Принято считать, что религия способствует росту духовности человека, а значит, и формированию определенных нравственно-этических ценностей. Но многие замечают, что при атеистической Советской власти было намного меньше коррупции, стяжательства, было больше самопожертвования, толерантности, уважения к старшим и окружающим, нежели сегодня, когда уровень религиозности казахстанцев значительно вырос. Причем чем дальше, тем отчетливее видна разница.
Источник: camonitor
"Светское государство - самое важное завоевание человечества"
- Согласен, что при атеистической Советской власти было намного больше самопожертвования, уважения к старшим и иных проявлений следования общепризнанным нравственным ценностям, чем сегодня, когда уровень религиозности казахстанцев значительно вырос. Это вполне объяснимо. Атеизм - тоже определенная вера, только в материю.
Мир един в своей материальности, а не в боге - в этом состоит духовный тезис материализма. Возможно, он и ошибочен, так как мир разделен в своей материальности, но очень многие религии основаны на не менее ошибочных постулатах. Так что отнимать у атеистов право на духовность никто не имеет права. Их духовная, моральная мотивация намного сложнее, интереснее. В конце концов, атеисты делают все бескорыстно и правильно не потому, что хотят в рай попасть, и не потому, что их может бог наказать. Соответственно, они более моральны в этом плане, более духовны, чем религиозные люди.
Верующие боятся бога неосознанно, как животные, или страстно желают в рай, к вполне плотским утехам. Обычно это и становится главным мотивом к тому, чтобы в земной жизни делать правильные дела - это в лучшем случае. В худшем же случае они делают правильные дела неправильно или вообще творят беспредел. Это связано с присущим им мнимым чувством духовного превосходства над представителями других религий или людьми нерелигиозными.
Такое чувство внушается им специально, с целью их зомбирования. История человечества знает немало подобных примеров. Кстати, ради справедливости следует сказать, что атеизм как вера в отсутствие бога тоже не избежал этого. К примеру, в советское время мы все искренне верили в то, что ликвидация частной собственности - это святое дело, а не нарушение прав человека. Любая религия, сращиваясь с государством, приводит к мракобесию.
Так что секуляризм, направленный на ослабление роли религии в жизни общества, на отделение ее от государства, очень важен в плане духовного развития социума, морально-психологического совершенствования человека. Светское государство - это самое ценное завоевание идеологии и нравственности человечества, которое мы ни в коем случае не должны потерять.
Тем не менее духовные потребности нельзя игнорировать. Духовное пространство не терпит пустоты, и если не предложить конструктивную светскую идеологию, то оно будет заполняться религиозными и псевдорелигиозными учениями, поскольку люди нуждаются в тех или иных морально-нравственных ориентирах. Поэтому отсутствие у нас сегодня светской идеологии и, соответственно, светского понимания того, что морально, а что аморально, - это серьезный минус.
- Чем конкретно в этом плане опасна для нас исламизация?
- Тут я бы выделил три аспекта. Первый - это теократизация. Говоря об исламизации, мы должны иметь в виду, что ислам обязательно будет требовать своего участия в управлении государством. Это заложено в тезисах ислама, а иначе зачем ему шариат как правовая система? Второй аспект. Исламизация может привести к тому, что мы потеряем этническую самобытность: все сферы жизни, включая бытовую, в этом случае будут регулироваться нормами шариата и ислама.
Между тем у казахов очень интересное и самобытное историко-культурное наследие. Взять, например, очень важный этнообразующий миф о союзе "Алаш". Единство казахстанской нации проистекает от того, что все степняки считают себя казахами, каких бы разных национальностей (ель), племен (ру) и родов (тайпа) они ни были. Это очень важная национальная идея, которую необходимо сохранить. Тогда как арабская по происхождению религия предполагает явно другие стереотипы поведения и восприятия, традиции и обычаи, имеющие мало общего с тем, что культивировалась в Великой степи. Понятно, что мы давно уже не степняки, но важно сохранить и, насколько это возможно в современном мире, возродить то, что заложено в наших корнях.
Третий аспект. Любая религия, и ислам в том числе, ведет не к интеграции, а к разделению общества. Не надо думать, что ислам всех нас объединит: внутри него имеется огромное количество течений, подтечений и сект. В нем очень мощная духовная основа - он отрицает даже региональную и национальную обособленность, асабию (ксенофобию). Но в то же время не может избежать религиозной асабии.
Более того, вследствие своей претензии на нравственную всеобщность ислам внушает тезис о духовной, моральной исключительности мусульман. Словом, необходимо формировать светскую идеологию и светскую систему этических ценностей. В противном случае мы продолжим разбредаться по религиозным закуткам. Но "закручивать гайки" нельзя. Это только усилит привлекательность ислама, иных религиозных и псевдорелигиозных ценностей.
Единственный выход - это светское просвещение и светское образование, основанные на научном познании мира. Помимо всего прочего, они будут уравновешивать в обществе самые разные религии и верования. Сегодня мы уже можем говорить о существовании в мире объективной системы ценностей как основы светской морали и идеологии, где определяющим является всеединство. Это философское понятие, обозначающее органическое единство бытия, всеобщую связь всего и вся. Отсюда и должны проистекать все ценности, начиная с веры, надежды, любви и заканчивая объективными законами, которые тоже являются ценностями.
Надо выявлять все эти моменты, строить из них логическую и диалектическую цепочку, чтобы все эти ценности не отрицали одна другую, а только взаимодополняли. На такой основе мы сможем возродить светскую нравственность и идеологию, избежать раскола в обществе по линии религиозной принадлежности. Но только этого недостаточно.
Нужно еще использовать традиционную казахскую модель ислама, в которой зашифрована наша многовековая тенгрианская вера в Вечное небо (Кудай, Тэнир-Ай) и Дух предков (Ата-Баба, Аруах). Она на самом деле вполне "светская" и либеральная, это идет еще от суфия Кожа-Ахмета Яссауи, захороненного в Туркестане, - именно туда тюркские казаки всегда совершали паломничество, а не в Мекку.
Сегодня нужно мыслить в направлении именно казахской ментальности, даже в религии. Это оптимальный вариант безопасного развития ислама, в отличие от теократической исламизации. Казахов с их либеральной моделью ислама все равно нигде не примут как мусульман, даже в суннитских странах, так что незачем рядиться в их одежды. Напротив, ислам нужно адаптировать к традициям нашего народа, а все остальное в плане выбора направления духовного развития довершат светская идеология и светская система нравственных ценностей.
Сауле Исабаева, camonitor
Просмотров материала: 4 024