В рамках нашего специального проекта с политологом Султанбеком Султангалиевым мы обсудили главную тему прошлой недели – саммит ШОС.
- На прошлой недели Казахстан оказался в центре внимания международной общественности: Астанинский саммит ШОС и открытие ЭКСПО-2017 стали главными темами в мировых СМИ. Можно ли назвать Астанинский саммит ШОС историческим?
- Безусловно, саммит ШОС в столице Казахстана войдет в историю интеграционных процессов на евразийском пространстве, благодаря вступлению Индии и Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества.
- А отношения этих стран далеки от идеала…
- Конечно же, появление в ШОС этих двух государств, имеющих не самые безоблачные отношения друг с другом, несет в себе определенные риски. И увеличение количественных параметров ШОС совершенно не означает укрепление организации, так как экономика в 21 веке - это не та сфера, где размер имеет определяющее значение.
Однако возникающие заманчивые перспективы роста взаимовыгодного сотрудничества, появление новых дополнительных путей развития экономической интеграции между странами-участниками вселяют, пусть и осторожный, но оптимизм.
- Но сложности есть?
- Сложность заключается в самой, существующей на сегодняшний день, двоякой парадигме функционирования ШОС. В экономическом плане ШОС всё больше становится проводником реализации амбициозного китайского проекта «Один пояс - один путь», в котором, как в источнике новых инвестиций, заинтересованы все страны организации.
В политическом отношении ШОС является определенным инструментом влияния российской внешней политики в азиатском регионе в её противостоянии со странами Запада. Негласный компромисс руководства России и Китая, выражаемый в таком своеобразном распределении ролей и соответственно сфер интересов, становится той платформой, на которой основывается стабильность экономического альянса азиатских государств.
Появление новых игроков в лице Индии и Пакистана способно привести к дисбалансу внутри организации. Однако данная угроза вполне может быть нивелирована адекватными дипломатическими усилиями.
На Западе внимательно следят за темпами развития Шанхайской организации сотрудничества, чем и объясняется присутствие на саммите такого множества информационных агентств, не считая, помимо этого, посещение данного мероприятия генеральным секретарем ООН. Полагаю, что уже в недалеком будущем членами ШОС станут Иран и Монголия.
- Какую вообще выгоду сулит нашей стране участие в ШОС?
- В первую очередь, говоря о ШОС, необходимо отметить её позитивную роль, как переговорной площадки в рамках Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета глав министерств иностранных дел. С точки зрения сохранения внутриполитической стабильности и эффективного противодействия угрозам религиозного экстремизма и международного терроризма сотрудничество Казахстана с другими странами-участниками ШОС не только целесообразно, но и необходимо, особенно, в формате региональной антитеррористической структуры ШОС.
В экономическом плане наиболее эффективен китайский вариант модели углубления двухсторонних экономических отношений, который руководство КНР последовательно реализует согласно программе «Один пояс - один путь». К слову, следует отметить, что данная модель намного более конкретизирована и прагматична, и, следовательно, эффективна, нежели тот формат, который принят в ЕАЭС.
- От ЕАЭС действительно мало что ощущается…
- Экономические выгоды для нашей страны от ШОС пока полностью связаны с китайскими инвестиционными проектами и логистическими возможностями нашей страны для товаров из КНР. Много говорилось о пресловутом переносе 51 китайского производства на нашу территорию, но пока достоверной информации о природе всех этих производств и степени вовлеченности казахстанцев в процесс распределения рабочих мест нет, то и говорить о каких-то особых выгодах, пока нет оснований.
В результате своего геополитического положения Казахстан, хотим мы этого или нет, просто обречен на участие в интеграционных процессах на евразийском континенте. А вот насколько выгодно это участие будет стране и народу сейчас и в дальнейшей перспективе – это зависит от переговорных процессов между нашей страной и другими государствами, от профессионализма и, главное, желания государственных структур отстаивать национальные интересы Казахстана.
- Немного о деньгах и об ЭКСПО. Участник Астанинского саммита ШОС и гость ЭКСПО-2017 Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев произнес слова, вызвавшую неоднозначную реакцию в нашем обществе. Имею ввиду фразу о том, что его (Атамбаева) сожгли бы кыргызстанцы, если бы он решил потратить на ЭКСПО такие большие деньги.
- Слова любого политического деятеля всегда имеют несколько месседжей. В этой фразе президента Кыргызстана есть два основных подтекста. Первый - просто обычная человеческая или же профессиональная зависть и вызванный этим чувством легкий троллинг своего казахстанского коллеги. Свою роль, на мой взгляд, сыграли и трения между нашими странами внутри Евразийского союза.
Самый важный – политический - в Кыргызстане в октябре 2017 года грядут президентские выборы и поэтому посыл, в целях демонстрации близости к простому избирателю и пониманию проблем волнующих граждан страны, обращен, в первую очередь, кыргызстанцам. И хотя сам Атамбаев лично не будет участвовать в выборах как претендент на высший государственный пост, но примет участие его партия и таким образом, опосредованно он сам в качестве паровоза для своего кандидата. И так как особыми успехами похвастать перед согражданами президенту нечем, то в ход идут такие вот психологические уловки.
Конечно, политику такого масштаба, стоило всё-таки бы воздержаться от двусмысленностей, но что сказано, то сказано. Сомневаюсь, что слова Атамбаева как-то отрицательно скажутся на караване казахстано-кыргызских отношений, который без излишних раскачек продолжает двигаться вперёд.
Рахмет, Султеке!
Записал Серик Мамбетов, редактор сайта
Просмотров материала: 4 252