"Проекты «любимчики»
Сегодня технологическая революция стремительно меняет общественный уклад. Это все происходит под влиянием ускоренного развития технологий. Примечательно, что в Казахстане люди могут быстро подстраиваться под глобальные тренды и перенимать опыт развитых стран, в том числе и в образовании.
При этом, как и в любой стране есть системные проблемы в образовании, которые лежат на самых «верхних полках» в министерстве, обделенные их вниманием.
Обычно проекты «любимчики» - это там, где есть «быстрые победы», большие ресурсы и внимание Главы государства. А проекты «призраки» выживают как могут и перекладываются из года в год в содержание государственных программ и стратегий.
«Техническое и профессиональное образование (ТиПО) – проект «призрак» в образовательной системе Казахстана»
Не секрет, что в условиях глобальной цифровизации перед нами стоит риск возникновения структурной безработицы. Незанятые и не конкурентоспособные люди не смогут найти работу, так как навыки, которыми они обладают, не будут востребованы на рынке. Очень важно чтобы система технического и профессионального образования смогла быстро зафиксировать глобальные изменения и трансформироваться в сторону ключевых трендов, определяющих образ рабочего места в XXI веке.
О командной работе.
Садик – школа – колледж - ВУЗ – это «dream team» системы образования, единый слаженный механизм, который по логике своей должен быть важной цепочкой в получении конкурентоспособных навыков и компетенций.
Но сегодня в Казахстане в большинстве своем эти ниши конкурируют между собой, за каждой из них стоят отдельные личности и ресурсы, кому-то везет больше, а кому-то нет.
К примеру, у нас практически не развита система профессиональной ориентации учащихся, более важнее формальные вопросы на примере сдачи ЕНТ, внедрения 12-летнего образования и академической свободы вузов.
Тем не менее даже сами родители очень редко задумываются о профессиональном будущем своих детей, навязывая им «трендовые» специальности, на мой взгляд «родитель – это худший профориентатор».
У меня растут двое сыновей, и я уже сейчас сильно переживаю кем они станут, но я хотел бы доверить это дело профессионалам, лишь озвучив им некоторые черты характера своих детей.
К примеру сингапурское школьное образование «заточено» на создание среды, которая мотивирует каждого школьника совершенствовать знания на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, развивать предпринимательский дух, уметь брать на себя ответственность перед обществом.
В Казахстане более современное образование получают выпускники престижных и коммерческих школ.
Остальным детям, не имеющим таких возможностей естественно приходится учиться дополнительно.
Я считаю, что выбор правильной профессии и профессиональная диагностика — это самая важная задача родителей и системы образования.
О WorldSkills International
Cегодня многие крупные предприятия работодатели модернизируются и меняют подходы в управлении производственными процессами, для этого им срочно необходимы специалисты способные решать прорывные производственные задачи.
Казахстан с 2014 года является членом международной организации WorldSkills International.
WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих, инженерных, сервисных,
IT- профессий.
Движение объединяет около 80 стран работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем.
В Чемпионатах WorldSkills компетенции объединены в 6 тематических блоков: строительная сфера, IT-технологии, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн.
Коротко о проблематике в системе ТиПО РК и почему WorldSkills – это ключевой проект системы образования РК:
• Слабое материально-техническое оснащение действующих учебных заведений ТиПО: физически и морально устаревшее, не соответствующее современному производству и технологическому развитию индустрии.
WorldSKills – открывает доступ к самым крупным компаниям производителям, поставщикам оборудования, которые являются генеральными спонсорами WorldSkills International;
• ППС колледжей далеко не всегда соответствуют новым реалиям в системе глобального образования. WorldSKills – открывает самые актуальные умения, знания и навыки для преподавателей, экспертов, мастеров производственного обучения;
• Устаревание традиционных профессий и появление новых профессий: содержание образовательных программ не успевает реагировать на требования экономики и требования рынка труда. WorldSkills – определяет ключевые треки FutureSkills ежегодно обновляя и верифицируя новые стандарты и требования крупнейших работодателей к профессиям будущего;
• Слабое сетевое взаимодействие экономики, промышленности и образования в построении и прогнозировании кадровой политики в системе технического и профессионального образования. WorldSkills – это проект, который широко охватывает индустрию и промышленность, правительство и систему образования, четко выстраивая сетевую модель эффективного взаимодействия;
• Квалификация студентов, признаваемая работодателями, напрямую не связана с результатами обучения в ТиПО. WorldSKills – это эффективный инструмент подготовки и переподготовки кадров, который позволяет решать выпускникам базовые производственные задачи организации;
• в ТиПО нет эффективных инструментов, повышающих имидж рабочих профессий, что вызывает перекос в образовании в сторону университетов. WorldSkills – это глобальный проект главная цель которого популяризация престижа и повышение имиджа рабочих, инженерных и сервисных профессий;
«О розовых очках» и системе «Т-34»
За годы независимости в Казахстане было написано уйма программ, мастер-планов и стратегий – некоторые документы выглядели шаблонными, однобокими, но большинство из них отлично проработаны нашим Правительством и носят прикладной характер. Корень проблемы лежит в другом, так как у нас в стране существует «ментальная» проблема провального внедрения стратегий и программ, особенно на местах в регионах. Затем просто меняются люди, задачи, а проблемы остаются те же.
Работая в этом проекте в течении нескольких месяцев мы поняли, что деньги тратятся неэффективно и ему нужна срочная трансформация, даже придумали для концепции название «WorldSkills Kazakhstan 2.0», но так и не были услышаны в Министерстве.
Сегодня четко и слажено работает система государственного управления «Т-34» и ее просто не сломать в одиночку.
Самое обидное, что когда есть люди, команда и само мотивация что-либо изменить и привнести современный проектный подход в развитие заброшенного всеми ТиПО тебе просто не дают и просят снять «розовые очки».
При этом ноль эффективности и понимания, только лозунги, приказы и зависимость от внешних консультантов.
А где тогда трансферт-технологий, взращивание молодежи и трансформация общества? Проблема не в «розовых очках», а в том, что уполномоченные сотрудники могут десятками лет находиться в зоне комфорта и не хотят что-либо менять.
«Сотрудники системы «Т-34» живут вспышками, от поручений к поручениям и имеют очень «короткую память».
Проработав в системе образования ты понимаешь, что проектное управление – это просто миф, который существует на бумаге и отчетах, но нету на деле.
В заключении хочется поблагодарить всех участников развития движения WorldSkills Kazakhstan: международных коллег и партнеров, региональных экспертов и представителей бизнеса, преподавателей колледжей и учащихся, спонсоров движения и поставщиков промышленного оборудования, Комитет социальной сферы и социального партнерства НПП РК «Атамекен».
Мы верим, что у проекта большое будущее в Казахстане, и он станет эффективным инструментом кадрового и промышленного роста и надеемся, что Правительство Казахстана, другие профильные министерства, крупные промышленные холдинги, корпорации подключаться и смогут вывести его на должный уровень, так как это было сделано в России, Финляндии и других странах.
Алмас Кигизбаев, главный менеджер управления и развития профессионального мастерства и движения WorldSkills Kazakhstan, Астана
Просмотров материала: 3 572