В понедельник, 28 мая 2018 года в Мажилисе состоялась презентация новой Госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы. В основе этого шестимесячного труда МСХ лежат, как минимум, четыре ложных посыла, четыре ложных основания.
Первый. По мнению руководства МСХ основная проблема сельского хозяйства - это низкий спрос. Позволю не согласиться с этим. Взгляните на полки наших магазинов и рынков и вы увидите потенциальный спрос на продукцию нашего сельского хозяйства. Половина, а по некоторым видам и больше, импорта.
Ладно ананасы и бананы. Но почему яблоки из Польши, картофель из Пакистана, молоко из Беларуси, масло из России? Мы импортируем 40% колбасы, но даже оставшиеся и вроде наши 60% колбасы частично производятся из импортного мяса.
Такая же картина по сухому и сгущённому молоку, консервам фруктовым и овощным. Нам обещают экспорт нашей продукции на 2,4 млрд долларов США. Но может вначале надо перекрыть импорт продовольствия почти на 3,4 млрд долларов США? Где же наша продукция? Почему она не доходит до полок наших магазинов и рынков?
В 2016 году НПП Атамекен провёл очень полезную работу: собрал за одним столом торговцев Алматы и фермеров области. Торговцы сказали: «Мы тоже патриоты, мы готовы продавать нашу продукцию. Но смогут ли фермеры обеспечить равномерную ежедневную поставку в течение 365 дней в год, скажем по 1 тонне мяса, по 5 тонн картофеля каждый день?».
Фермеры пожали плечами, потому что каждый по отдельности не сможет. Потому что нет системы заготовки и сбыта. Вот в чем главная проблема сельского хозяйства. Сбыт, а не спрос - вот главная проблема села. Для ее решения в прошлом году начали создавать сбытовые кооперативы. Но нынешнее МСХ по надуманным причинам свернуло эту работу.
Далее, торговцы спросили: «А смогут фермеры обеспечить одинаковое, стандартное качество по размерам, по цвету, вкусу?». Фермеры опять отмолчались.
Вот здесь кроется второй ложный посыл МСХ, которое заявляет, что ВПЕРВЫЕ будет решать комплексно проблему продовольственной безопасности страны. Я даже не хочу говорить о том, что этому термину, продбезопасность, скоро будет 50 лет, что целью Госпрограммы АПК на 2003-2005 годы были 4 слова «Обеспечение продовольственной безопасности Казахстана», что в Законе РК «О безопасности пищевой продукции» ещё в 2006 году было дано определение продбезопасности, что в принятой в 2017 году Госпрограмме АПК, других программах и законах она идёт красной нитью.
Но продбезопасностью надо заниматься не с конца, у потребителя, а с начала, у производителя. Надо решить вопросы ветеринарной безопасности в целом и ветеринарного обслуживания животных в хозяйствах, какими кормами их кормят, какими семенами сеют, какими удобрениями пользуется сельхозник. И не важно какой он - крупное ТОО, среднее КХ или совсем маленькое ЛПХ. Для всего этого надо решить вторую проблему отрасли - сервисного обслуживания аграриев на основе кооперации. Будет кооперация - будет и физическая и экономическая доступность продовольствия и его безопасность для здоровья и жизни людей.
Третий ложный посыл - это ориентация на опыт Кернской группы стран для решения финансовых проблем наших крестьян. Что это за группа? Это 20 стран, расположенных в основном в зоне экватора и тропиков, - Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Малайзия, Индонезия и т.д. Кроме того, все они имеют прямые выходы к морям, к океанам. Имея сами такие транспортные возможности, они призывают другие страны сократить экспортные субсидии, именно экспортные.
Давайте просто зададимся вопросом: правильно ли опыт тропических стран распространять на Казахстан с нашими природно-климатическими условиями, с нашей удаленностью от морских путей? Вообще, я считаю финансы, точнее их доступность - это третья проблема сельхозников. Около 97% фермеров их не получают. Решение я вижу в кредитной кооперации - через кредитные товарищества и кооперативы.
И четвёртый ложный посыл нынешнего МСХ - это обещания опять наладить экспорт говядины. То есть, взять из Программы «Агробизнес-2020» провалившуюся идею и попытаться пристроить ее в Госпрограмму АПК. Но где гарантия, что однажды проваленная идея сработает в этот раз. В прошлый раз нашли отговорку: поголовья скота в стране оказалось не столько, сколько по статистике.
Отговорка, как в фильме «Белое солнце пустыни» - да гранаты у него не той системы. Какую отговорку, интересно, готовят в этот раз? И самое главное. Ещё не принята новая программа, но уже подписываются меморандумы и соглашения по строительству объектов мясной отрасли. По одному такому проекту я написал в фэйсбуке.
Собираются, например, построить мясокомбинат мощностью 30 тысяч тонн мяса в год. Только где собираются взять столько мяса, столько голов скота? Поясню свой вопрос. В стране 127 предприятий по переработке мяса общей мощностью 260 тысяч тонн. Они сегодня перерабатывают 100 тысяч тонн, то есть работают с загрузкой менее 40%. Им самим нужно найти ещё 100 тысяч тонн, чтобы выйти хотя бы на 80% загрузку. Поэтому я и говорил о дефиците мяса в Казахстане в 100 тысяч.
Все мясо, что производится - потребляется в свежем виде, немного остаётся на переработку. Но мяса не хватает, поэтому наши предприятия ищут его по всей стране и за рубежом, возят мясо из Аргентины, Австралии, Бразилии, Беларуси, Монголии, России. Нужно ли в этих условиях ещё что-то строить? Не останутся ли эти проекты как памятники чьим то амбициям и обещаниям, как полупустующие сегодня гигантские откормочные площадки, как другие заводы, построенные на десятки миллиардов бюджетных тенге.
Повторю вопрос: где взять только для одного проекта нужные 30 тысяч тонн мяса в год? Снова импорт? Тогда МСХ вначале должен определиться: будет у нас экспорт 70 тысяч тонн говядины или мы будем импортировать ещё больше мяса?
Вместо этого лучше бы заняться повышением квалификации фермеров и ЛПХ, дать им информацию о новых технологиях, о новых сортах и породах, помочь им работать с ними, обеспечить их информацией о новых законах, правилах, мерах и механизмах господдержки и тд. Недоступность и нехватка информации - это четвёртая проблема сельхозников.
Как вы думаете, если основание здания, его фундамент состоит из неправильных блоков, то может ли быть сам дом надежным, комфортным? Не ждёт ли нас новая «Бесоба» в масштабах всего АПК страны?
В заключение. У презентованной депутатам программы отличающиеся от действующей Госпрограммы АПК новые цели, задачи, индикаторы. Как тогда можно оценивать труд МСХ- это изменения в действующую программу или всё-таки это новая программа? По моему это новая программа, хотя на 80% текст прежний, кроме вкраплений про мясное скотоводство и немного про социалку села...
Толеутай Рахимбеков, экс-вице-министр сельского хозяйства РК
Источник: Фэйсбук
Автор: Толеутай Рахимбеков -
Просмотров материала: 3 922