Исламизация населения Казахстана уже достигла такой степени, что в обществе начали поговаривать о возможном превращении нашего государства, ныне пока еще светского, в исламское. И хотя на рациональном уровне подобный сценарий кажется маловероятным, эксперты не готовы полностью отвергать его, во всяком случае, в долгосрочной перспективе.
Что касается прогнозов краткосрочных, то сомнений в том, что Казахстан продолжит светский путь развития, практически ни у кого не возникает. К исламскому сценарию сейчас не готовы ни власть, ни общество, полагают эксперты. По их мнению, рост религиозности населения страны пока носит стихийный, а не качественный характер и поэтому неспособен оформиться в четкую идеологию государственного строительства. Не говоря уже о том, что само отношение к исламу у нас весьма поверхностное и ограничивается в основном соблюдением тех или иных внешних обрядовых форм. Тогда как процент реально практикующих мусульман в Казахстане все еще низкий и явно не дотягивающий до такого уровня, при котором можно было бы говорить о перспективах создания исламского государства.
Что касается власти, то она не скрывает своих страхов по поводу возможных негативных последствий наблюдающегося сейчас стремительного роста религиозности населения, однако пока не может предложить адекватную государственную политику, которая бы учитывала данный фактор. В связи с этим мы попросили экспертов поразмышлять над тем, насколько происходящая сейчас исламизация страны угрожает светскому характеру нашего государства и способен ли ислам стать доминирующей политической идеологией (силой) в Казахстане?
– Существует ли вероятность того, что когда-нибудь Казахстан станет исламским государством?
– В странах Центральной Азии ислам существует около 1300 лет. То есть эта религия уже глубоко внедрилась в национальные традиции государствообразующих и других мусульманских этносов нашего региона. Если говорить конкретно о нас, то ислам играл существенную роль в жизни казахского кочевого общества, начиная с момента образования Казахского ханства во второй половине XV века. Он определял многие стороны жизни населения, начиная с простых людей и заканчивая представителями элиты (ханы, султаны и т.д.). Так, в «Жеті Жарғы» Тауке-хана принятие другой веры считалось изменой родине и соответственно заветам предков (аруахов), это каралось смертью.
Казахстан, придерживаясь светского пути развития, тем не менее является в глазах всего мусульманского мира исламским государством, в котором подавляющая часть населения считают себя представителями единой мусульманской уммы (общины). То есть, по сути, будучи светским государством, мы в то же время являемся исламской страной.
– Каковы темпы исламизации Казахстана?
– Я бы назвал их удовлетворительными. Считаю, что не следует пугаться этого процесса. Ислам в Великой степи всегда отличался от того ислама, который существовал и существует сегодня в странах Ближнего и Среднего Востока. В связи с этим, чтобы удержать казахстанское общество от увлечения идеями радикального ислама, уберечь его от действий экстремистского и террористического характера, нам следует более активно проводить просветительскую работу по пропаганде традиционного ислама ханафитского мазхаба в контексте школы вероубеждения (акыды) Имама Матуриди, которому следовали все выдающиеся исламские святые (аулие) Центральной Азии.
– Продолжается ли рост количества верующих, соблюдающих обряды, практикующих и т.д. мусульман?
– Я бы дал положительный ответ на ваш вопрос. У многих граждан нашей страны наблюдается рост интереса к исламу. Это связано с различными аспектами: культурными, социальными, политическими, даже экономическими.
Бояться роста количества верующих, соблюдающих обряды, практикующих и т.д. не стоит. Это естественный процесс обретения и возращения народу его идентичности, в которой ислам занимал и занимает определенное место.
– А какие категории населения (по возрасту, социальному положению) особенно активно вовлечены в этот процесс?
– Это в основном люди молодого и среднего возраста, что вполне закономерно – ведь именно данная категория населения находится в динамике и пытается каким-то образом самореализоваться. Однако неудовлетворенность многих своим социальным положением, социальная апатия и т.д. делают их замкнутыми, обиженными на самих себя, на родителей, на среду, в которой они живут. Этой ситуацией и пользуются так называемые «ловцы душ», оказываясь в тяжелый для человека момент рядом с ним, предлагая ему изменить себя с помощью идей социальной справедливости, реализация которых возможна через религиозный радикализм и экстремизм.
Разумеется, среди тех, кто пополняет ряды истинно верующих, соблюдающих обряды, практикующих и т.д. мусульман много законопослушных граждан. Поэтому, борясь с радикальными исламистскими движениями в Казахстане, следует быть осторожными и ни в коем случае не стричь всех под одну гребенку.
– Проводятся ли исследования на обсуждаемую нами тему?
– Такие исследования проводятся, в том числе и нами (Институтом востоковедения им. Р.Б. Сулейменова — прим. ред.) в рамках грантового финансирования со стороны Комитета науки МОН РК. Называется оно «Этносоциальный портрет мусульманской уммы Казахстана».
Очевидно, что изучение смыслообразующих, глубинных характеристик религиозности казахстанских мусульман, аккумулирование необходимой информации о модальности представителей различных этномусульманских групп, оценка конфликтного потенциала в межконфессиональных отношениях и т.д. могли бы стать основой для социального прогнозирования и моделирования развития казахстанского общества.
Однако в связи с сокращением финансирования многих фундаментальных проектов со стороны МОН РК мы не можем провести качественное социологическое исследование в полевых условиях, поскольку средств хватает только, грубо говоря, «на поддержку штанов». Тем не менее, мы надеемся, что нам удастся подготовить и в дальнейшем опубликовать монографическое исследование по этой тематике.
Сауле Исабаева, camonitor
Просмотров материала: 3 567