Пока некоторые общественники национально-патриотического толка меряются размерами своих органов (конечно, языка, а не то, что вы подумали) и заняты словесной перестрелкой в луковой войне, наш «любимый» МОН (который Министерство образования и науки) упорно продолжает двигать свою тему трехязычия. И не просто двигает, а реально реализовывает. За наш счет, естественно.
На днях прочитал первое публичное выступление в СМИ новоиспеченного вице-министра, отвечающего за деньги МОНа, Бибигуль Асыловой. Она сообщила буквально следующее: «Правительство нас поддержало, и в проекте республиканского бюджета на 2017-2019 годы, который сейчас рассматривается в мажилисе, предусмотрено увеличение зарплаты учителям, которые будут преподавать предметы на английском языке. Дополнительная надбавка составит два базовых должностных оклада, то есть заработная плата учителя-предметника, преподающего на английском языке, увеличится на 35 тысяч тенге».
А обучение английскому (ну, то бишь, иностранному, языку другого государства) для учителей-предметников начнется вот-вот с октября 2016 года. По ее словам уже сформированы списки преподавателей (непонятно, по каким критериям), которые готовы начать обучение, а из государственного бюджета на это выделяется порядка четырех миллиардов тенге.
Интересно то, что продолжительность этих самых курсов зависит от степени владения английским языком и получаемого уровня. Встает вопрос – а кто проверял уровень их владения?
Она также отметила, что обучение продлится до мая-июня следующего года, а курсы будут организованы непосредственно во всех областных и районных центрах. Рабочие места и средняя зарплата педагогов будут сохраняться, им возместят расходы на проживание, также будет выплачиваться стипендия. В 2017 году, по ее словам, планируется обучить порядка 6,5 тысячи педагогов, в целом же пройдут курсы около 38 тысяч предметников. Вот такие дела.
О трехязычии уже успели выступить немало ученых, общественников, педагогов. Говорили не только о вреде такого формата обучения для учащихся, но и в целом о негативном влиянии на перспективы государственного языка.
Хорошо, это политическая, этическая, и если хотите, моральная сторона дела. Но есть и другая – насколько законны эти потуги МОНа. Доктор биологических наук, профессор, Нугман Аралбай уже заявлял о том, что финансирование изучения иностранного языка, причем, поголовно, является нарушением главного закона страны - Конституции.
В своем открытом письме Генеральному прокурору РК они писал: «Согласно Конституции РК гражданин Казахстана не обязан получать среднее образование на других языках, кроме государственного. Обязательное среднее образование на русском языке вменяется в обязанности граждан России согласно Конституции РФ; на английском языке – гражданам Великобритании и США, согласно их Конституции. Почему мы – казахстанцы должны менять, ломать государственные стандарты образования, игнорируя требования Конституции РК и за счет налогоплательщиков Казахстана. Тем самым, вопреки Конституции РК правительство принуждает граждан принять другие языки», потребовав у генпрокурора дать публичную оценку этому действу на предмет фундаментальным основам Конституции РК.
Но оценки не получилось – тем более публичной - Генпрокурор отписал тому же МОН. Но ведь ежу понятно, что МОН не является надзорным и контролирующим законность государственным органом?! Как он может давать оценку своей же деятельности? Бред и не более.
Ответ МОН не заставил себя долго ждать – вице-министр госпожа Суханбердиева дает не менее бредовый ответ, текст которого приводит профессор Аралбай со своим комментариями.
«В письме говорится о том, что все поручения о внедрении трехязычного образования инициированы Лидером нации – Президентом Н.А. Назарбаевым в течении 8 лет, в 2007-2015 годы, в рамках посланий Народу Казахстана, на сессиях Ассамблеи народа Казахстана.
А именно:
- Послание «Новый Казахстан в новом мире» от 2007 года;
- Послание «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года;
- Послание «Новый политический курс состоявшегося государства от 14 декабря 2012 года;
- Послание «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
- ХХII сессия Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года;
- пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех».
Эти утверждения кажутся несостоятельными, т.к. в п.2. ст.40 Конституции РК сказано: «ПРЕЗИДЕНТ – символ и ГАРАНТ НЕЗЫБЛЕМОСТИ КОНСТИТУЦИИ РК, прав и свобод человека и гражданина», а согласно п.1. ст.45 Конституции: «Президент РК на основе и во исполнение Конституции и Законов издает указы и распоряжения …».
А в п.1.ст.44 основного Закона сказано: «Президент РК обращается с ежегодным Посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики».
Из вышеизложенного следует, что поставленные Президентом РК задачи не могут противоречить Конституции РК, а механизм их реализации со стороны МОН РК в этом отношении не совсем безупречны. А замена Конституционных принципов подзаконными актами, т.е. Постановлениями, программами, решениями Ассамблеи народа Казахстана и т.д. и ссылка на них неубедительны, а в правовом отношении вызывает множество вопросов.
В третьих: В письме МОН РК утверждается, что внедрение трех языков в процессе обучения не противоречит Конституции РК, т.к. ст.7 Конституции страны закрепляет, что в государственных органах и организациях наравне с казахским официально употребляется русский язык.»
«Также обязательным по Конституции является применение государственного казахского языка. Программы, принятые к исполнению МОН РК об активном, навязчивом внедрении английского языка в обход Конституции РК кажется прямым игнорированием ст.7; ст.93 Основного закона, отвлечением средств от развития государственного-казахского языка. А поскольку английский язык не является Конституционным – то получается, что средства налогоплательщиков РК тратятся незаконно, нецелевым образом», - считает профессор Аралбай.
Вот так вот попирается главный закон страны на самых верхах, а что говорить о низах. Я уже молчу о том, как вообще собирается МОН подготовить десятки тысяч учителей-предметников, преподающих на английском языке, когда наши вузы уже давно выдают низкокачественный «товар» - они заняты лишь выдачей дипломов, а не квалифицированных преподавателей.
А буквально вчера сенатор Дарига Назарбаева выразила надежду, что будущее поколение казахстанцев поставит оценку «отлично». Какую оценку могут дать завтрашние ученики сегодняшних недоучителей?!
Ну и главный вопрос – почему у нас поощряют учителей, знающих иностранный, а не поощряют тех учителей, кто отлично владеет государственным языком? Что за дискриминация такая? В этом то и вся суть и отношение к государственному языку тех, кто денно и нощно по долгу службы обязан беспокоиться о государственном – казахском языке.
Серик Мамбетов, редактор сайта
P.S. Кстати, и Генеральная прокуратура еще не дала правовую оценку. Да никто не дал никакую оценку, кроме бредового письма от МОНа. А ведь на всех собраниях Генеральный прокурор отчитывал прокуроров поменьше отстаивать интересы граждан и всегда быть с ними в контакте. Но увы.
Просмотров материала: 19 939