С чего должно начинаться знакомство с любой харизматической группой и как распознать культовые псевдорелигиозные организации – об этом, пожалуйста, читайте в материале Образовательно-культурного центра «Білім» г. Алматы, предоставленном специально для пользователей Zakon.kz.
Не следует вступать ни в какие сомнительные группы, не собрав о них максимум информации. Никогда не следует делать поспешных выводов и принимать поспешные решения. Всегда нужно трезво взвешивать, обдумывать и анализировать полученную информацию.
При оценке характера любой группы нужно внимательно исследовать:
- Кто ее лидер;
- Какова ее доктрина;
- Как происходит вербовка, какой образ жизни ведут члены
группы и существует ли свобода выхода из группы.
Кто лидер?
Сбор информации о группе нужно начинать с исследования биографии ее лидера. Кто этот человек? Какое образование он получил? Чем занимался до создания группы? Не все лидеры деструктивных течений создают собственные группы из жажды денег или власти - политической, идеологической, религиозной. Многие сегодняшние лидеры некогда сами были жертвами радикальных организаций, в которых применялся психологический контроль. Иногда люди, подвергавшиеся психологическому воздействию, с годами начинают практиковать на других техники, о которых узнали в деструктивных организациях. Понятно, что не каждый бывший член таких течений непременно создает собственную группу, но есть некоторые типы личности, которые особенно к этому склонны.
Многие лидеры деструктивных течений страдают сильным комплексом неполноценности и противопоставляют себя обществу. Зачастую в детстве они были замкнутыми, одинокими детьми. Эти люди жаждут не столько материальных благ, сколько внимания и власти. Власть – это наркотик, и лидеры таких организаций приобретают зависимость от власти, они хотят все больше и больше власти. Они очень опасны, потому что психически неуравновешенны и, в конце концов, сами начинают верить в то, что пропагандируют. Это не хитрые мошенники, которые хотят нажить капитал. Чаще всего они действительно считают себя богом, мессией, гуру или просветленным учителем.
При знакомстве с группой надо выяснить, есть ли у их лидера криминальное прошлое. Если да, то какие преступления вменялись ему в вину. Хотя далеко не все лидеры мистификаторы, психопаты или шарлатаны, у многих из них довольно сомнительное прошлое.
Изучение биографии и образа жизни лидера деструктивной организации позволяет понять, можно ли ему вообще верить. Например, если человек читает лекции о том, как строить хорошие семейные отношения, но при этом трижды разведен, это о чем-то говорит. Если он в прошлом употреблял наркотики или демонстрировал неадекватное поведение, то вряд ли стоит рассчитывать, что он способен решить проблемы человечества.
Кроме того, следует обратить внимание на структуру власти в радикальных деструктивных течениях. Насколько она сбалансирована? Во многих из них есть совет директоров, но обычно это номинальные фигуры, которые выполняют приказы лидера.
Реальная структура представляет собой пирамиду с лидером на вершине без системы сдерживания и противовесов и взаимного ограничения власти. Чуть ниже – ядро помощников, которые полностью ему подчиняются. Еще ниже находятся руководители среднего звена. Структура не допускает рассредоточения власти, власть лидера абсолютна.
Итак, если лидер имеет сомнительное прошлое, а структура его группы такова, что позволяет ему полностью контролировать и централизовать власть, значит, в этой группе есть зачатки деструктивной организации. Не все лидеры деструктивных течений жаждут богатства, славы и власти. Среди них есть бывшие члены деструктивных течений, чье сознание подвергалось психологическому воздействию. Они могут действовать так из заблуждения, а не ради подавления людей. Многие лидеры производят впечатление людей, которые руководствуются священным писанием и живут с Богом в душе, но их интерпретация священного писания и божьей воли используется для манипуляции и контроля над людьми.
Доктрина
Поскольку Конституция гарантирует свободу совести и защищает право людей верить в то, во что они хотят, критиковать доктрину группы неэтично. Но взгляды и доктрина группы должны быть открыты любому человеку, который хочет к этой группе присоединиться.
Бывает, что существует внутренняя доктрина для членов и внешняя доктрина – для общества. Чтобы группа была единой и сплоченной, необходимо, чтобы ее члены знали, что группа пропагандирует то, во что верит. Но деструктивные группы меняют «истину» в зависимости от ситуации, ибо, по их мнению, цель оправдывает средства. Законные организации не манипулируют доктриной и не создают доктрины для внутреннего и внешнего пользования, чтобы обмануть общественное мнение.
Рядовые члены группы
При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми, на изменение его целей и интересов.
Когда потенциальная жертва приглашается на какое-нибудь мероприятие группы (лекцию, семинар, тренинг), на нее начинают оказывать явное и неявное психологическое давление, заставляя как можно быстрее принять решение о присоединении к группе. Человека стараются лишить возможности размышлять.
Такая черта выдает деструктивный характер группы. В обычных харизматических группах потенциальным членам никогда не лгут и не оказывают на них давление, заставляя быстро принять решение о вступлении в группу.
Самый характерный признак деструктивности секты – это радикальное изменение личности человека.
Например, раньше человек был политическим либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас называет ее сатанинской. Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас вообще не доверяет родителям. Раньше он был атеистом, а сейчас Бог означает в его жизни все.
Да, вполне естественно, что со временем в процессе приобретения жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное «перерождение» обычно вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники нейрологического воздействия, и когда он становится жертвой манипуляции и психологической обработки, в том числе обмана и внушения.
Уходя в деструктивные течения, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на эту группу свою собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома.
Просмотров материала: 2 232