Закон о Занятости создает условия для коррупции и мешает созданию эффективного рынка труда. Завтра его начнут рассматривать в Мажилисе Парламента. Надо срочно избавляться от устаревшего советского наследия в нормативной сфере. Тем более когда это уже создает серьезные проблемы. Тогда экономика почти на 100% была государственной и тотальный контроль за всеми процедурами управления был обоснован. В том числе и за рынком труда. А сейчас когда почти 85% работают в негосударственном секторе излишнее вмешательство мешает работодателю.
Конкурентная бизнес среда концептуально отличается от работы госструктур. Тут наем нужных сотрудников является условием успешной работы частной компании. Сколько работников, каких, уровень их квалификации, доверие сотрудникам, особенно имеющим доступ к коммерческим тайнам и профессиональным секретам мастеров - все это слишком чувствительно для финансовой успешности и устойчивости компаний.
Как известно статья 28 Закона "О занятости населения" была и раньше, ее еще более ужесточили 6 апреля 2016 года согласно которому все юридические лица обязаны предоставлять центру занятости населения в полном объеме информацию о свободных вакансиях в течении 3 дней как только образовалась вакансия.
И частники и государственные. Зачем? Если бизнесу не нужны сейчас кадры? Им же самим лучше знать какие кадры и когда брать. Зачем госорганам эта информация?
Если он не хочет, чтобы знали о его кадровой политике? Положим Центр занятости горит желанием подобрать кадры для бизнеса. Но если у них это не получается качественно сделать? Более того подбор кадров - это давно уже сфера бизнеса частных агентств по найму сотрудников. Тот же hh.kz или moomkin.kz. Они делают это намного эффективнее.
По сути, мы кормим за счет бизнеса и налогов граждан неэффективную госструктуру, которая не приносит результатов. Бизнес сам хочет подобрать на рынке труда специалистов без помощи государства. Ведь это помощь чиновников неэффективна.
Будет лучше если они не лезут во внутренние кадровые вопросы. Есть же Трудовой кодекс его только и надо соблюдать.
А чтобы заставить эту ненужную для бизнеса норму исполнять дополнительно к этому приказом Министра здравоохранения и социального развития РК №532 от 17 июня 2016 года утверждены соответствующие формы отчетности. Приказом предписано, что данную форму отчетности – обязаны предоставлять все юридические и физические лица, осуществляющие все виды экономической активности.
К тому же ст. 98 Административного Кодекса РК предусмотрена адмответственность за несвоевременного представления работодателем законодательства РК о занятости населения уполномоченному органу сведений о наличии свободных рабочих мест в виде штрафа в размере 10 МРП. За повторное правонарушение, штраф в размере 20 МРП.
ЗА ЧТО? За то что не успел в течении трех дней объявить о появившейся вакансии? Так вакансия в частных организациях - это совсем другое чем в государственных, где есть штатное расписание. Предприниматель может решить создать рабочее место в силу срочной необходимости если получил хороший заказ. Но кому то очень хочется получить сразу штраф ... Отсюда и закрадывается подозрение о коррупционной составляющей этой нормы.
Вот например за непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности в установленный срок, влечет только административную ответственность в виде предупреждения (ст. 272 КоАП). При этом, надо отметить, что Оплата налогов это – Конституционная обязанность каждого гражданина!
А эти данные по вакансиям желание государственного кадрового агентства контролировать рынок труда административным способом. Получается важнее чем Налоговый Кодекс.
В этой связи, Национальной палаты предпринимателей был проведен краткий опрос предпринимателей (248 предприятий крупного, среднего и малого бизнеса) об их отношении к этим нововведениям.
По результатам опроса выявлена низкая осведомленность субъектов малого бизнеса о данной норме. Из 100 опрошенных 77 субъекта малого бизнеса ответили, что не знают данную норму. А значит рискуют быть наказанными. Любое кадровое перемещение как внутри так и из вне делает эти компании нарушителями.
Значит в любое время они должны готовы что их проверят и ... Нет, не накажут, а скорее всего намекнут на полюбовное разрешение проблемы.
И чаще всего закрывают глаза - за год по всей стране наказана только одна компания!!! ВЫ В ЭТО ВЕРИТЕ? Я нет!
Кроме того, из 23 субъектов малого бизнеса 19 ответили, что не имеют опыт сдачи отчетности в ЦЗН. Только 4 субъекта малого бизнеса имели опыт предоставления информации в ЦЗН.
Из 81 субъекта среднего бизнеса 50 предприятий ответили, что имеют опыт. 31 субъекта среднего бизнеса не имели опыт предоставления информации в ЦЗН.
При этом, только 10 субъекта ответили, что ЦЗН направили подходящую кандидатуру на имеющую вакансию, остальные 71 ответили, что ЦЗН не находили для бизнеса соответствующую кандидатуру.
Что касается крупных предприятий, из опрошенных 48 крупных предприятий, 23 ответили, что имеют опыт предоставления информации в ЦЗН. При этом, только 2 организациям ЦЗН направили желаемого кандидата. В остальных случаях, респонденты не находили соответствующего кандидата через Центры занятости населения.
Таким образом, итоги опроса свидетельствуют о том, что норма Закона, обязывающая работодателей предоставлять сведения о вакансиях формальная и неработающая.
При всем этом, предприниматели свои отчеты должны нести в ЦЗН на бумажном носителе. Только задумайтесь, один уполномоченных органов работающие с населением все еще не может перейти на ведение электронной документации. Это тогда, когда государство планируют запустит программу «Цифровой Казахстан». Вся это «волокита» дополнительно отнимают время у представителей бизнеса.
Вышесказанные факты со стороны уполномоченного органа вызывают не доверие со стороны бизнеса и в недалеком будущем готовить почву для коррупционных правонарушений.
В большинстве случаев работодатели используют эффективные площадки поиска кандидатов для вакантных мест. Это онлайн площадки по трудоустройству, реклама и т.д. частного бизнеса.
Хочу отметить, что 10 октября текущего года одобрен на заседании Правительства РК проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам занятости и миграции населения и внесен в Мажилис Парламента.
Завтра в Парламенте начнут его рассматривать.
В связи с этим необходимо обратить особое внимание на этот вопрос законотворцев – депутатов и предлагаю следующее:
1. Пункт 8 статьи 28 Закона РК «О занятости населения» исключить из документа или же упростить и сделать форму необязательным. Так как, это норма за 19 лет существования данного пункта показало свою не эффективность. Освобождение работодателей от формальной отчетности может будет экономический выгодно и государству и бизнесу.
2. Центры занятости населения должны перейти на электронную документацию.
3. Обучать сотрудников ЦЗН и HR-менеджеров компании находить необходимым вакансиям профессионалов своего дела в интернете. Почему это нужно? Потому что, мы все знаем, многие соискатели сейчас работу ищут только в интернет порталах, кадровых агентствах. Ходит в ЦЗН означает что человек должен собрать запрашиваемые документы уполномоченным органом. И все это требует еще время, которое нет у человека, пытающегося найти работу.
ПРОШУ ПОДДЕРЖАТЬ ЭТУ ПОЗИЦИЮ ВСЕХ КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН СДЕЛАТЬ РЫНОК ТРУДА ЭФФЕКТИВНЫМ!
Мурат Абенов, общественный деятель
Автор: Мурат Абенов -
Просмотров материала: 4 121