Гражданин Казахстана не обязан получать среднее образование на других языках за счет государства. По таким заголовком Матрица.kz опубликовала Открытое письмо доктора биологических наук, профессора Нугмана Аралбай Генеральному прокурору с просьбой дать правовую оценку Заявлению Министра образования и науки Е. Сагадиева «О модели трехязычного школьного образования» и соответствующему приказу от 2012 года экс-министра Жумагулова Б.Т. на предмет соответствия к фундаментальным основам Конституции РК. Но это письмо почему-то было переправлено в Министерство образования и науки РК.
В свою очередь, Министерство образования и науки в лице вице-министра Э.Суханбердиевой, которое не является надзорным органом, предоставила официальный ответ на Открытое письмо профессора.
В связи с этим ответом вице-министра МОН РК мы публикуем еще одно Открытое письмо, в котором профессор Н.Аралбай приводит свои доводы в пользу несостоятельности такого ответа.
ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ РК
Г-НУ АСАНОВУ Ж.
Копия: СМИ
Открытое обращение
о несогласии с ответом Вице-министра образования и науки РК г-жи
Э. Суханбердиевой от 02 июня 2016 года №ФЛ – А – 567
Уважаемый Жакип Кажманович!
28 апреля 2016 года я обратился к вам с просьбой дать публичную правовую оценку Заявлению Министра образования и науки Е. Сагадиева «О модели трехязычного школьного образования» и соответствующему приказу от 2012 года экс-министра Жумагулова Б.Т. на предмет соответствия к фундаментальным основам Конституции РК. К моему удивлению мое обращение было переправлено в МОН РК. На свое обращение в Генеральную Прокуратуру РК получил ответ вице-министра образования и науки РК г-жи Э. Сухбанбердиевой. Считаю, что ответ вице-министра образования и науки РК не по существу моего обращения в Генеральную Прокуратуру РК по нижеследующим причинам и основаниям:
Во-первых: МОН РК не является надзорным и контролирующим законность в РК органом и не может заменить Генеральную Прокуратуру РК. В своем обращении я прошу Вас дать правовую оценку двум актам высших должностных лиц МОН РК на предмет соответствия к фундаментальным основам Конституций РК. Принципы и фундаментальные основы Конституции не являются прерогативой МОН РК. Поэтому, ответ МОН РК, подписанный даже вице-министром, не может быть надлежащим и соответствующим сути моего обращения в Генеральному Прокурору РК.
Во-вторых: Приведенные в письме доводы МОН РК, как мне кажется, не убедительны, я бы даже сказал – не состоятельны.
В частности, в письме говорится о том, что все поручения о внедрении трехязычного образования инициированы Лидером нации – Президентом Н.А. Назарбаевым в течении 8 лет, в 2007-2015 годы, в рамках посланий Народу Казахстана, на сессиях Ассамблеи народа Казахстана.
А именно:
— Послание «Новый Казахстан в новом мире» от 2007 года;
— Послание «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года;
— Послание «Новый политический курс состоявшегося государства от 14 декабря 2012 года;
— Послание «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
— ХХII сессия Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года;
— пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех».
Эти утверждения кажутся несостоятельными, т.к. в п.2. ст.40 Конституции РК сказано: «ПРЕЗИДЕНТ – символ и ГАРАНТ НЕЗЫБЛЕМОСТИ КОНСТИТУЦИИ РК, прав и свобод человека и гражданина», а согласно п.1. ст.45 Конституции: «Президент РК на основе и во исполнение Конституции и Законов издает указы и распоряжения …».
А в п.1.ст.44 основного Закона сказано: «Президент РК обращается с ежегодным Посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики».
Из вышеизложенного следует, что поставленные Президентом РК задачи не могут противоречить Конституции РК, а механизм их реализации со стороны МОН РК в этом отношении не совсем безупречны. А замена Конституционных принципов подзаконными актами, т.е. Постановлениями, программами, решениями Ассамблеи народа Казахстана и т.д. и ссылка на них неубедительны, а в правовом отношении вызывает множество вопросов.
В третьих: В письме МОН РК утверждается, что внедрение трех языков в процессе обучения не противоречит Конституции РК, т.к. ст.7 Конституции страны закрепляет, что в государственных органах и организациях наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Однако, п.2. ст.7. Конституции только закрепляет русский язык, но не обязывает. Согласно п.1. ст.7 Основного Закона казахский язык является обязательным во всех сферах жизни и на всей территорий Казахстана. Это положение дополнительно закреплено ст.93 Конституции страны: «В целях реализации статьи 7 Конституции Правительство, местные, представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом». А про английский – третий язык в Конституции РК не сказано ничего.
Значит, внедрение английского языка и навязывание его обязательного изучения противоречит принципам Конституции страны, ибо согласно п.1 ст.30 основного Закона: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».
Также обязательным по Конституции является применение государственного казахского языка. Программы, принятые к исполнению МОН РК об активном, навязчивом внедрении английского языка в обход Конституции РК кажется прямым игнорированием ст.7; ст.93 Основного закона, отвлечением средств от развития государственного-казахского языка. А поскольку английский язык не является Конституционным – то получается, что средства налогоплательщиков РК тратятся незаконно, нецелевым образом.
В-четвертых: Приказ, изданный экс-министром Б. Жумагуловым и заявление министра Е. Сагадиева вызвали общественный резонанс и определенный уровень социального напряжения в стране. Многочисленные коллективные обращения казахской интеллигенции Президенту, парламенту и правительству свидетельство этому. Боюсь, что реализация подобных программ в МОН РК могут поставить «по разные стороны баррикад» титульную нацию и другие этносы нашей страны. А в соответствии п.2. ст.39 Конституции РК «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1.ст.34 Конституции Республики Казахстан повторно Прошу Вас дать правовую оценку деятельности экс-министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова и действующего министра Е. Сагадиева.
С уважением
Нугман Аралбай, доктор биологических наук, профессор
Просмотров материала: 2 424