоин, при этом асфальт там не предусмотрен изначально. Хорошо, что в эти дни не было дождя, так как я помню, что во время дождя там всегда образовалась непролазная грязь, невозможно было пройти, не испачкав свою обувь.
Так как я там был с друзьями, то было конечно же легче. В обратную дорогу я решил уже попытаться остановить попутный автомобиль на трассе, чтобы добраться до Алматы. На выезде из города есть несколько заправочных станций. Чтобы не стоять вдоль обочины мы решили подходить и интересоваться у автомобилистов на заправке о возможности подвезти меня до Алматы. Естественно мы подходили только к тем машинам, где визуально было видно, что есть пару свободных мест. Но, видимо испугавшись или ещё по каким-то причинам, несколько машин не захотели забирать меня. Поэтому мне пришлось опять использовать Indriver. Мне повезло найти довольно хороший вариант. Я ехал в Алматы в седане бизнес класса, но не в представителе российского автопрома, который так живописно был описан Тимати.
Меня везла молодая супружеская пара из столицы, которая держал свой путь в Алматы.
В этой поездке, ввиду того, что я не мог использовать зрение, мне пришлось ощущать нашу страну и всё ее многообразие другими способами, я попробовал нашу страну на ощупь, на вкус, на ароматы и запахи, и просто на ощущение.
Это были и кресла авиалайнера, где мне удалось довольно неплохо разместиться. Людям, которые выше меня, а я примерно ростом 182 см, было бы немного не комфортно, я думаю. Это и кресла минивэна, в котором меня по бросало в разные стороны, и кресла автомобиля, в котором я приехал в Алматы. Это и запах кофе на борту самолета и разговоры в пути, которые люди вели ожидая взлет. Это звуки дорожного строительства, которые сопровождали меня из Караганды и затем из Балхаша по пути в Алматы.
Кстати, отмечу разницу, которую я ощутил во вкусе мяса. Мясо, которое я кушал в Караганде и Балхаше разительно отличается от мяса, которое я обычно ем в Алматы. Мясо, которое мы покупаем в Алматы, кажется мне чуть сладковатым, буквально самую чуточку. Мясо из полупустынного Балхаша мне показалось более солоноватым на вкус и по фактуре более грубым, как мышцы у профессиональных атлетов. Видимо суровость климата накладывать Свой отпечаток на фактуру мяса.
Вот отдельного внимания стоит запах и вкус копчёной рыбы из Балхаша. Запах уносит тебя в пустынную степь, где ветер поднимает не то песок, не то пыль. Где солнце обжигающе теплое. Когда кусаешь копченую рыбу, узнаешь тот ветер, ведь из-за него внешняя корочка мякоти становится обветренной и огрубевшей. И теплой от солнца. Но стоит прокусить, как сразу можно насладиться соленым мясистым куском настоящей балхашской рыбы. Это вам не креветки замороженные в супермаркете покупать. Безусловно, этот запах на любителя, но это запах моей родины.
Также я ощутил разницу в диалектах. Те слова, которые я уже привык произносить в Алматы, в центральной части страны могут иметь абсолютно другое значение. Так, например, слово «полотенце», в Алматы меня приучили называть «сүлгі», в центральном Казахстане это «орамал». «Пәрнек» и «құман». Интересно открывать для себя что-то новое. Поэтому если есть возможность, то лучше не сидеть дома, и хотя бы начать изучать свою страну и ездить по ней. А если есть возможность чередовать внутренние поездки с поездками за границу, то это вообще идеальный вариант. Надеюсь, в будущем мне удастся испытать и эти ощущения.
Айтбек Аулбаев, ваш незрячий турист
Просмотров материала: 2 929