Мы установим высокую зарплату и социальный пакет для наших преподавателей. Средняя зарплата наших «идеальных» учителей будет в районе 1 000$, не говоря про различные льготы. Мы покажем наше отношение к учителям через финансы.
Источник: yvision
В рамках публикаций, посвященных образованию в Казахстане предлагаю вам прочитать интервью с Маргуланом Сейсембаевым, известным казахстанским бизнесменом, который развивает школы "Тамос". Фактически, Тамос становится бенч-марком для рынка образовательных заведений, благодаря сочетанию инноваций и здравого смысла.
- Маргулан, вы уже изучили опыт финской модели обучения, главная цель, которой - это счастливые дети. Но вы с самого начала говорили о том, что нельзя имплементировать чей-то опыт в чистом виде, поскольку среда всегда разная. Уже начался новый учебный год. Какие изменения вы делаете в школах «Тамос»?
- Основные принципы финской школы - свобода, равенство, творчество и взаимодействие с коллективом. В финских школах просто идеальные условия для детей, они действительно бегут в нее. В Финляндии школа - это рай, из которого не хочется выходить.
Но ведь жизнь-то не всегда такая! Реальность зачастую бросает вызовы характеру. Согласитесь, реальная жизнь, особенно в наших странах – это не про то, что вокруг тебя «белые единороги» и не про то, что все вокруг только и думают, как бы сделать тебя счастливым. Вот это первое что мне приходит в голову, когда я думаю о внедрении финского образования в Казахстане. В искусственно-идеальном мире, созданном в финской школе, как в теплице все делается для этого, но в реальной жизни – такого нет. В теплице «такие помидоры» могут классно жить, но сколько из них выдержат реальные погодные условия, если снять пленку, под которой их лелеяли?
Дети, выросшие в такой среде, перед нашей реальностью просто беззащитны, без иммунитета. Если представить, что в «Тамосе» я бы реализовал финскую модель в чистом виде, то выпускники этой школы стали бы основными потребителями «Прозака» и других антидепрессантов. Все-таки школа должна готовить характер детей к той среде и к тем вызовам, в которых им предстоит жить. Финны готовят для своей среды, мы должны готовить для своей.
Я серьезно задаю себе вопрос и всей команде, управляющей школами, а кого мы готовим, кем будут дети, заканчивающие «Тамос»? Мы очень много дискутировали, обсуждали разные варианты. В мире много разных прогрессивных методик обучения, это и PBL (Project/Problem based learning), и PhPL (Phenomena based learning), и IBL (Inquiry based learning), и AL (Active learning) и многие другие. В мире много школ, которые успешны и при этом они используют различные методики.
Я сделал большой исследовательский круг, изучил много прогрессивных на сегодняшний день школ и методов образования и понял такую вещь – во всех методиках самое главное не сама методика, а качество преподавателей, которые применяют эти методики.
Чисто механическое применение самой прогрессивной методики без надлежаще подготовленных преподавателей приведет лишь к профанации самой идеи. Поэтому, прежде чем перенимать какую-либо методику или чей-либо опыт, нам необходимо изменить качественный состав преподавателей. Пока у нас не будет нужных преподавателей, лучше не ломать то, что есть и не спешить с внедрением инноваций в учебный процесс.
- Так что, значит зубрежка и домашние задания так и останутся?
- Я не сказал, что все останется как прежде. Я просто рассказал вам логику и порядок реформ, которые будут проведены в школах «Тамос». Сначала мы пока оставим все как есть с дисциплиной, домашними заданиями и зубрежкой. В школах «Тамос» 2 направления – физико-математическое и лингвистическое. Для того, чтобы достичь успехов в каждом из этих направлений нужна дисциплина. Любой ребенок также как и любой взрослый человек всегда идет по пути наименьшего сопротивления.
Провел простой эксперимент, пытался применить подход западной системы к своим младшим дочерям и увидел, что чем больше свободы они получают, тем больше времени проводят с IPad-ом. Просто прямая корреляция. Любые излишки времени идут в пользу развлечения, не в пользу книг или чего-то другого, более полезного. Конечно, книги безнадежно проиграли цифровым гаджетам, но проблема в том, что IPad настолько сильно вовлекает детей, что заменяет им их собственное воображение. А детям, у которых не развивается собственное воображение, любая книга будет казаться скучной.
А теперь давайте посмотрим на фундаментальные естественные науки – физику, химию, математику. Все они как правило абстрактные. Это формулы, которые надо учить, сами предметы достаточно скучные, требуют от ребенка воли, порядка и дисциплины. Знания в этих предметах невозможно усвоить без дисциплины, усидчивости, желания вникнуть и понять, как работают формулы, законы, а понять это можно только через решение большого количества задач. К примеру, сейчас у нас на 4 часа больше занятий, чем в КТЛ например, по математике или языкам.
Каждая инновационная школа сейчас повторяет мантру: детей нельзя принуждать, им нельзя ставить оценки, они должны быть свободными. Но это все для тех, кто хочет развивать творческие наклонности. Ну как нельзя ставить оценки, когда физик должен ТОЧНО знать, где он находится в своих знаниях? Оценка принципиально важна для них. Это в пении можно не знать какие-то детали или в изобразительном искусстве всегда можно скрыть свое незнание фразой «как художник я так вижу», но в кораблестроении или в инженерном деле - это не вариант.
Поэтому, у нас в школах пока не будет такого «расслабона» как в финских школах. У нас будет нагрузка, у нас будет дисциплина и у нас будут домашние задания. Смысл домашних заданий в том, чтобы ребенок научился самостоятельно работать над скучными предметами. Если отменить домашнее задание, то ребенок привыкнет к тому, что заниматься надо только под чьим-то надзором. Смысл в том, чтобы научить ребенка понятию «НАДО». Понятия «НАДО» и «САМОСТОЯТЕЛЬНО» - это стержни, которые будут держать ребенка на протяжении всей жизни. Мы взрослые, сами часто твердим: чтобы преуспеть в жизни, нужно выйти из зоны комфорта, а сами в то же время, всячески создаем своему чаду эту зону комфорта.
К примеру, если я окажусь на необитаемом острове, то все равно буду делать вещи, которые считаю важным делать, без надзирателя, общества, просто по своему внутреннему убеждению «надо». Ведь это основное, что отличает человека разумного от всего животного мира. Поэтому, определенная строгость и жесткость в системе образования присутствовать должна, особенно в таких направлениях, как в нашем «Тамосе».
- Так получается, вы все-таки оставляете старые методы, основанные на принуждении?
- Нет, конечно.
Основная дилемма у меня стояла между свободой и дисциплиной, и мы определились, что дисциплина важнее до тех пор пока не будет идеальных учителей. Поэтому, мы сейчас говорим, что наш основной клиент – это не ученики, а преподаватели.
Именно качественный состав преподавателей – это основа успеха любой школы и любой методики. Мы повышаем требования к преподавателям. Ведь основной секрет финской системы образования в том, что они 7 лет готовят преподавателя начальных классов, у них конкурс 27 человек на 1 место и преподаватель – самая уважаемая должность в стране. После того, как общество и государство столько сил потратило на подготовку 1 учителя, было бы глупо еще и диктовать, как ему надо обучать детей. Почему такой акцент на преподавателях?
Если мы сейчас предоставим полную свободу детям по финской системе, то при наличии плохих преподавателей и плохих методичек, мы получим полную анархию.
Мы для себя решили дилемму «курицы и яйца». Именно поэтому мы считаем, что сначала надо повысить качество преподавателей, а потом преподаватели сами должны выбрать подходящую методику преподавания. Мы хотим, чтобы учителя знали 3 языка, знали свой предмет, имели сильные социальные навыки и могли экспериментировать с методиками преподавания. Когда мы нанимаем такого преподавателя, то он самостоятельно ищет, изучает все передовые методики и способы обучения, может сразу же их использовать, практиковать и получать от этого удовольствие.
Поэтому, повторюсь, пока мы будем повышать качественный состав преподавателей, будут оставаться дисциплина, домашка и зубрежка. Это займет буквально год-два. В это время, мы будем ПОСТЕПЕННО внедрять новую политику и концепцию, основанную на важности преподавателя.
- В отношении естественных наук, да, без усилий невозможно достичь в них никакого результата, но ведь не все родители хотят, чтобы их дети делали достижения в этом направлении. У многих родителей есть запрос на другие навыки, развитие креативности и т.д.
- Сейчас в «Тамосе» обучаются 2 100 школьников и, действительно, есть родители, которые хотят, чтобы у их детей была минимальная нагрузка, больше детства, поэтому мы создаем третью школу, которая будет соответствовать такому запросу.
Третья школа - свободная, творческая, которая даст минимальный ГОСТ-стандарт в знаниях, но при этом у детей будет куча свободного времени, когда они будут заниматься «детством».
При этом я на 100% точно уверен, что среди них не будет выдающихся физиков, математиков, ученых, программистов и т.д.
- Ориентир сначала на дисциплину и зубрежку, а затем на учителей и создание идеальных педагогов уже официально закреплен в концепции управления школами? Расскажите подробнее об изменениях, которые подразумевают ориентир на идеальных учителей?
- Да, это концепция которая сформирована на сегодняшний день, и которая основана на изучении опыта самых прогрессивных школ мира, а также с учетом нашего коллективного опыта. Мои знания как и знания всей команды динамические, и, конечно, концепции, могут меняться, исходя из новых знаний или явлений. Но остов конструкции, который для меня уже стал очевидным, не изменится. Я не вижу ни одной причины внедрять финскую систему в чистом виде, мы берем то, что нам подходит и является новизной, при этом новизной, которая обусловлена здравым смыслом, а не просто потому что нам кажется, что все новое – это хорошо.
Поэтому, «детский балдеж» оставляем в сторону и берем из лучших практик следующее:
Требования к преподавателю. Мы делаем основную ставку на качество преподавателей. Уже сейчас начинаем работать над качественным составом преподавателей. Создаем образ «идеального» преподавателя, описываем его качества и начинаем всех преподавателей ранжировать относительно «идеального» образа. В течение определенного периода, мы думаем около 3 лет, у нас будут работать только люди, которые как минимум на 80% отвечают требованиям «идеального» преподавателя.
Академическая свобода. Мы даем полную академическую свободу «идеальному» преподавателю. Как обучать, по каким учебникам, с какими материалами, по каким методикам, будет ли это PBL, IBL, PhBL, Active learning, полностью будет решать учитель. Мы как администрация не будем вмешиваться.
Освобождаем учителей от лишней бюрократии и снижаем нагрузку.
У наших преподавателей 40 учебных часов в неделю, они даже продохнуть не
успевают, не то что изучать новые методики. Поэтому мы приняли решение снизить
на них рабочую нагрузку, чтобы у них было время для саморазвития.
Материально-техническое обеспечение. Мы полностью обеспечим все классы и преподавателей всем необходимым оборудованием, учебниками, техникой.
Материальное обеспечение преподавателей. Мы установим высокую зарплату и социальный пакет для наших преподавателей. Средняя зарплата наших «идеальных» учителей будет в районе 1 000$, не говоря про различные льготы. Мы покажем наше отношение к учителям через финансы. У нас в Казахстане нет бенчмарка по зарплате учителей, потому что у всех преподавателей они официально низкие. Наши школьные учителя будут получать очень хорошую зарплату в зависимости от квалификации, нагрузки и промежуточных результатов по ЕНТ, которые периодически будут сдавать ученики. Мы хотим проводить тестирования чаще, чтобы к моменту сдачи ЕНТ, мы были уверены в том, что государственный стандарт в сфере образования соблюдается.
Как вы видите, мы начинаем полностью пересматривать работу с преподавателями, чтобы за короткое время получить максимальное количество идеальных учителей, со знанием 3 языков, сильными социальными и педагогическими навыками.
Отношения с родителями.
Отношения с родителями также необходимо выстраивать. Поэтому мы выделяем отдельные кабинеты и отдельных людей, чьей главной работой будет выстраивание правильных отношений с родителями. Нам важно вовлекать родителей в учебный процесс, потому что мы считаем, что воспитание детей на две трети зависит от родителей, от школы на одну треть, а в обучение, наоборот: две трети - школа, одна треть – родители.
Этот баланс необходимо строить. Сейчас же многие родители заняли очень удобную позицию, просто сдают к нам в школу детей как в «аутсорс», мало сами вовлекаются, практически не принимают участия в учебном процессе и в жизни школы в целом. Одна из задач, чтобы все родители понимали, какова политика школы, куда она движется, что делает и зачем.
Третье направление, которое мы берем из лучших практик – это работа с выпускниками.
Очень важно держать связь с выпускниками, вовлекать их в жизнь школы и реализовывать механизмы сотрудничества между поколениями выпускников, начиная от менторства и заканчивая помощью в трудоустройстве. Большая часть наших родителей – это владельцы МСБ и их дети после окончания школы уезжают учиться в зарубежные ВУЗы. Один из главных критериев – не просто давать знания, а понимать для кого мы готовим выпускников. Если родители ожидают о нас, что дети поступят в западные ВУЗы, то необходимо и ориентироваться на требования западных университетов.
- А что делается прямо сейчас для перехода к этой концепции и когда конкретно можно ожидать результатов?
- Мы сейчас определили концепцию, проговорили с преподавательским составом. Сейчас идут три параллельных процесса – составление карты качественного состава преподавателей, составление портрета «идеального» преподавателя, просчет финансовых затрат на внедрение этой концепции.
Последний пункт наиболее важен для нас. Как вы знаете, мы в последние пару лет сделали и продолжаем делать огромные инвестиции в строительство зданий, корпусов и спортивных объектов школы. Поэтому у нас сейчас не такие большие ресурсы остались. А внедрение новой концепции потребует увеличения количества преподавателей, существенного повышения зарплат и социальных пакетов. Поэтому, темп реформ будет еще определяться и нашими финансовыми возможностями. Не забывайте, мы частная школа и должны четко контролировать расходы. Никто нам денег просто так не дает. А результат будет в виде постепенного, но постоянного улучшения качества учебного процесса. Это не разовый эффект, эффект от новой концепции будет долгосрочный и фундаментальный.
- Так значит будет повышение оплаты за учебу?
- Повышение оплаты будет неизбежно, но тоже постепенно. Качество стоит денег. К тому же, когда вопрос стоит об образовании, вы должны четко понимать, вам важнее сэкономить на образовании детей или все-таки дать им качественное образование. За качество надо платить, это во всем мире так. Нам тоже надо расплачиваться со своими преподавателями и поставщиками услуг.
- Вы также говорили ранее о том, что школы должны стать частью городской инфраструктуры, а не обособленным закрытым государством в себе. Как вы реализуете эту идею?
- Мы действительно рассматриваем школу как часть городской инфраструктуры. Школьная инфраструктура сейчас готовится для сдачи в аренду – футбольные поля, бассейны, актовые залы. Жители, родители, общество могут использовать все это для своих нужд. Более того, мы готовим к аренде также шикарные столярные, кулинарные мастерские.
25 тысяч квадратных метров – это инфраструктура, которая должна работать не только на благо школьников, а для всего района вокруг. Сейчас мы предлагаем различным кружкам и секциям открывать свои учебные программы прямо у нас в школе. Для того, чтобы ученики могли после школы сразу же идти на те секции и кружки, которые им интересны, вместо того, чтобы ездить на них через весь город. У нас уже открыли свои курсы робототехника, ментальная математика, музыкальный кружок, танцевальный, скоро откроется кружок гармоничного развития ребенка.
Более того, на территории новой школы мы создаем коворкинг, где смогут работать молодые предприниматели вIT-секторе, они будут пользоваться инфраструктурой бесплатно, но будут привлекать к совместной работе над проектами наших старшеклассников.
Мы хотим, чтобы в школе сформировалась живая, динамичная экосистема на пользу детям, их родителям, местным жителям, преподавателям и стране.
Автор: Бота Жуманова
Просмотров материала: 7 920