После длительного перерыва мы снова предлагаем интервью с одним из самых ярких политологов Казахстана, главным редактором информационно-аналитического портала Резонанс.kz Султанбеком Султангалиевым.
- Султеке! Я узнал из вашего поста в фейсбуке, что вы переехали в Астану. Я правильно вас понял?
- Не переехал, а приехал (смеется) в длительную служебную командировку, связанную с редакторской работой на сайте.
- Всё понятно – значит, будем встречаться в Астане и думаю не редко. Вопрос такой – ежегодный: Казахстанское общество в преддверии и во время 9 мая раскалывается на два непримиримых лагеря. Чем, на ваш взгляд, это объясняется и как можно объединить общество?
- Небольшое, но существенное уточнение-столкновение и раскол происходят в социальной сети Фейсбука, активная аудитория которой составляет чуть больше 400 тысяч пользователей. Огромная же масса казахстанцев, миллионы простых граждан, даже не подозревают о существовании такой соцсети и тем более, о нешуточных войнах, которые разгораются в Фейсбуке накануне Дня Победы.
Кардинальная ошибка нашей интеллигенции и политически продвинутой части общества, которая и сидит днём и ночью в Фейсбуке, заключается в том, что свои выводы и политические прогнозы они строят на основе наблюдений за настроениями в виртуальном мире одной соцсети.
Объяснение очень простое – во-первых, идеологический аспект- уже давно был задан тренд на очернение всего грандиозного, не по времени, а по достижениям, советского периода в истории Казахстана; в стране тихой сапой продвигается процесс декоммунизации - переименовываются улицы, убираются памятники героям советской эпохи, в школьных учебниках истории уже третье поколение учеников изучают новую трактовку исторических событий.
Во-вторых, сугубо политический момент заключается в том, что национал-патриотам необходимо чем-то проявить себя, чтобы хоть как-то обозначить свое присутствие на общественно-политической арене. Проблемы развития сельских территорий, увеличение уровня жизни населения преимущественно казахского, проживающего в сельской местности их, естественно, не интересуют. Нужен политически безопасный лично для себя, но громкий хайп, который в майские дни гарантирован, так как нападки на День Победы не могут не вызвать ответную гневную реакцию граждан, считающих этот праздник святым днём.
Я как то уже писал, что День Победы мог бы стать единственным всеказахстанским объединяющим началом, мощной идеологической базой единения казахстанской политической нации, но, к сожалению, и он, благодаря усилиям диванных батыров, стал камнем преткновения и яблоком раздора.
Выход из этой ситуации один - формирование ясной, конкретной государственной идеологии, с учетом исторического прошлого и культурных, ментальных особенностей многонационального Казахстана. Ну и, естественно, необходимо остановить деградацию отечественного образования.
- Хорошо и, кстати, об образовании. Наш МОН вновь «радует» нас новостями - в сторону снижения нагрузки учащихся будет пересмотрена школьная учебная программа. С какими обстоятельствами связаны постоянные реформы в этом ведомстве?
- Перманентная реформация нашего образования связана с перманентным кризисом в головах чиновников. Просто нет никакой персональной ответственности за подготовку и исполнение нововведений. Вспомните скандал с учебниками, на выпуск которых потратили десятки миллионов бюджетных денег и потом всё-таки признали, что необходимо внести изменения.
Кто из членов приемной комиссии, хотя бы возместил государству материальный ущерб, допущенный по причине халатности или непрофессионализма или того или другого вместе взятого?
Нет такой информации в СМИ. Значит можно и дальше тратить сотни миллионов на псевдосовершенствование учебных пособий, чтобы потом через три-четыре года опять безнаказанно пилить деньги, создавая новые учебники.
Следующему министру образования я бы настоятельно рекомендовал провести масштабную проверку финансовой деятельности МОНа с привлечением Комитета национальной безопасности и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Или же «Кунделик» возьмите. Зачем его вводить, если на местах давят на родителей, требуя, чтобы родители не менее двух раз в день заходили на этот сайт, как я понимаю, для роста количества посещений и просмотров? Зачем внедрили новую систему оценки знаний учащихся, которая не стимулирует к учебе?
И, наконец, о программе, которую сейчас после личного вмешательства Главы государства в МОНе будут лихорадочно пересматривать. "Все эксперты подтверждают и глава государства тоже обратил на это внимание, что наши дети загружены-перегружены. Наши типовые учебные планы перегружены, если сравнивать с нашими соседями – странами СНГ и организациями ОСЭР. Мы сейчас проводим работу, консультируемся с экспертами, методистами, педагогическим сообществом", – сказал вице-министр».
У меня сразу же возникает естественный вопрос: где вы все были раньше, когда разрабатывали и утверждали эту программу? С какими таким одобрямс экспертами обсуждали чиновники аспекты учебной программы? Кто персонально был ответственен в министерстве за разработку и принятие данной программы?
Обнародуйте, пожалуйста, фамилию для публичного остракизма. Может тогда чиновники, наконец-то, научатся думать головой, а не подушкой креслобезопасности.
Главная беда нашей бюрократии - это даже не коррупция, а безответственность.
- У вас сложились довольно непростые отношения с Министерством по делам религий и гражданского общества - вы систематически критиковали в СМИ инициативы министерства и в тоже время неизменно высоко оценивали работу министра Нурлана Ермекбаева и его ведомства, а ваше выступление на первом Мажилисе Общественных советов вообще стали «гвоздем» этого мероприятия. Что вы можете сказать о новом министре Дархане Калетаеве и его инициативе перерегистрации всех неправительственных организаций в Казахстане?
- О Дархане Калетаеве, именно как о министре по делам религий и гражданского общества, пока не могу сказать ничего, так как прошло слишком мало времени с момента назначения для того, чтобы давать какие-то оценки. Но можете не сомневаться, если будет веский повод - то и отзыв поступит незамедлительно (смеется). Надеюсь, что креативная команда крепких профессионалов, созданная Нурланом Ермекбаевым, не будет заменена новыми людьми.
Что касается перерегистрации, то, на мой взгляд, это крайне неудачное предложение, прежде всего лично для министра Калетаева, который данной «инновацией» настроит резко против себя руководителей всех НПО страны, а это пусть и не консолидированная политическая сила, но, тем не менее, люди, создающие общественное мнение в стране.
Так же с точки зрения здравого организационного подхода предложение не имеет оснований. В базе данных Министерства зарегистрированы более четырех с половиной тысяч НПО, ну значит с ними и надо работать по линии государственного социального заказа. Остальные либо пусть регистрируются, либо же в противном случае продолжают сдавать нулевые декларации или выходят на гранты зарубежных фондов. Не вижу проблемы.
Понимаете, к неправительственному сектору нельзя подходить с обычной логикой чиновника, настроенного содрать побольше денег в казну посредством искусственно создаваемых процедур, потому что это чревато массовым ростом оппозиционных настроений в самом активном сегменте нашего социума.
Тем более, что неправительственный сектор при поддержке государства с каждым годом заметно активизируется. И это не просто страновой, но и общемировой устойчивый тренд.
За НПО, по моему убеждению, будущее.Но необходимо гармонизировать отношения между властью и неправительственным организациями, найти новые резервы активизации и усиления роли НПО в нашем обществе в том числе и путем устранения мелких административных барьеров, и упрощением финансовой отчетности, а так же внедрением новых форм деятельности, исходя из мирового опыта.
- В Мажилис Парламента страны поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Поправки предполагают кардинальное изменение-внедрение пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов маслихатов. Как вы расцениваете данный законопроект? Рассчитывая на вашу традиционную прямоту, хотел бы углубить вопрос: для чего изменяется законодательство о выборах?
- Я вас сейчас шокирую - сама идея видится мне более прогрессивной, если исходить из той системы местечкового беспредела, которая царит на выборах депутатов маслихатов сейчас. Местные акимы-цари и боги избирательного процесса и у человека нелояльного к ним нет никаких шансов стать депутатом - это сермяжная правда жизни, а не художественное преувеличение. Таким образом, люди, искренне болеющие за родной край, остаются за пределами общественно-политической жизни.
- Ну а то, что теперь к выборам будут допускаться только партийные списки? Разве это не ущемление политических прав и свобод беспартийных граждан?
- А разве они реализовывались на двух последних выборах депутатов маслихатов (смеется)? Поверьте мне, что все партии, кроме, разумеется, «Нур Отана», будут бегать за авторитетными, известными в районе или области беспартийными людьми, будут их упрашивать войти в партийный список.
Трехпроцентный барьер для участия в распределении депутатских мандатов (надеюсь, что его не повысят стараниями хитромудрых представителей одной партии) дают гарантии того, что маслихаты пополнятся представителями как минимум трех, а возможно даже и четырех партий (тут всё зависит от активности самих региональных партийных филиалов) и в каждой области межпартийное соотношение будет разным, пусть и при подавляющем доминировании «Нур Отана».
Хоть таким образом, даже при минимальном количестве активных депутатов, маслихаты в какой-то степени отойдут от роли жалких, молчаливых и бесполезных придатков исполнительной власти. По сравнению с тем, что есть, пропорциональная система будет являться шажком вперед.
Я сейчас работаю над статьей, в которой более подробно и обстоятельно постараюсь рассмотреть аспекты задуманной реформы.
- Так для чего же вводится пропорциональная система на выборах депутатов маслихатов?
- Прозвучали мнения, что это делается для того, чтобы ни в коем случае не допускать нелояльных депутатов в представительные органы власти. Извините, но с таким мнением я не согласен, потому что действующая система выборов прекрасно справляется с этой задачей еще на этапе регистрации кандидатов.
Полагаю, что реформа задумана, прежде всего, с целью покончить с монополией местной исполнительной власти в этом процессе и создать потенциально реальный противовес институту акимов, который немедленно будет использован в случае проявления самовольства наших региональных султанчиков.
Напомню вам статью 87 пункт 5 Конституции РК . «По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики либо вышестоящим акимом».
Будущие депутаты маслихатов от партии «Нур Отан» будут подбираться не на региональном уровне, а через Центральный аппарат партии по согласованию с Администрацией Президента, что даст Аккорде дополнительный механизм контроля и воздействия на местную исполнительную власть любого уровня.
Второй аспект поправок в Закон заключается в том, что их принятие и, соответственно, появление принципиально иной маслихатовской избирательной системы, может послужить прекрасным поводом для проведения новых выборов в секторе представительной власти от маслихатов до Мажилиса уже в текущем году.
- 10 мая в ряде казахстанских городов прошло задержание казахстанцев, вышедших на митинг за права политических заключенных. Вы готовы прокомментировать это событие?
- Конечно. Подобного рода провокаций со стороны Аблязова следовало ожидать и они будут и впредь, ведь ни Россия, ни Украина не отозвали своих требований об экстрадиции Аблязова, чтобы судить его за мошенничество на своей территории.
В этой ситуации Мухтару Кабуловичу необходимо дальнейшее укрепление своего имиджа борца за политические права и свободы. А как он может это сделать? Соцсети соцсетями - они неубедительный довод, необходимы реальные действия и обязательно пушечное мясо - «жертвы режима», которых он ищет среди обычных казахстанцев, недовольных властью и своим сегодняшним положением.
Наши правоохранительные органы просто элементарно пляшут под дудку Аблязова, делая как раз то, что ему необходимо, а именно дуболомно реагируя на все его провокации, будь то это голубые шарики или же митинги в защиту прав политзаключенных. Ну нельзя так делать!
Нельзя хватать невинных людей, вся вина которых заключается в наивной вере политическому авантюристу и сажать их в кутузку. Неадекватная реакция на несанкционированные митинги, которые и митингами то назвать нельзя в силу их малочисленности, показывает неготовность власти к тонкой политической контригре.
В противоборстве Аблязова с Акордой я не симпатизирую ни одной стороне - для меня это не более чем шахматная партия. Главным являются простые люди, которые используются Аблязовым как пешки и могут пострадать от репрессивной машины арестов, судов и реальных уголовных сроков, которую власть может включить в следующий раз.
Вот последнего делать я как раз бы не рекомендовал, потому что силовое решение проблемы, саму проблему не устранит, но уже будет являться тактическим проигрышем власти. Сумма тактических проигрышей автоматически ведет к стратегическому поражению. Следовательно, властям необходимо вырабатывать другой алгоритм борьбы с беглым олигархом, стараясь максимально не навредить гражданам своей страны.
Самый оптимальный вариант - пересмотреть свое отношение к проведению митингов и пикетов в сторону либерализации данного аспекта. Пар всегда должен выпускаться иначе бурлящая в закупоренном пространстве вода может просто сдвинуть крышку чайника.
- Благодарю за беседу
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 7 094