Сырьевой сектор остается в оборонительной позиции: растущее предложение вредит многим сырьевым материалам, от сырой нефти до зерна. Сомнения в перспективах роста двух крупнейших экономик мира в 2019 году давят на промышленные и полудрагоценные металлы, а золоту не удалось существенно вырасти на недавнем восстановлении при сильном долларе и при сохранении намерения «ястребиного» FOMC продолжать повышение ставок в ближайшие месяцы.
Промежуточные выборы в США не принесли особых сюрпризов: демократы, хотя и получили контроль в Палате представителей, не смогли создать «синюю волну». Республиканцам не удалось «красное повторение», но они усилили свое преимущество в Сенате. На рынке акций наблюдался рост после исчезновение основной опасности, доходность по облигациям вернулась к росту, а доллар, после некоторого ослабления вначале, усилился после того, как ФРС указала, что планирует продолжать постепенное поднятие ставок в предстоящие месяцы.
Первоначальное влияние выборов на рынок сырья оказалось невелико, но со временем стоит обратить внимание на следующее:
Экономический рост конца цикла в США не получает дальнейшей поддержки через снижение налогов
Необеспеченные инфраструктурные расходы отрицательно влияют на промышленные металлы, дефицит бюджета и доходность по облигациям
Оппозиция программе дерегулирования энергетики Дональда Трампа может повредить долгосрочным перспективам роста добычи нефти в США
Раскол в правительства США создает потенциал для ослабления доллара со временем
Главным поставщиком новостей стала нефть, продолжившая падение по мере снижения тревоги о санкциях против Ирана и наращивания добычи крупнейшими мировыми поставщиками. Суммарно энергетический сектор в течение недели торговался почти плоско: сильнейший за два года всплеск у природного газа компенсировал слабость у сырой нефти и продуктов переработки.
Цены на природный газ выросли более чем на 10% за неделю, так как сильное похолодание по всему востоку США привлекло внимание к его запасам, которые перед зимним пиком спроса оказываются сезонно минимальными за последние 15 лет.
Всего за шесть недель спекуляция на рынке нефти спустилась от 90 долларов США за баррель нефти марки Brent перед концом года до нынешних 60 долларов. Из двух эталонных марок нефти WTI потеряла больше: рост добычи в США, увеличение запасов и снижение спроса на переработку из-за постановки НПЗ на техобслуживание привели к падению цены более чем на 22% с октябрьского максимума, так что она возвращается на территорию трейдеров, играющих на понижение.
Остаются предметом беспокойства взлеты и падения нынешней торговой войны, влияние которой ощущают многие важные сырьевые товары — от соевых бобов до меди и даже золота, из-за его сильной корреляции с китайским юанем. Теперь, когда промежуточные выборы позади и Трамп потерял часть пространства для маневра у себя в стране, он может удвоить усилия на международной арене. Вместе с торговой войной это приводит к некоторому пессимизму насчет того, чего смогут достичь Трамп и Си Цзиньпин на своей встрече, предстоящей в конце этого месяца на саммите G20 в Аргентине.
Американские фермеры, выращивающие сою, продолжают ощущать действие сезона, принесшего одновременно рекордный урожай и обрушение спроса из Китая из-за пошлин. Цена сои на Чикагской бирже продолжает держаться ниже 9 долл. США за бушель, примерно на 20% ниже мартовского пика, когда прогноз был совсем другой. Этот удар виден и в ежемесячной оценке спроса и предложения от Департамента сельского хозяйства США. Еще с июня последний поднимает прогноз остатков соевых бобов к концу рыночного года, который заканчивается 1 октября следующего года.
Торговая война давит на промышленные металлы
Сектор промышленных металлов больше других ощущает давление потенциального отрицательного влияния продолжающейся торговой войны на мировой экономический рост и спрос. Цена на медь, однако, смогла после распродажи в июне-июле установиться в широком диапазоне от 2,55 до 2,85 долл. США за фунт благодаря признакам сокращения материального рынка. Чилийская компания Codelco, крупнейший в мире производитель меди, показала наименьшее квартальное производство за этот год, сообщив перед тем о падении добычи на всех рудниках из-за ухудшения сортности руды.
Плохой прогноз предложения по причине ухудшения сортности и недостатка инвестиций уже привел к предположениям, что в ближайшие годы может возникнуть структурный дефицит, что приведет к подорожанию меди и других промышленных металлов. Особенно если Китай и США предпочтут повышать инвестиции в инфраструктурные проекты.
Золото застряло в диапазоне от 1210 до 1240 долл. США за унцию; октябрьское восстановление было вызвано в основном коротким покрытием со стороны хедж-фондов. Тогда они оказались держателями рекордной и в итоге неустойчивой короткой позиции среди признаков возникновения спроса на «безопасную гавань» и на диверсификацию корзины на фоне разворачивающегося разгрома на рынке акций и скачка доходности по облигациям.
После сокращения на 55% за прошедшие три недели «попутный ветер» со стороны покупателей, покрывающих ставки на понижение, стих. На этом этапе, когда риск-аппетит на акции и доллар возвращается, а ФРС продолжает поднимать ставки, играющие на понижение трейдеры снова начинают брать дело в свои руки. Не помогают настроению и еще большая распродажа на рынке серебра, которому вредит его привязка к находящимся под давлением промышленным металлам.
Так как мы уверены, что восстановление рынка акций заканчивается и что сильный доллар остается неустойчивым, то продолжаем считать, что инвесторы продолжат искать альтернативные инструменты. Это будет страхование как от риска инфляции, так и от нарастающей корреляции между акциями и облигациями.
Золото сейчас торгуется в 31-долларовом диапазоне. В случае прорыва ниже 1201 долл. США за унцию и более важного уровня 1191 долл. США за унцию трейдеры, играющие на понижение, снова окажутся на коне. Потенциальные покупатели тем временем будут, вероятно, сидеть и ждать прорыва вверх выше 1243 долл. США за унцию — маневра, который может вызвать новое короткое покрытие фондов.
Цены на нефть подавляются предложением
Пятую неделю продолжается разгром на рынке сырой нефти, вызываемый ростом предложения со стороны трех крупнейших производителей мира — США, России и Саудовской Аравии — и увеличением запасов в США. Нефть марки WTI вошла на территорию игры на понижение, просев более чем на 22%, а Brent пробила вниз психологически важный барьер 70 долл. США за баррель.
На неделе, когда США объявили о возвращении санкций против Ирана, всё было наоборот: тогда, в начале октября, цена на нефть марки Brent превысила 87 долл. США за баррель на беспокойстве, что мировой рынок недополучит поставки. Чтобы дать другим производителям время нарастить добычу, правительство США решило дать восьми странам разрешение продолжить закупки иранской нефти на время до шести месяцев.
На этой неделе к начальной слабости добавилось влияние Управления энергетической информации США, которое в своем краткосрочном прогнозе по энергетике на ноябрь подняло прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 0,3 млн баррелей в день до рекордных 12,06 млн баррелей в день, а прогноз роста мирового спроса снизило на 0,1 млн до 1,4 млн баррелей в день. Однако в Управлении также сказали, что мировой спрос на переработку, который из-за техобслуживания НПЗ оценивался на 2 млн баррелей в день ниже, начнет расти и в ближайшие недели вернется к обычным значениям.
Явившееся ответом на требование Трампа увеличить темпы добычи, чтобы предотвратить скачок цен, падение на 17 долларов с начала октября теперь, наоборот, может привести к сокращению добычи для того, чтобы поддержать цены. Заседание Министерского мониторингового комитета ОПЕК+, предстоящее 10-11 ноября в Абу-Даби, может, если верить его делегатам, включать в свою повестку вопрос о снижении поставок в 2019 году. Это связано с осознанием того, что санкции США против Ирана могут не принести такого большого падения, как многие опасались, при том, что добыча в самих США продолжает рваться вверх и прогноз роста на 2019 год оказывается под вопросом.
Мы продолжаем считать, что цена на нефть в конце концов установится в диапазоне от 70 до 80 долл. США за баррель. ОПЕК и Россия могут с помощью сокращения добычи поддерживать уровень 70 долларов за баррель, а правительство США могло бы использовать некоторую гибкость в выдаче своих разрешений для предотвращения прорыва цены выше 80 долларов за баррель.
Но в краткосрочной перспективе сохраняется риск чрезмерного снижения на рынке. При цене выше 80 долл. США за баррель рынок звал к отметке 90 долл. США, а ниже 70 долл. США за баррель разговор пойдет о 60 долл. США. Ни та, ни другая ситуация не устойчивы, но они создают ту волатильность, к которой мы на рынке нефти уже привыкли.
Чтобы этот рынок стабилизировался, сначала нужен разворот хедж-фондов от продажи.
Судя по темпам продажи в течение пяти недель до 30 октября, для этого может потребоваться нечто большее, чем словесная интервенция от ОПЕК. Однако после сокращения ставок на повышение по нефти марок WTI и Brent до 13-месячного и 15-месячного минимума соответственно может понадобиться почти фундаментальный сдвиг рыночных перспектив, чтобы снижение продолжилось.
Оле Хансен, глава отдела стратегий SaxoBank на товарно-сырьевом рынке
Просмотров материала: 852