Тема транзита власти получила новый виток с созданием комиссии по перераспределению полномочий между парламентом, правительством и президентом. В прошлую пятницу в Астане уже прошло первое заседание комиссии. К каким конкретно изменениям может привести создание этой комиссии? Кто и на каких условиях расстанется со своими полномочиями? И какую роль во всем этом может сыграть Марат Тажин, вернувшийся из дипломатической ссылки?
Власть будет поделена между кланами
По мнению политика Амиржана Косанова, не стоит сильно обольщаться по этому поводу.
«У меня нет особых иллюзий по поводу конституционного потенциала созданной рабочей группы: она чересчур официальная и заформализованная. Чего нам ждать от чиновников и провластных юристов, которые привыкли заглядывать в рот АП и ранее не были замечены в демократических симпатиях? Надо ввести в ее состав авторитетных представителей гражданского общества», - предлагает он. - На самом деле, битва кланов-титанов, наиболее приближенных к трону, заставляет власть делиться полномочиями между... группами влияния. Читай, между ветвями власти, которые им, кланам, завтра и достанутся. В этом смысле какие-то движения в сторону перераспределения властных полномочий неизбежны».
Он полагает, что возвращение Марат Тажина в «большую политику» имеет две перспективы.
«Если елбасы не даст ему четкий карт-бланш на разруливание ситуации во внутренней политике, то ему будет суждено своим присутствием как-то облагородить процесс перераспределения полномочий и... все. Но если президент даст ему такой карт-бланш, то нас могут ожидать сюрпризы во внутренней политике», - убежден Косанов.
Полномочия президента не изменятся
По словам директора Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиевой, стремление власти внести изменения в существующую структуру власти, вполне оправданно.
- Ситуация в стране стремительно меняется, а работающая система была сформирована при других условиях. Но, скорее всего, речь будет идти о юридическом перераспределении полномочий внутри исполнительной ветви власти. Между различными министерствами, центральными и региональными структурами, а также между парламентом и правительством. Понятно, что все изменения должны быть оформлены законодательно. Более конкретнее на вопрос относительно результатов деятельности можно будет ответить в феврале, когда будет опубликована Концепция деятельности рабочей группы и будет обозначен конкретный круг вопросов этой комиссии, - говорит она.
Политолог не исключает, что вопросы, связанные с перераспределением полномочий между президентов и парламентом, будут включены в повестку рабочей группы.
«Этот вопрос обозначался несколько раз самим президентом на различных международных форумах и этот вопрос также включен в План "100 шагов". Вероятно, какие-то изменения в этом направлении будут, но утверждать, что полномочия президента будут урезаны в пользу парламента, не буду. Есть сомнения, что будут вносить изменения в существующую структуру власти, где позиция и статус президента во всей вертикали власти будут изменены серьезно. Думаю, что масштаб и состав комиссии должны быть другими, ведь это потребует принятия новой Конституции», - предполагает Умбеталиева.
Он возвращается в другую страну
Она не считает, что Марат Тажин будет играть ключевую роль в этой ситуации, хотя допускает, что перед ним стоят важные задачи.
«Если бы ему отводилась такая роль, скорее, комиссия была бы сформирована и начала бы свою деятельность чуть позже. Но, на мой взгляд, перед ним будут стоят другие задачи, не менее важные. Очень много противоречий накопилось внутри страны, это и вопросы партийной системы, и прежде всего, партии "Нур Отан", и идеологии "Мәнгілік Ел", и вопросы информационной безопасности, и вопросы терроризма, и вопросы гражданского общества», - констатирует эксперт. - «Раньше, когда он курировал эту сферу определенная политическая борьба среди партий была, запрета на проведение митингов, мирных собраний не было, оппозиционные партии проводили свои акции, уголовного преследования или ограничений на политическую деятельность в целом не было. С политической точки зрения, это были интересные годы. Все методы борьбы были сугубо политическими. Кроме того, документы, которые разрабатывались АП были на высоком уровне, огромного количества противоречий, которые наблюдались в последние годы, как в стратегических документах, так и в самой деятельности АП не было».
По ее словам, Тажин возвращается в совершенно другую и сложную внутриэлитную ситуацию.
«Но также не стоит забывать, что им тоже были допущены ошибки и поэтому он был отправлен в Москву. На сегодня его позиция на современные внутриполитические проблемы страны неизвестна. Не стоит забывать и о его пребывании в России, где существуют свои дискурсы и свои представления о событиях в мире и на постсоветском пространстве. Думаю, что многое станет ясно уже с нового Послания президента, которое будет озвучено в этом году. Скорее всего, его уже будет готовить новый замглава Администрации Президента. Расклад внутри элиты с его приходом, не думаю, что так быстро изменится. Ведь ситуация серьезно изменилась с тех пор, как он отправился послом в Москву. Очень много появилось молодых чиновников, которые имеют серьезные амбиции. Кроме того, изменились правила внутриаппаратной борьбы, к примеру, последние аресты высокопоставленных чиновников многие эксперты связывают именно с внутренней борьбой», - заключила Толганай Умбеталиева.
В свою очередь с этим мнением согласен бывший дипломат Казбек Бейсебаев.
«По всей видимости, возвращение Марат Тажина в Астану связано с провалом государственной информационной политики и работы с гражданским обществом. Об этом свидетельствуют последние события в стране, что даже создание двух министерств не помогает выправить ситуацию. Тажин ушел с поста госсекретаря и был отправлен послом в Москву после критики президента учебника истории, что можно было понять, как неудовлетворенность главой государства его работой на идеологическом фронте. Сюда можно отнести и то, что ему не удалось сделать в части информационной работы. Если, действительно, Марат Муханбетказиевич будет снова заниматься вопросами информационной политики и гражданского общества, то ему следует обратить внимание на подбор кадров в свою команду. Как-никак сейчас ситуация в стране в корне отличается от той, что было пару лет назад», - говорит он.
Процесс транзита власти уже начался
В отличие от коллег политолог Аскар Досов настроен более оптимистично.
«На самом деле процесс транзита власти в Казахстане начался. И создание государственной комиссии по перераспределению, полномочий, тому подтверждение. В текущем или следующем году, мы, возможно, придем к тому, что мажилис будет однопалатным. Премьер-министр будет назначаться парламентским большинством с согласия Духовного Лидера Нации. И фактически президент может стать исполнителем представительских функций, как в Германии или Италии.
И, на мой взгляд, эта комиссия может стать тем самым Общественным советом, через который можно эффективно наладить диалог с гражданским обществом и вывести из подполья остатки политической оппозиции», - полагает он.
Назира ДАРИМБЕТ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 8 965