Праздник Нового года был когда-то светским компромиссом между двумя Рождествами – западнохристианским и восточным. Казахи доброжелательны ко всем этим трём праздникам.
И это неслучайно. Во-первых, корни рождества идентичны нашему полузабытому степному празднику Нартуған – победе света над тьмой после зимнего солнцестояния. Наши предки – мусульманские Пір-Посвящённые в средние века расшифровали Рождество у своих соседей как символ «пробуждения скрытых возможностей человеческого потенциала». Т.е., именно того, чего сегодня не хватает нам, казахам.
Как учат Учителя человечества, главное – это наличие сильного и конкретного Желания (тілек, ықылас,ынтызар).
Обратимся к дискуссии о ситуации с Anatili. Казахские интеллектуалы Төлеген Байтукенов, Земфира Ержан и Қанат Тасибеков - известные патриоты родного языка и, как минимум, билингвы (владеющие қазақтілі, наряду с другими иностранными языками).
При этом первый из них с сожалением отмечает ограниченность языка в основном сферой повседневности и риски конкурентного проигрыша из-за этого. А его оппоненты выступают в роли защитников перспектив развития қазақтілі: Земфира корень этой проблемы видит в отсутствии нормального народа, а Қанеке считает доводы Төлегена лишь удобными отговорками в деле освоения родного языка.
Лично я сам считаю справедливыми все три позиции, требующие анализа и интеграции. На самом деле вся казахосфера (космос казахской культуры) состоит из трёх уровней:
– нижний, қазақШЫЛЫҚ, обыденно-повседневный, бытовой уровень;
– средний, қазақЫЛЫҚ, профессиональный уровень (по различной специализации и специфике);
– высший, қазақТЫҚ (духовно-сакральный уровень).
Самый нижний уровень на сегодня чувствует себя лучше всех. Причиной тому его востребованность. Ведь сегодня весь круг жизненных интересов большинства людей искусственно ограничен сферой обывательства и развлечений (даро-обменная экономика, престижное потребительство, «той-думан»).
На профессиональном уровне относительно более развит лексикон в традиционном хозяйствовании, а в остальных отраслях – прямые заимствования из других языков.
Но хуже всего чувтсвует себя уровень ҚАЗАҚТЫҚ, где даже само это понятие-слово в последний раз употреблялось лишь деятелями Алаш-Орды.
Какой же ВЫХОД и какие нужны ДЕЙСТВИЯ?
1) Реанимация ҚАЗАҚТЫҚ – это дело национальной элиты (политической и культурной). Которая, в свою очередь, может возродиться лишь при наличии конкурентной среды: свободы, прозрачности,выборовнаконец. Благо, что казахское население с каждым годом составляет всё большее электоральное большинство.
2) Развитию же ҚАЗАҚЫЛЫҚ (во всём его разнообразии потребностей современной эпохи) нужна, прежде всего, отечественная промышленность, полезные производства, в чьих рабочих местах остро нуждается наша казахская молодёжь. И в рабочем процессе сам собой органично появится весь нужный лексикон профессионального, научно-технологического уровня.
------------
– Саспаңдар, жігіттер, мы обязательно прорвёмся к десятке развитых стран мира!.– сказал Бату-хан в своём ежегодном обращении к народу улуса.
------------
Если вы хотите, чтобы казаху понравился новогодний овощной салат, добавьте в него щепотку конины, пучок жал-жая и веточку қазы.
------------
Особенность психически больных – не признаваться в своих душевных недугах. Даже если это всего лишь кредитоманы. Тем более, когда это власти страны.
------------
Казахи никогда не опаздывают. Они героически добираются именно в тот момент, когда смогут...
------------
Хорошо живут в предвыборном KZ благодаря "мудрой политике ЕБ", и хр@ново в послевыборном – из-за наших грехов:
a) слепой вере в государство,
b) обывательскому потребл@дству,
c) гражданской неконсолидированности,
d) слабости отечественной промышленности и национальной философии.
------------
Казах от казашки отличается выдержкой.
Лежит-жатыр әйел на выходных/праздниках, не вытерпит – вскочит, суетится, что-то делает.
Erkek лежит себе дальше, превозмогает...
------------
Мой новогодний (нартуғанский) ПРОГНОЗ-БОЛЖАМ:
Впереди ещё 10 застойных лет ("зимнего солнцестояния"), но они будут самыми интересными для понимающих людей: переход от тьмы к свету внутри мозгов и душ каждого чела индивидуально и малыми группами.
(Невзирая на холод с Севера и их тутошних слуг, от нео-имперского псевдо-Карачуна, а по сути –Мордора).
------------
(сетевые пословицы нового времени):
"С сапёрной лопаткой в ФБ ошибаются один раз".
------------
Кто покупает живые ёлки – это ВАТА: можете украшать их собою, фейсом в салате...
------------
Попрошайки тоже предлагают не подавать руку депутатам.
------------
Наконец-то "ЕАЭС" стало неприличным словом. День Независимости стал праздником, когда власти (на пару с ассамблеями) боятся любого казаха.
------------
А вы чувствуете, как Новый Год подкрадывается всё ближе и наполняет душу радостным новогодним настроением? Я тоже нет.
------------
Два главных правила ФБ-экстремала: "Не сс…ть!.. И не есть жёлтый снег".
------------
"Реформу МВД" мы все наглядно увидели 16 декабря.
------------
Блогер – это экстремал-адреналинщик, гуляющий по тонкому льду "фасадной демократии" над студённой Бездной экс-ГУЛАГа.
------------
Судя по специфике нынешнего Желтоқсана – то сразу после НГ нас ждёт "нескучный" политический сезон ?..
------------
Политконсультанты – это те, у кого чувство юмора гораздо сильнее чувства жалости.
------------
Вата – кто 17 декабря заикается про НГ.
------------
Кстати, по новым грамматическим правилам имперского языка вместо прежнего "надень орден" щас говорится "одень нарден".
------------
Застойные общества отличаются маниакальной тягой пышно справлять ритуалы "Новый год". Змеюшники тоже падки на всяческие "корпоративы".
------------
Агашка нашёл заначку в старой куртке и поднялся на четыре пункта в списке «Форбс».
------------
Идет собрание в клубе экстремалов. Где все рассказывают, что сделали на прошедшей неделе. И туда случайно зашёл казах из аула:
– Я с парашютом прыгнул!
– Молодец! Не плохо!
– Я с горы на сноуборде скатился!
– Молодец! Круто!
– А у нас на это денег нет и мы всем аулом каждый год кредиты на свадьбу берём!
– Чувак, да вы там вообще все отбитые!
------------
– А Вы правда домохозяйка?
– Да.
– Круто! Скажите что-нибудь по-домохозяйски.
– Оңбаған, ауызыңдыжап та, алдыңа қойған тамақты үндемей-түндемей жеп ал!
------------
Каждый степняк изначально был лидером-выживальщиком в экстремальных условиях бескрайней дикой природы. Поэтому щас казахам не хватает лишь идеологов-визионеров. (А глаз-то у всех давно уже прищурен...)
------------
Когда работаешь на дядю
С мохнатой крышей из акимата–
Не заработаешь на голых тёть
Из молодёжного маслихата.
------------
– Ереке, как назвать агашку импотентом, не используя этого обидного слова?
– Владелец недвижимости.
------------
Кто не рискует, тот не пьёт шамалганского.
------------
ЛАЙФХАК от пилосыпаЕреке:
Когда у Вас құрдасы настойчиво просят совета, какое оригинальное имя дать их малышу, а Вам в голову ничего подходящего не приходит – то можно рассказать этот анек: "Родители в многодетной семье назвали своих близнецов Дәуір и Эра, чтобы другие сыновья у них были "біздінДәуіргедейін", а дочери – "до нашей Эры".
------------
Повысили возраст выхода на пенсию. Идем с подругой на работу – помним, что работаем, но не помним – где...
------------
Правильным казахам вполне достаточно мяса, козлам же – всегда не хватает капусты.
------------
ТРИ СТАДИИ НАШЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:
1) При позднем Брежневе: "Хуже уже не будет!".
2) Признак окончательного загнивания постсовка: "Ничего хорошего уже не будет!".
3) После 2020 года (новыймушель): "Всё будет именно так, как мы захотим и сможем!".
------------
ПОСТ-ЖЕЛТОҚСАНОВСКИЕ МЫСЛИ
Колониальная элита не способна на самостоятельное развитие страны. Потому что она изначально создавалась лишь для безоговорочного подчинения внешнему Центру управления.
Ее миссия – только служение имперскому Хозяину, выполнение Его воли и ценных указаний. А весь смысл жизни – это подворовывать в собственные карманы во время исполнения чужих приказов, за счёт сверхэксплуатации вверенных территорий и туземного населения. Поэтому, когда умирает один Хозяин, они тут же находят другого.
Потому что по своей природе они вовсе не Стратеги (созидатели возможностей и проторение путей), а всего лишь тактики, годные лишь на растрату имеющихся ресурсов и движение по готовому пути. Для них созидательный потенциал своего народа – только пустой звук и угроза их зависимой власти.
В этом и их коренная ошибка, потому что со временем на место компрадоров неизбежно придут более востребованные Историей истинно национальные Стратеги, взращенные местной почвой.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала НОФ "Аспандау"
Автор: Еркин Иргалиев -
Просмотров материала: 3 428