Начало октября выдалось довольно неоднозначным для казахстанских властей: очередная неудача с Нобелевкой, продолжающееся падение курса тенге, проблемы с бензином, наезд соседнего президента, породивший целую бурю в социальных сетях… По этим темам и не только в рамках специального проекта мы сегодня беседуем с известным казахстанским политическим аналитиком Султанбеком Султангалиевым.
- Султеке! Наверное, мы начнём нашу беседу с самой горячей политической новости, а именно резкого выпада Алмазбека Атамбаева в адрес Акорды. Что по вашему может стоять за таким резонансным «наездом»?
- Резонансные задиристые слова кыргызского президента можно объяснить, прежде всего, накалом внутриполитической борьбы в соседней стране, в которой избирательная кампания достигла, пожалуй, своего апогея. Не сомневаюсь, что выступление Атамбаева восприняли в Аккорде как личное оскорбление и реальная «ответка» от казахстанской стороны в виде осложнений в торговле, например, прилетит очень скоро.
Атамбаев не просто «перегнул палку», что называется, а выбрал совершенно неверную технологию, которая обязательно ему аукнется. Неистовая неадекватность, возможно, нужна при ловле блох, но никак не в политике.
В период президентства Алмазбека Атамбаева отношения между нашими странами, к сожалению, ухудшились и не по вине Казахстана. Остается надеяться, что новый президент Кыргызстана, кто бы им не стал - Жээнбеков или Бабанов, будет осознавать всю важность добрососедства и экономического сотрудничества между двумя соседними государствами и народами.
- В феврале 2017 года вы отметили, что наиболее достойным претендентом на получение Нобелевской премии мира является Нурсултан Назарбаев. Но «Нобелевка» вновь миновала казахстанского президента. С чем, на ваш взгляд, было связано решение Нобелевского комитета?
- Согласно формулировке Альфреда Нобеля, премию мира должны вручать за «существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов». Но решения Нобелевского комитета по присуждению премии мира зачастую настолько же парадоксальны как, например, судейство в бою Головкин–Альварес.
Вспомните, хотя бы нобелевского лауреата Барака Обаму, который совершенно ничем себя не проявил в момент присуждения премии и своей последующей непродуманной внешней политикой посеял хаос в Ливии и на Ближнем Востоке.
Шесть предыдущих номинирований президента Казахстана, конечно не имели шансов реализоваться, но вот в 2017 году была действительно реальная и заслуженная возможность стать обладателем «Нобелевки», учитывая и систематическую деятельность по приближению к безъядерному миру и, самое главное, значительную активизацию миротворческих усилий внешнеполитического ведомства Казахстана в вопросе урегулирования сирийского конфликта и нахождения мирного решения затянувшегося кризиса на Ближнем Востоке.
Сам запуск Астанинского мирного переговорного процесса уже обозначил принципиальное возрождение вектора политического решения гражданской войны в Сирии и наметившегося единства четырех государств (Сирии, Турции, Ирана и России) в борьбе с международным терроризмом.
Конечно, сложно предельно точно определить мотивы двигавшие Нобелевским комитетом, но, во-первых, не следует недооценивать информированность мировой общественности о внутриполитических порядках в нашей стране, которые нельзя назвать демократическими.
Во-вторых, полагаю, что и наше министерство иностранных дел не приложило всех необходимых усилий, как по достижению поставленной цели, так и по креативности миротворческих инициатив.
Например, глава Казахстана неоднократно выражал желание внести свой вклад в нормализацию ситуации и прекращению кровопролития на Донбассе. В условиях, когда минские соглашения, по сути, превратились в живой труп, именно казахстанскому МИДу было бы нужно инициировать перезагрузку переговорных процессов между Киевом и самопровозглашенными республиками, а также России, Германии и Франции, сделав Астану диалоговой площадкой для всех заинтересованных сторон.
- Сейчас в стране наблюдается очень непростая экономическая ситуация. С чем это связано на ваш взгляд?
- Я не специалист в экономической сфере, поэтому компетентно судить о тенденциях и перспективах развития нашей экономики, естественно, не могу, хотя и внимательно изучаю публикации наших ведущих отечественных экспертов. Считаю, что наша экономика еще своего дна не достигла.
Объясню свое мнение исключительно как политический аналитик. Первопричина всего – это неразумность существующей модели государственного управления, которая является исключительно неэффективной и, учитывая масштабы всепроникновения исполнительной власти, отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на социальную сферу, и на экономику.
Наглядный актуальный пример последнего времени - это критическая ситуация с бензином в нашей стране, которая повторяется из года в год. Дело в том, что собственно на рынке ГСМ играет несколько игроков, которым кратковременный дефицит бензина выгоден исходя из их коммерческих интересов. И министерство энергетики и если брать шире, правительство РК, ничего с этим поделать не может, демонстрируя к тому же явно запоздалую реакцию и неспособность навести порядок профессионально и твердо.
Увольнения выбранных «козлов отпущения» - непринципиально и несущественно. Уволят одних - придут другие. И так в любой сфере, ведь круговорот козлов в природе забронзовевшего бюрократизма можно наблюдать бесконечно.
- В интересном аналитическом материале, опубликованном в «ЦентрАзияМониторе» вы критически высказались о министре образования и науки Ерлане Сагадиеве. Можно ли ожидать, что ваш прогноз относительно его отставки сбудется?
- С момента его назначения на пост министра я изначально не разделял радужных надежд связанных с господином Сагадиевым … Объяснение очень простое: во-первых, я глубоко убежден, в том, что эффективным управленцем может быть только тот, кто прошел все этапы карьерного роста в выбранной профессиональной сфере, в нашем случае - от учителя (преподавателя) до министра.
Во-вторых, вы заметили, что у нас каждый новый министр образования кажется хуже предыдущего? А причина данного феномена одна - вялотекущий, но всеобъемлющий процесс деградации всего казахстанского образования.
И если министр вместо того, чтобы начать работать принципиально по новому, продолжает традицию предшественника по судорожному изобретению реформ, заранее обреченных на провал, то он неизбежно оказывается в анекдотической ситуации с тремя конвертами.
- И как же поступать следующему министру образования и науки РК? У вас есть готовые рекомендации?
- Как раз на эту тему планирую подготовить объёмную статью, которая будет завершена к концу октября.
- И она, надеюсь, будет опубликована у нас на сайте?
- Договорились.
- Заранее уверен, что ваш материал будет интересен и казахстанским читателям и тем, кому он будет предназначен в первую очередь.
- А я уверен, что те, кому статья будет предназначена в первую очередь, её не прочитают. А если прочитают, то не поймут, а если поймут - то не реализуют. А если реализуют-то не так.. (смеется)
- Вы мне импонируете не только как аналитик, выдающий яркие и смелые суждения, но и как человек с чувством юмора… И всё же, как быть с вашим, пожалуй, главным прогнозом, а именно с третьим пришествием Карима Масимова в правительство?
- Я привел пять фамилий тех, кто, по моему мнению, наиболее востребован в качестве эффективного антикризисного менеджера в должности премьер-министра. В сложившейся ситуации наиболее удобен и нужен для Главы государства в качестве руководителя Кабмина, на мой взгляд, именно Карим Масимов, имеющий огромный управленческий опыт и необходимый политический вес.
Передвижение главного президентского танка в кресло премьера, к тому же даёт дальнейший и своевременный ход по продолжению политической комбинации по проекту «Преемник». Все логично и, следовательно, надежно. Хотя у президента, как и у каждого большого гроссмейстера, конечно в запасе есть и другие варианты. Как всё произойдет на самом деле, покажет уже ближайшее будущее.
- Спасибо за беседу
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 6 693