Происходит изменение баланса власти. Пока еще даже внутри страны не все это поняли. Но, думаю, к концу текущего года, когда будет приниматься бюджет, мы увидим достаточно «злобный» парламент, которого не видели на протяжении многих лет
Существующий «коммуникационный разрыв» между представителями экспертных сообществ Казахстана и России не способствует формированию у российской аудитории адекватного восприятия актуальных процессов политической, экономической и социальной модернизации, которые в настоящее время происходят в Казахстане, считает ведущий эксперт АО «Центр военно-исторических исследований», член общественного совета Алматы, председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan Марат Шибутов. В ходе состоявшегося в Москве круглого стола «Казахстан – модернизация 3.0» эксперт представил системный взгляд на проводимые в республике реформы.
Презентацию современных трендов внутриполитического развития Казахстана и изменений во взаимодействии государства и общества Марат Шибутов предварил скептической констатацией:
- Существует определенный коммуникационный разрыв между тем, что реально происходит в нашей республике и тем, что думают об этом в России. Фактически казахстанские СМИ в России не особенно читаются и анализируются, а подразделения российских медиа в Казахстане работают в основном на казахстанскую аудиторию. Поэтому, как мне кажется, у российской аудитории складывается весьма фрагментарное, «клиповое» восприятие ситуации в нашей стране, - констатировал эксперт.
Между тем, как отметил Шибутов, с 2015 года Казахстан проводит масштабные реформы, цели и задачи которых сформулированы в стратегическом программном документе «План нации: 100 конкретных шагов».
За два минувших года в республике уже осуществлены политические преобразования, эффект от которых очевиден. Прежде всего он проявляется в общем росте влияния общественных структур и изменении «лица» государства.
- Если раньше государство в общественном сознании персонифицировалось с определенными влиятельными личностями, то теперь становится очевидным: мощная государственная машина работает не «по звонку», но по стандартным процедурам. Мы постоянно мониторим ситуацию и приходим к выводу, что коррупционные связи уже не работают. Внутренняя перестройка способствовала тому, что государство, ранее воспринимавшееся как аппарат насилия и распределения бюджета, теперь выступает в иной ипостаси – услугодателя. А с недавних пор еще и модернизатора. Причем модернизация предполагает не только реформы в экономике, но и изменение общественного сознания в самом простом и доступном смысле – люди должны соответствовать уровню развития государства, - подчеркнул эксперт.
По словам М.Шибутова, результатом проведенной в Казахстане конституционной реформы стал отказ президента от сверхполномочий и перенос ответственности за реализацию экономических программ с президента на правительство. В целом произошло изменение баланса между ветвями власти с заметным усилением полномочий парламента: законодательная власть теперь имеет полное политической право требовать, критиковать и, в случае возникновения поводов, отправить в отставку правительство. Соответственно и уровень ответственности исполнительной власти, лишенной возможности «прикрываться» авторитетом президента, существенно повышается.
- Происходит изменение баланса власти. Пока еще даже внутри страны не все это поняли. Но, думаю, к концу текущего года, когда будет приниматься бюджет, мы увидим достаточно «злобный» парламент, которого не видели на протяжении многих лет, - считает Шибутов.
Важнейшие внешнеполитические тренды и место Казахстана в мировой политике, по его мнению, определяются в настоящее время успешностью Астанинского процесса, участием республики в Совете Безопасности ООН в статусе непостоянного члена, а также предстоящей деятельностью KAZAID – недавно созданной структуры, которая на примере международных практик будет оказывать помощь ряду государств региона, в частности Таджикистану, Кыргызстану и Афганистану.
Помимо Евразийского проекта приоритетным внешнеполитическим вектором является сотрудничество с Пекином в рамках глобальной инициативы «Один пояс – один путь». Неопределенность остается по поводу перспектив центрально-азиатской интеграции, которые в последнее время на новом витке все чаще обсуждаются в политическом истеблишменте.
В контексте глобальных трендов эксперт обратил внимание на формирование новой геополитической реальности под влиянием «распада» постсоветского пространства.
- Постсоветское пространство разошлось по центрам силы, и мы существуем в новых реалиях. Это надо понимать и проговаривать такие вещи. У Казахстана свое восприятие центров силы, которое может не совпадать с восприятием их в России. К примеру, США – наш крупнейший инвестор в долгосрочные нефтегазовые проекты. Из общего объема иностранных инвестиций треть составляют американские – около 60 млрд. долларов, что больше, чем американские инвестиции во все иные государства постсоветского пространства вместе взятые. Аналогичная ситуация с Китаем, - констатировал Шибутов.
Тем не менее, неоспоримым приоритетом внешней политики Казахстана остается развитие стратегического партнерства с Россией. В этом контексте было отмечено «мощное» экономическое взаимодействие как официальное, так и неформальное.
- Официальный товарооборот между нашими странами составляет около 13 млрд долларов. Но есть еще и неформальный – около 4 миллиардов. То есть взаимодействие населения идет очень активно, прежде всего в приграничных регионах, - отметил Шибутов, добавив, что развитию взаимодействия мешают крупные корпоративные лобби, которые, преследуя свои интересы «расшатывают интеграцию».
Также было отмечено, что в экономическом измерении перед Казахстаном в настоящее время стоят задачи перехода от моносырьевой модели к смешанной, предполагающей развитие, наряду с сырьевыми, промышленных и аграрных отраслей, а также транзитной составляющей, и переход от импортозамещения к экспортоориентированной экономике.
Эти задачи предполагают точечную поддержку государством отдельных отраслей; исключительно рентабельное внутреннее производство, способное покрыть потребности не только Казахстана, но и других стран; активное освоение рынков других стран, прежде всего ЕАЭС и СНГ; стимулирование создания крупных производителей.
Ахиллесовой пятой экономики Казахстана Шибутов определил финансовый сектор, проблемы которого во многом обусловлены большим числом невозвратных кредитов – в республике более 5 миллионов должников, из них более 1 миллиона «проблемных».
- Уже 53% от числа должников или более 567 тысяч человек скрываются от банков. При этом 232 тысячи должников скрывают информацию о своей платежеспособности и наличии у них доходов. Из указанного количества более 162 тысяч человек, несмотря на наличие доходов, так и не осуществляют платежи по погашению задолженности. Большая часть займов выдана под коммерческую и жилую недвижимость, которая малоликвидна. Банкам постоянно требуется поддержка, несмотря на вроде бы хорошие финансовые показатели, - констатировал эксперт.
Еще одна притча во языцех – состояние пенсионной системы. Количество счетов, на которых размер накоплений превышает 5 миллионов тенге, составляет не более 1%. Если брать усредненные показатели, то картина получается и вовсе неоптимистичной: одним мужчиной накоплено 827 тыс. тенге, женщиной - 623 тыс. тенге.
В заключительной части презентации Марат Шибутов осветил происходящие в Казахстане изменения в социальной структуре общества и культурно-медийные тренды.
Было отмечено, что в настоящее время 50% населения страны составляют представители «поколения независимости», люди, никак не отождествляющие себя с советским прошлым и в большей степени подверженные влиянию глобализации.
Однако в условиях информационного общества формирующаяся «параллельная культурная реальность» выступает одновременно и мощным интегратором, возможности которого можно и нужно грамотно использовать, в том числе, для развития гуманитарного измерения евразийской интеграции и эффективного казахстанско-российского сотрудничества. В этом процессе миссия представителей экспертных сообществ двух государств может быть более значимой и весомой при условии преодоления «коммуникационного разрыва» и организации совместной аналитической деятельности по изучению актуальных и во многом общих проблем развития стран-партнеров.
Просмотров материала: 2 872