Заместитель председателя палаты «Атамекен», экс-депутат парламента, известный журналист и блогер Мурат Абенов известие о том, что его фотографию используют для продажи сомнительной награды «Звезда качества» воспринял хладнокровно. Но пообещал, что будет разбираться с аферистами. Об этом он сообщил в интервью Atameken Business channel .
- Мурат Абдуламитович, как вы охарактеризуете произошедшее?
- Безусловно, это афера. Еще лет пять назад нашим компаниям присылали из-за рубежа такие «письма счастья» с приглашениями на вручение различных наград якобы за качество продукции. Теперь такие сомнительные конкурсы стали разыгрываться дельцами из стран СНГ.
Что на это скажешь? Как поется в песне из фильма-сказки про Буратино: «Пока живут на свете хвастуны, мы прославлять судьбу свою должны». Немало у нас людей, падких на блестящие «ордена», грамоты, титулы.
Кому-то кажется, что если он украсит свой сайт очередной звездой качества и дипломом организации с названием на английском, то клиенты пойдут толпами и продажи потекут рекой. Не выйдет! Хотите славы – повышайте производительность, объемы и качество продукции, делайте хорошую рекламу. Настоящее признание вас ждет не у группы экспертов, а у потребителей вашей продукции.
Именно такие компании и стали победителями президентского конкурса на «Лучший товар Казахстана» - «Алтын Сапа», который Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела в конце прошлого года.
- А как вы отнеслись к тому, что ваша фотография, как, впрочем, и фото других известных в Казахстане людей, служит привлечением клиентов для компании, присуждающей «ордена»?
- Я подумываю, а не обратиться ли мне в правоохранительные органы и суд? Мне очень неприятно, что изображение моего лица кто-то использует в своих коммерческих целях. Другим, наверное, тоже.
В принципе, у нас в Казахстане существует механизм защиты от таких посягательств на честь и достоинство. Для этого гражданину, который увидел себя на незнакомом ему веб-ресурсе, нужно обратиться в комитет по информатизации и связи министерства информации и коммуникаций и непосредственно в МВД – в так называемый департамент «К», в чью задачу входит борьба с преступностью в сети Интернет.
В этом случае владельцев ресурса, распространяющих незаконный контент, должны вначале предупредить, а затем, если они не приняли меры, заблокировать сайт. Что касается обвинений в мошеннических схемах, то здесь могут возникнуть некоторые законодательные коллизии. Фактически мы можем им предъявить незаконное использование чужих изображений, являющихся личной собственностью граждан, и незаконное использование государственной символики.
- Это может быть ошибкой дизайнера сайта?
- Вряд ли. Во-первых, дизайнер отлично знал, откуда он брал фотографии – с других ресурсов. Видел, чьи они.
Во-вторых, поситетелей сайта вводят в заблуждение размещенные на нем названия министерств и ведомств, которые якобы являются партнерами.
Правда, весь фокус в том, что изображение национального герба Республики Казахстан - в черно-белом исполнении, а в названиях учреждений допущены ошибки. Смущает и прямое указание на то, что в качестве исходных данных для определения первенства компании используется статистика Агентства по статистике РК.
Как вы знаете, такие данные являются коммерческим секретом и сторонним частным организациям, даже авторитетным экспертам, не передаются. Так что утверждения об объективном составления этого рейтинга – чистой воды липа.
- Что нужно, чтобы возбудили уголовное дело по факту мошенничества?
- В первую очередь, официальное заявление в ближайшее отделение полиции. Со стороны тех компаний, которым были вручены эти, с позволения сказать, награды. Но, мне кажется, вряд ли среди них найдутся те, кто публично признается в том, что их обвели вокруг пальца, всучив ничего не стоющую награду.
Впрочем, полиции следовало бы взять этих дельцов, равно как и других устроителей таких «рейтингов» и «конкурсов», на заметку. Очень часто такие затеи сопряжены с другими преступными деяниями.
- Вам не кажется, что следует ужесточить наказание за использование чужих имен в бизнесе с использованием Интернета? Ведь сегодня достаточно зарегистрировать аккаунт в соцсети и нести что угодного от имени вполне реальных людей.
- «Фейки» - это болезнь виртуального медиапространства. Путем несложных манипуляций можно запустить дезинформацию, имеющую целью навредить конкуренту, чтобы потом прибрать к рукам его освободившееся место на рынке товаров и услуг. Или, например, вызвать политическую дестабилизацию в стране. Примеров таких много.
Вспомним, как прошлым летом в Алматы кто-то искусственно нагнетал обстановку вокруг террориста, расстрелявшего полицейских. По сети WhatsApp передавали сообщения одно страшнее другого. Другой пример: недавнее сообщение спецслужб США о проникновении группы хакеров в святая святых – в избирательную информационную систему. И это очень тревожный сигнал. Фактически это признание того, что прежние демократические стандарты доступа к любой информации не работают.
Оставить все как есть уже невозможно, потому что высока вероятность того, что кто-то, используя социальные сети, проберется в базу данных лечебных учреждений, офисов управления общественным транспортом, систем безопасности ядерных арсеналов и космической связи. По всей видимости, именно США выступят инициаторами поправок в международное законодательство о социально-медийной сфере. И, я думаю, нам не избежать обязательности процедуры регистрации в социальных сетях и других неприятных, но совершенно необходимых моментов.
Кстати, администрация соцсети "ВКонтакте" уже требует от подписчиков отсылки СМС-сообщений с указанием имени и телефона, а социальная сеть Fasebook вводит программы, определяющие фейки. Видимо, нам стоит ждать деанонимизации виртуального пространства. Как активного пользователя социальных медиа, меня это угнетает. Но, как юрист, я считаю, что в условиях тотального проникновения соцсетей в экономическую жизнь иной возможности обеспечить безопасность государств и защиту прав граждан попросту нет.
- Но на прошлой неделе министр информации и коммуникаций Даурен Абаев заявил, что государство не будет вводить нормы законопроекта о СМИ, предусматривающие обязательность регистрации блогеров и пользователей соцсетей…
- Я думаю, это правильный шаг. В 2011 году я был в составе депутатского корпуса, когда поступил первый вариант поправок о регистрации в соцсетях. Законопроект не был принят, так как вызвал широкий общественный резонанс. Но это не значит, что сама проблема перестала быть актуальной.
Мне кажется, что потребуется много времени и усилий, прежде чем мы убедим сообщество в необходимости таких мер. Да, социальные сети и Интернет вообще стали активными площадками для обмена информацией. Но следует задуматься о качестве этой информации. И рано или поздно это надо делать.
Я все-таки за поступательные процессы, когда та или иная законодательная норма внедряется путем всенародного обсуждения, а не методом административного нажима.
Помните, как негативно воспринимались гражданами нормы о личном досмотре при посадке на самолет? Но сегодня мы уже вполне законопослушно снимаем ремни и выворачиваем карманы у рамки металлоискателя. Помните, как тяжело шли нормы о соблюдении авторских прав? А сегодня СМИ заключают друг с другом соглашения об обмене информацией и уже не воруют видео, текст, фотографии. Даже агрегаторы новостей ссылаются на первоисточник.
Я думаю, общество должно созреть и само прийти к необходимости некоторых норм, ограничивающих нашу свободу, но направленных на обеспечение безопасности.
Просмотров материала: 2 351