Моральное право всегда имело главное значение в духовном, социально-политическом развитии человечества. Также, на основании морального права создавались и прекращали свое существование целые государства. Моральное право имело и социальное значение. Это был кодекс культуры поведения в сфере торговли, человеческих отношений. Это понятие играло особую роль в степной демократии.
Если кто помнит, чингизиды, так называемые «ақ сүйек», пользовались моральным правом быть главой государства вплоть до середины XIX века, до реформ Сперанского. Создание Казахского ханства - одно из воплощений морального права.
Керей и Жанибек отошли от Абулхаира, ибо имели такое право наследования власти. И народ пошел за ними. Казахское ханство также является примером компромисса и баланса между «төре» и «қара сүйек», Бии и Батыры имели полномочия в решении вопросов войны и мира, распределения земли. Вводился институт коллективного обсуждения и коллегиального решения по стратегическим вопросам государства.
Был своеобразный Парламент, который мог объявить импичмент Хану. «Ханталапай». Таким образом, появился элемент универсализма модели «степной демократии». Когда права абсолютного большинства были защищены, народ в лице представителей, Биев и Батыров, обладал частью функций и полномочий государства. Институт прямого участия народа в государственных делах «ноу-хау» степной демократии все еще ждет своего исследователя...
***
Казалось бы, какое отношение имеет политическая история казахов к современным общественно-политическим процессам?! Прямое. В потоке истории, люди того времени были мудрее многих из нас. Тогда еще понимали, что чтобы двигаться, еще и вместе, нужно соблюдать баланс. Баланс интересов.
Обывателю покажется, что это просто до невозможности старо как мир. Но нам сейчас не хватает именно баланса. Баланса интересов. Власть объявила Конституционные реформы. Мы должны поддерживать любое движение в сторону либерализации политической системы. Это говорит о том, что система способна изменяться сама, адаптироваться к вызовам и рискам. Даже если этот шаг продиктован инстинктом самосохранения.
Но как проводятся изменения, и в каких условиях? Условия самые критические. Один гениальный человек сказал: "все проржавело". Такое ощущение, что все потекло: недовольство общества возрастает с каждым днем, система не успевает реагировать, стена непонимания возрастает с геометрической прогрессией.
Самое главное, что государство потеряло инициативу и не способно предложить адекватную повестку дня. Мы должны понимать, что подобная тенденция - риск и угроза для всех нас, в первую очередь для общества. Чтобы мы развивались, нам нужны сильные институты, в том числе, и политические. Поэтому, нужно рассмотреть камни преткновения, которые тормозят эти шаги.
Первый камень преткновения. Современная элита Казахстана, созданная в процессе приватизации, является «плотью от плоти» лихих 90-х. Элита оторвана от народа, не является моральным авторитетом, и, мало того, народ и общество ее не воспринимают. Их не воспринимают и за рубежом. У них нет государственного мышления.
Да, наша элита вхожа во многие зарубежные кабинеты и дворы. Они тратят колоссальные средства от природной ренты чтобы быть «рукопожатными». Но психология элиты там, за рубежом, другая: они понимают, что средства нашей «элиты» «заработаны» нечестным путем и с удивлением наблюдают как они легко и, самое главное, безответственно распоряжаются народными ресурсами.
Все государственные и отраслевые программы принимаются в угоду ограниченного круга лиц. Результата для общества и народа нет. Кто вспомнит, сколько было Государственных программ и сколько выделено средств? Только по ГПФИИР и по моим расчетам - 30 млрд. долларов США. Где результат или народные средства?
Когда лился «нефтяной дождь» это было терпимо, удовлетворительно, даже сносно. У государства была возможность платить за «лояльность». Повышение пенсии, зарплаты бюджетникам, перепадало и малому и среднему бизнесу. У общества не было оптимизма, но была негласная, не подписанная ни кем договоренность: вы нам даете возможность дальше приватизировать, а мы вам платим тем, что осталось.
Но эта была ловушка. Нефтяные деньги закончились, но аппетиты остались, особенно у так называемой «элиты».
***
Рост не всегда есть развитие. Наша экономика как бы росла, но не было развития. Нет инноваций, ноу-хау, инноваций в социальной сфере. Европа, Япония, казалось бы, не растут, но развиваются. За 20 лет Независимости, наша страна и общество не смогли создать слой, прослойку, которая была бы способна «изменить жизнь к лучшему». Нет у нас своих С. Джобсов, Б. Гейтсов, М. Цукербергов.
Финансовая система страны, то есть банки второго уровня, успешно проедают средства национальной «кубышки». Средний класс ждет подаяний государства в виде различных программ. Создать новый продукт, соответствующий бренд некому, но нет казахстанского продукта, котируемого в международном масштабе.
Вдобавок к этому у нас приватизирован механизм принятия государственных решений и создания нормативно-правовой базы страны. Определенный круг лиц без мандата народа принимает решения и разрабатывает законы, которые противоречат воле народа и общества, и, мало того, иногда переходят грань разумного.
***
Есть еще политический аспект. С 1995 года политическое поле в Республике Казахстан методично очищалось. Постепенно власти благополучно очистили и голос общества. Властям казалось, что если они выдавят оппозицию и общество с социально-политического поля, то наступит "благодать", быстрее будут приниматься решения и государственный аппарат эти решения будет оптимально выполнять.
Они опять попали в собственную "ловушку". Оппозиции нет, контр-элиты нет, региональной элиты нет. Есть огромная серая масса так называемых "депутатов", не способная двигаться самостоятельно.
Есть партия "Нур-Отан", которая не способна дать политическую отдачу, только умеет потреблять. Вследствие этого, любое решение властей общество воспринимает в штыки. Создана стена, хорошо бы "берлинская стена", которую можно разобрать по кирпичикам. А нет, создана "стенка на стенку". Вот в чем опасность ситуации.
Таким образом, мы пришли к девальвации морального права властей! Права управлять массами и предлагать "Повестку дня". Очень печально, но факт.
***
Возникает закономерный вопрос «Что делать?» В рамках Конституционной реформы нужно провести "перезагрузку" политической системы, нужно поменять политическую настройку, перезагрузить политическую систему, чтобы Парламент и Правительство обладали легитимностью перед обществом.
Как достичь этой цели? Для достижения этой цели недостаточно механического изменения в основном законе.
Нужны следующие шаги:
1. Внесение изменений в избирательную систему, в закон «О выборах» РК.
2. Внесение изменений в закон «О политических партиях».
Нам нужна модернизация политической системы, чтобы гражданские силы были кооптированы в процесс принятия ответственных государственных решений. Для этого нужно изменить процесс партийного строительства. На монополию одной партии, которая не только потеряла авторитет, но и не пользуется доверием большинства, надо ставить точку.
У нас не все благополучно и в региональном аспекте. Местным маслихатам нужно давать больше полномочий, чтобы в их функциях были контроль бюджета, контроль местных органов исполнительной власти.
Сегодня маслихаты являются какой-то нотариальной конторой, которая штампует решения акиматов. Нужно ввести должность председателя Маслихата, создать постоянные комитеты. Часть депутатов должна работать на профессиональной основе! Тогда роль маслихатов повысится. Многие вопросы решатся в регионах, из которых и состоит Казахстан. Этот аспект касается конкретных жителей, то есть народа...
Нужно создавать систему «консультационной демократии», когда актуальные решения для общества принимаются после согласования с самим обществом, начиная с села, заканчивая Парламентом страны.
Своевременна была бы кооптация представителей гражданского общества, в том числе социальных сетей, в процесс принятия важных государственных решений. Тогда градус напряжения спадет в разы. Эта конструкция сложная, но устойчивая к разного рода рискам и угрозам.
Социальный оптимизм не появляется "с потолка", как "манна небесная". Социальный оптимизм рождается в ожесточенной борьбе между старым и новым. Власть сама должна вести борьбу со своими «старыми» привычками.
***
Благодаря созданию уникальной модели «степной демократии» наши предки создали государственность, сохранили территорию, передали нам свое духовное наследство.
Историческая память всегда универсальна. Метод сохранения и развития нашей государственности один - права абсолютного большинства должны быть защищены государством. Иначе, большинство само будет искать опору… Другими методами.
Нам нужно создавать не право репрессии, насилия со стороны государства, а право морали… Тогда будет моральное право. У государства...
Ерлан Саиров, политолог
Автор: Ерлан Саиров -
Просмотров материала: 4 897