В начале февраля нынешнего года вышла книга «Казах держал на плечах Небо» писателя, исследователя Торегали Казиева. Он – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии». Вызывает сожаление, что книга издана маленьким тиражом, как и предыдущая «Триумф Казахии». Обе книги изданы на средства автора.
Торегали Абдоллаулы Казиев родился в 1948 году в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.
В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).
Торегали Казиев не устает повторять: «На планете только три государства занимаются системным изучением истории, своей и мира – США, Великобритания и Израиль. Потому и командуют миром они, т.к. разбирают достижения и ошибки деятелей прошлого, просчитывают варианты событий и строят свое настоящее и будущее с учетом опыта своего народа и всего человечества».
По этой причине исследователь призывает уделять большое внимание своей истории – в ней сокрыты знания настоящего и будущего страны и народа, по ней можно прогнозировать и проецировать будущее. Такое неординарное и прогнозное видение истории страны – как по матрице выводить события современной жизни – было основой для нашей беседы с писателем.
Необходим Высший Совет Нации
Историческое видение прошлого Казиева тоже неординароное, и его собственная теория происхождения народов мира и степной цивилизации существенно отлична от официальной: Сердцем Мира считает Степь. Но после лингвистических исследований Олжаса Сулейменова о том, что предки казахов были на аппенинах раньше латинов и оставили свои термины в латинском языке, многие пазлы истории ложатся на свои места.
– Торегали Абдоллаулы, страна на пороге выборов президента, и общество волнует будущее развитие республики. Может ли развитие пойти в «не ту степь»?
– В своей книге «Сердце Мира» в 2013 году писал: «Ничто в мире не совершается автоматически и необходимо сочетание старого и нового, опыта и новаторства, постоянный учет вызовов времени и своевременные корректировки... в условиях глобализации к рулю могут подходить случайные и опасные люди, не несущие в себе казахской стратегии, казахских смыслов, которым до фени будет судьба нашего родного народа и государства!
Избираемый на несколько лет президент может быть и некомпетентным во многих вопросах, а тут ему подчиняется вся управленческая пирамида и он по неосторожности может смахнуть в небытие многие очень важные для народа вещи!..
Система сдержек нужна. Тем более при наступлении цветных революций – их дестабилизирующий марш прошёлся уже по многим государствам... Всегда есть необходимость в здоровом консерватизме, позволяющем держать в узде также необходимые в чём-то либерализм и реформизм, в системе, позволяющей сохранять базовые ценности и стратегию развития – несмотря и на периодическую смену высших руководящих кадров.
Для этого нужны постоянные структуры, сохраняющие базовые казахские ценности и долгосрочную казахскую стратегию... Поэтому мы обязаны приспособить общие принципы демократии к нашей казахской-казахстанской действительности – если хотим, чтобы страна наша и завтра, и вовеки веков оставалась Қазақией!»
– Но какое более конкретное очертание этих «постоянных структур»?
– Там же я писал, что нужен орган, стоящий во главе стратегического планирования, назвать его можно и Военным Советом (так в Китае, а в Британии, Японии, Швеции, Иране и ещё у ряда крепких стран – другие названия соответствующих стратегических органов), Стратегическим Советом, Советом Биев, Советом Абызов, Высшим Советом Нации и т.д.
В казахской (тюркской) древности был Совет Биев и по преданию Майкы Би Первый, живший задолго до н.э., лично сам поднял 9 ханов Турана, в том числе первого собственно казахского хана – Алаша хана Первого. И опираться этот Совет должен на реальную силу.
И на странице 600 моей книги написано: «Самый плавный путь – наделение Лидера Нации полномочиями Председателя Высшего Совета Нации, который предстоит создать, с приданием соответствующей структуры, пронизывающей страну от аульных аксакалов до самого верха и с мозговыми центрами. Тогда голос нации будет слышен всегда... И чаяния народа – претворяться в жизнь на более высоком и качественном уровне».
– Что-то подобное произошло 19 марта 2019 года…
– Да, это произошло на самом деле – переход первого президента нашей страны на пост председателя Совета безопасности, о чем писал еще в 2013 году! В главе «Что нужно для преемственности стратегии?» говорилось о том, что «стратегия – постоянное возобновление свободы и независимости нации и государства». Эта стратегия в нашей стране концентрированно выразилась в принятии предложенной Нурсултаном Назарбаевым идеи «Мәңгілік Ел» («Вечная Страна»).
Фундамент этой стратегии, направленной на века, наш первый президент за годы своего правления уже заложил – это исторический факт, состоящий в том, что казахский народ опять стал хозяином родной страны, в том числе и демографически.
Ведь прошедший XX век принес нашему народу большие демографические потери и в 1991 году казахи на своей родной земле, в Казахстане, составляли менее 40% населения страны, сейчас же – около 70%! С 6 миллионов в 1991 году поднялись до сегодняшних более 12 миллионов, то есть выросли вдвое – факт, о котором надо помнить всегда.
– В своих книгах вы часто упоминаете о Совете Биев, Абызов. Возможна ли такая структура в наши дни?
– Итак, 19 марта 2019 года Лидер нации стал председателем Совета Безопасности с соответствующими полномочиями влияния на политику государства. Первый шаг сделан, силовая часть есть. Теперь бы и духовно-смысловую часть стратегического планирования подтянуть, создать Совет Абызов, дающих отечественные смыслы развития – во главе с Председателем Совета безопасности.
Тогда два этих Совета и Ассамблея народа Казахстана сольются в Высший Совет Нации, как инструмент выработки и корректировки стратегии и сохранения этого оптимального курса, предохраняющего страну от политических штормов, которые происходят сегодня во многие странах мира.
Трагический XVIII век – клячи вместо тяжеловозов
– Вы постоянно призываете учиться на ошибках истории. Какие исторические ассоциации вызывают современные события?
– Конечно, хотелось бы по матрице выводить события современной жизни. Но происходящий сейчас транзит власти всё же вызывает у меня чувство тревоги за будущее страны, казахского народа и государства! По многим чертам он напоминает транзит власти в трагическом XVIII веке, когда казахский народ погрузился в неисчислимые несчастья и потерял свободу…
Никто не сомневается в том, что выберем того, кого предложит «Нур Отан». Ибо за ним Елбасы. Но мы живём в век быстрых изменений. Нынешняя ситуация повторяет во многом XVIII век, когда казахи потеряли свободу.
В ситуации, когда страну возглавляет специалист внешней политики, нужна такая конфигурация власти, где внутренней политикой занимались бы также работящие талантливые кадры, дающие нужные результаты. Источник развития внутри страны, а не вне её.
– Но что случилось в XVIII веке?
– Посмотрите, как было в XVIII веке. Вся первая половина его прошла в отражении агрессии Джунгарского ханства и других соседей. Взять 1723 год, время властвования в Казахии хана Болата, когда весной 70-тысячная армия джунгар вторглась с востока, и наступил самый трагический период в истории народа под названием «Актабан шубырынды».
Вот строки о тех бесталанных руководителях, ввергших народ в невиданную трагедию – в дастане «Елім-ай» Кожабергена жырау:
«Сәмеке, Қайып, Болат сұм,
Соңына елді ерте алмай
Қонтайшыға сатылып,
Елдің сырын ашқан күн.
Әбілмәмбет солқылдақ,
Ақ балшықтай борпылдақ,
Келіспейді ерлермен
Қабандарша қорсылдап»... –
«Самеке, Кайып, Болат хитрец,
За собой народ не сумели увлечь,
Продались контайши,
День, открывший несчастие народа.
Абулмамбет шаткий,
Как глина белая, рыхлый,
Не соглашается с батырами,
Хрюкая как кабан»...
– Кем был Болат хан в истории казахов?
– Болат хан был сыном знаменитого Тауке хана, а стал самым проклинаемым в истории человеком – из-за того, что полез верховодить тем, к чему не имел никаких способностей и поставил казахский народ на край гибели.
Абулмамбет был сыном того Болата хана и этот Абулмамбет тоже был выбран ханом!.. Хотя все видели клячу вместо тяжеловоза, никак не способного вытянуть тяжёлый государственный воз казахского будущего из засасывающей вглубь страшной трясины,
Лев Гумилёв, именем которого назван Евразийский университет в Нур-Султане, писал:
«Для этноса, находящегося в статическом состоянии, свойственно стремление к консервации взаимоотношений между его членами... уровень личных способностей во внимание не принимается... гений даже может не дожить до того времени, когда его таланты будут использованы коллективом, если на помощь не придут экстраординарные бедствия вроде жестокой войны с соседями или заразы, когда надо лечить умирающих соплеменников» (Этногенез и биосфера Земли. с. 431)!
XVIII век как раз и был же веком экстраординарных бедствий, и оцените моральный, духовный, деловой, культурный, военный и политический уровень верхов (!) общества, которые даже перед лицом великой военной опасности, угрозы распада страны и даже возможной гибели всего народа выбирали своими ханами арамтамаков и отталкивали от себя настоящих спасителей, талантливых организаторов и работяг – ведь они в народе всегда есть и задача управления состоит в постоянном поиске и привлечении к себе талантливых кадров!
– Почему так поступили?
– Спрашиваете, почему так поступили? Так настоящий организатор заставит всех без исключения трудиться на благо народа и государства, будет ценить людей по результатам труда, установит вертикальную и горизонтальную мобильность для всех членов общества, то есть справедливость. Но тогда тем, кто устроился возле котла, придётся потесниться и даже отойти в сторонку, если ты с рождения лодырь и проныра и не умеешь толком работать!
Вот так устроившиеся вокруг казана ловкачи, не умеющие ни воевать, ни трудиться, ни организовывать развитие экономики, науки, культуры, технологий, чтобы встать на уровень передовых стран и значит выжить всем народом, – предали будушее казахского народа.
Только Всевышний, любящий добродушного степняка, в 1991 году вытащил казаха из забытья и дал возможность стать самостоятельным равноправным членом сообщества свободных народов мира!.. Используем ли мы правильно эту возможность?
– Неужели не было в Степи достойных правителей?
– В том XVIII веке только два казахских хана показали своим организаторским и воинским искусством, что они настоящие потомки Чингис хана: в первую половину века – Абулхайр хан, во второй половине – Абылай хан. Первый был убит в 1748 году своими же сородичами. Второго в 1781 году представители «сливок местного общества» вынудили удалиться на покой в Туркестан, где он вскоре умер. Без талантливых деятелей как-то спокойнее, вообще-то, дремать не мешают... Бухар жырау сказал:
«Сүйтіп жүрген кезінде
Арыстаннан айрылса,
Қанаты түптен қайрылса,
Ел шетіне жау келсе,
Өтініп оны ала алмай,
Алдына келген жақсының
Қадірін оның біле алмай,
Қадірқұрмет қыла алмай,
Артында қалған жамандар
Бас басына тозбас па!»
И показывает результат транзита власти в 18 веке дастан «Елім-ай»:
«...Әз Тәуке өлгеннен соң быт-шыт болдық,
Қазақтың басын қосар көсем болмай» -
«Как умер Аз Тауке, разбиты мы вдребезги,
Казахов чтоб объединить – не нашлось вождя»...
Пала статичная нация, потеряла независимость. Не было динамики политической жизни. Есть ли динамика сейчас? Не «съедаем» ли мы своих талантливых работяг, не отправляем ли послами на Марс? Или Бораты Сагдиевы вытянут казахский воз в гору? Столько порой появляется мажоров-«рукой-водителей», далёких страшно от народа!..
– Вы начали за здравие, а закончили за упокой…
– Нет-нет, в истории есть также повороты, и события могут развиваться по спирали. И страна, и общество должны извлекать уроки из ситуации, и становится выше себя самого на ступеньку: второй президент пришел работать всерьез и надолго…
– Торегали Абдоллаулы, большое спасибо за интервью!
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 828