В Казнете не утихают споры по поводу законодательных поправок, требующих от казахстанцев использования при посещении отдельных сайтов отечественных сертификатов безопасности. При этом нередко можно услышать ссылки на международное право, которому наш новый закон якобы противоречит. В этой связи хотелось бы внести ясность.
Во-первых, никакого международного «Интернет-права» (как, впрочем, и национального) нет. На заре развития всемирной паутины высказывались идеи, что Интернет в силу своей трансграничности будет регулироваться больше международными, чем внутригосударственными законами. Этого не произошло: практика пошла по пути автономного регулирования национальных сегментов Интернета. В Китае свои интернет-нормы, в США – свои, в Европе – свои. В силу этого, нельзя говорить о самом существовании каких-то международных стандартов для Интернета (кроме технических, разумеется). Соответственно, нельзя говорить и о каком-либо противоречии наших законов таким стандартам.
Более того, даже в самостоятельную отрасль права законы об Интернете пока не сложились. Электронную коммерцию принято рассматривать через призму торгового права, киберпреступность – уголовного, интернет-пиратство – авторского и т.д. И это совершенно нормально.
Во-вторых, в международном праве давно сложилась практика считать деятельность в Интернете частным случаем осуществления права на свободное получение и распространение информации. Иными словами, Интернет – это гигантское СМИ, к которому, в целом, применимы соответствующие правовые нормы.
Стоп! – могут вскрикнуть правозащитники, озабоченные якобы имеющим место тотальным наступлением государства на пользователей всемирной паутины. Сам же говоришь – право на свободное получение и распространение информации! Какая же тут свобода, если государство, внедряя сертификаты безопасности, получает новые полномочия для регулирования доступа граждан к тем или иным сайтам? Где тут право, когда государство может в подозрительных случаях проверить содержание интернет-трафика пользователей?
Здесь уместно напомнить, что никакое право не может доминировать над другими правами: свобода заканчивается там, где она начинает затрагивать другие охраняемые законом ценности. Применительно к Интернету это означает, что оскорбление не перестает быть оскорблением, а мошенничество не перестает быть мошенничеством только потому, что они совершены в виртуальном мире. Собственно, и мира-то никакого нет: за каждым виртуальным аккаунтом скрывается вполне реальный Вася Пупкин, имеющий вполне же реальные права и обязанности. В качестве примера, если не забыли, в решении суда Бразилии было указано, что свобода выражения не может быть анонимной и это поставило крест на социальной сети «Seсret», специализирующееся на анонимных сообщениях.
Само право на доступ в Интернет было признано ООН неотъемлемым правом человека в июне 2011 года, причем с характерной оговоркой: распространение информации в сети не должно нарушать чьих-либо прав.
В-третьих, что международное право говорит о праве на получение и распространение информации? Если обратиться к самым авторитетным документам в области прав человека – Пакту 1966 года и Европейской Конвенции 1950 года – то можно увидеть, что ни одно другое право не может подвергаться таким разнообразным формам государственного регулирования, как это.
Если, скажем, право на уважение достоинства или право придерживаться определенных взглядов носят абсолютный характер, то в отношении права получать и распространять информацию в Пакте говорится, что оно налагает особые обязанности и особую ответственность. И, следовательно, допускает определенные ограничения, предусмотренные законом и преследующие законные цели.
В так любимой нашими либералами Европе действует Конвенция по правам человека 1950 года. Статья 10 Конвенции, на основе которой Европейский Суд по правам человека разрешает все споры, связанные с Интернетом, регулирует свободу распространения мнений. Так вот, эта статья – единственная, в тексте которой содержатся слова «формальности», «условия», «ограничения» и (надеюсь, особо чувствительные поборники свободы Интернета не упадут в обморок!) «штрафные санкции».
Все перечисленные в статье средства государственной политики применимы и к Интернету.
Если же взглянуть на проблему (хотя на само деле и проблемы-то нет!) сертификатов безопасности под другим углом – с точки зрения конфиденциальности персональных данных – то и здесь критиков нового закона ждет разочарование.
Потому что статья 8 той же ЕКПЧ, провозглашающая право на уважение частной жизни, содержит рекордно большой перечень оснований для вмешательства государства в это право. К ним относятся: интересы национальной безопасности, общественный порядок, экономическое благосостояние страны, предотвращение беспорядков или преступлений, охрана здоровья или нравственности и, наконец, защита прав и свобод других лиц.
Иными словами, международное право нигде не дает государству такой широкой свободы усмотрения, как в регулировании права на получение и распространение информации. А значит – и в регулировании доступа к Интернету.
Ну и последнее. Никто не утверждает, что принятые поправки идеальны. Идеальных законов не бывает вообще, тем более – их идеального исполнения на практике. Но государство не просто имеет право, оно обязано модернизировать свою правовую систему, приспосабливая ее к требованиям времени. В противном случае всякая борьба с беспределом в сети будет обречена на провал.
И, что самое неприятное, первым это почувствует на себе само же общество. Впрочем, есть ощущение, что наших виртуальных демагогов это беспокоит в последнюю очередь.
Тимур Ерджанов, юрист-международник, кандидат юридических наук, доцент Казахского Национального университета имени аль-Фараби
Просмотров материала: 2 425