В современном Казахстане происходит процесс серьезного переосмысления и понимания собственного Я в глобальном мире, о чем в принципе пишет и сам Президент Нурсултан Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Давно пора, поскольку уже надоели кривотолки величайшего наследия на уровне псевдоисториков
. С другой стороны, если молчат или бездельничают историки по профессии, то народ сам ищет объяснения окружающим его обстоятельствам, ведь человек мыслящий тем и отличается, что любит задавать вопросы «Как и Почему?». Примерно с такими вопросами я столкнулся ровно 20 лет назад, когда поступил на дипломатическую службу в посольство РК в Индии. Одно из первых посольств Независимого Казахстана!
Для меня словно открылся новый непознанный, но в тоже время знакомый мир. Первое же ознакомление с местной гастрономией поразило идентичными тюркскими словами пияз, кияр, нан, тандури (тандыр) и прочее (список может быть длинный). Популярные у туристов исторические здания также вызывали слуховые ассоциации - Кутаб Минар (кітап мұнара), Бабри Маджид (Бабыр мешіт), Джангир хан (Жәнгір хан), Мумтаз (мұн тас) и прочие.
Благо тропический режим работы посольства с шести утра до трех полудни позволял эффективно организовать досуг, чем я и воспользовался, решив узнать причину такой тюрко-индийской близости. Записавшись в находившуюся в центре города Британскую библиотеку я легко нашел английские переводы местной летописи и их откровение поразило все мыслимые пределы.
Стоит отметить, что я был на тот момент естественным продуктом советского воспитания. Учился в алматинской школе с русским языком обучения, считая, что живу в СССР - в лучшей стране мира. При этом, практически не задумываясь над тем, почему являясь казахом, проживая в Казахстане, я не разговариваю на родном казахском языке. И ведь многие даже гордились, что владеют русским языком лучше этнических русских, при этом не зная свой родной язык. Таким было то время и часть постсоветского периода тоже, когда мы привыкли соотносить нашу историю как необязательное звено общей истории СССР.
Наша собственная история представлялась темным прошлым, мы не знали, например, как дунгане стали мусульманами, кем был Григорий Потанин, чем отличаются сунниты от шеитов, не знали всех родов казахов наизусть, да и вообще воспринимали эти знания, как истории семейно-обывательского уровня.
Однако, не эти ли обстоятельства и должны объясняться историей, которую получается мы не знали? Получив независимость, новый Казахстан, определяя свое место в новом мире, стал больше внимания уделять своей истории. Ведь именно через богатое прошлое формируется современная национальная идентичность. Были запущены масштабные программы такие как «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и «Халық тарих толқынында», ориентированная на сбор и изучение документы из ведущих мировых архивов об истории Казахстана.
В обществе все больше идет рост культа собственной самобытной истории. И я все эти годы помнил о своей дипломатической работе в Нью Дели. Именно там правила династия Великих моголов, которая сформировали Индию, Пакистан и Бангладеш в их нынешнем виде. Геополитику того времени создали выходцы из Великой Степи. Основатель династии Великих моголов - полководец Бабур (Бабыр) вырос в Фергане и приходится двоюродным братом одному из летописцев древних казахов Мухаммеду Хайдару Дулати.
А в городе Ош на юге Кыргызстана сохранился домик Бабура на Сулейман-горе, известный также как Мечеть Тахти Сулеймана. Вот к нему я и отправился спустя 20 лет после индийского откровения. Хотелось прикоснуться к памяти великих личностей, чьи деяния как времен связующая нить, привели меня к обители родной истории.
Дом Бабура долгие века пользовался почетом в регионе. Но это зданиев силу его связи с величайшим полководцем настолько сильно перечеркивало усилия пропагандистские усилия СССР, что в 1968 его взорвали.
Однако, паломничество к месту не прекращалось и сразу после распада СССР дом был восстановлен и становится популярным туристическим местом. Сюда приходят люди со всего центральноазиатского региона.
В Узбекистане Бабура считают своим великим предком, поскольку он внук Темирлана, при этом сам Бабур в своей летописи «Бабур Наме» себя относит к барласам. Иными словами, все кого мы считаем родами в составе казахов, узбеков и кыргызов это все одно целое нашего общего Туркестана.
Легендарные личности такие как Тимур, Бабур, Дулати, Фараби и другие это наши общие предки и Личности в нашей общей истории. И мне кажется именно в таком ключе нужно изучать историю в школах Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. История Европы, Азии, сопредельных стран интересна, но особенно важно это наше общее центральноазиатское прошлое.
Если вы пожелаете лично ознакомиться и увидеть легендарный дом хана Бабура, посетить Сулейман-гору, которая была последним пристанищем царя Соломона и даже залезть вовнутрь его пещеры где лежит окаменевшая Библия (квадратный камень размером в книгу), или по дороге остановиться в древнейшем городе Узгене, столице Караханидов и посетить мечеть и минарет 11 века, или же просто попробовать знаменитую Ошскую самсу весом 1 кг, то добро пожаловать в Кыргызстан.
Дорога от Алматы до Оша занимает всего 15 часов, состояние трассы несмотря на 4 перевала отличное и доставит огромное количество впечатлений.
И еще самое главное ведь это тоже часть проекта «Сакральная география» указанного в программной статье Президента Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Ведь Сакральная география включает в себя не только территорию нынешнего Казахстана, это направление распространяется на всю территорию где только могли бывать предки современных казахов. Наше общее центральноазиатское наследие.
Куат Домбай, PR-менеджер, дипломат
Источник: КазИнформ
Автор: Куат Домбай -
Просмотров материала: 2 591