О выжигании оппозиционного поля, взращивании новых общественных сил, роль национал-демократов в этом всем, а так же о причастности к этим процессам государственного секретаря Марата Тажина в интервью с Матрица.kz рассказал политолог Максим Казначеев.
- Максим, я знаю, что персоной уходящего года по степени влияния на политическую и общественную обстановку в Казахстане Вы считаете Марата Тажина. И кстати, такое Ваше мнение поддерживают многие общественники. Чем Тажин заслужил такую оценку?
- Начиная со смены руководства администрации президента в октябре прошлого года, а затем и с приходом Марата Тажина на позицию госсекретаря, в динамике внутриполитических процессов произошли осень серьезные изменения.
Во-первых, был принят целый блок законодательных актов, направленных на ужесточение наказаний за различного рода социальные протесты, массовые протесты, в число которых записали и трудовые конфликты.
Во-вторых, параллельно с этим стала проводиться очевидная работа по переформатированию внутриполитического пространства, в частности, оппозиционного поля.
Сейчас с высокой долей уверенности можно говорить, что из казахстанской оппозиционной среды выведены практически все «старые» игроки. Наиболее ярким примером подобного рода эволюции в казахстанской общественной публичной политике является заявление Булата Абилова о том, что он приостанавливает свою политическую деятельность для того, чтобы заниматься некими творческими проектами.
- И как Тажин удалил его с поля?
- Ну, это пример того, что старая оппозиция уходит. И уход Абилова - один из серьезнейших индикаторов на самом деле.
Еще в середине этого года он публично заявлял о намерении и решимости бороться с действующим режимом. А тут у него случилась настолько серьезная смена ориентиров, которая говорит о том, что человек решил переждать неприятный момент.
Плюс, параллельно с этим меняется риторика государственных органов в отношении процессов, которые связаны с регулированием информационной политики и идеологической политики. В частности, Мининформации в первом полугодии текущего года заявляло, что будут пересмотрены стандарты предоставления государственного социального гранта. И сам Марат Тажин как госсекретарь объявил, что финансовая поддержка СМИ коснется наиболее рейтинговой прессы.
Так вот все эти реформы начались как раз с момента, когда Марат Тажин 16 января этого года стал Госсекретарем РК. Тогда правила игры во внутренней политике существенно переменились.
- О чем именно мы сейчас говорим?
- Старые методы работы оппозиционных структур становятся просто невозможными. Установлены серьезные законодательные блоки, которые уже не дают им поддерживать жертв социальных конфликтов, трудовых споров.
Если раньше оппозиционная группа или партия могли, не опасаясь, раскручивать эти темы, то теперь их руководители гарантированно могут получить различного рода тюремные сроки. И это вполне реальные риски. И вот таким образом постоянно действующие оппозиционные структуры выводятся из формата реальной публичной политики и, соответственно, лишаются возможности расширять свою социальную, лишаются поддержки населения.
Теперь естественным образом ставиться вопрос о том, что старая оппозиция вынуждена либо уходить, либо полностью менять в этих условиях формат своей работы, потому что так как работали раньше, сейчас работать опасно - организация будет закрыта, а руководство арестовано.
Но для того, чтобы поменять формат работы, у опоозиции нет ни информационных, ни материальных, ни интеллектуальных, ни организационных ресурсов. Значит, у органов власти появилась хорошая возможность на фоне, так сказать, вынужденного паралича старых оппозиционных структур получить временное преимущество и использовать его для подготовки новой оппозиции.
- И насколько удачно власть это делает?
- Пока предпринимаются только первые шаги. Например, в этом направлении можно отметить проведение национал-демократическими силами в ноябре этого года Курултая. Среди участников были как уже публичные лица, так и абсолютно никому неизвестные люди.
Но фишка в том, что пока такого рода мероприятия нацелены не на появление новых лидеров, а на отработку механизмов взаимодействия новых общественных структур.
- Но ведь национал-демократам тоже придется работать в тех же законодательных рамках, что и старой оппозиции. Тогда почему они могут стать новой общественной силой? Кстати, они ведь не ставят перед собой политических задач и утверждают, что не имеют политических амбиций.
- Я думаю, что вы предвосхищаете события, потому что сейчас речь вообще не идет о том, что они будут работать в общественном пространстве - до работы с населением еще очень и очень далеко.
- А почему? Они не созрели еще?
- Что значит не созрели? Это вполне управляемые властью фигуры, которых целенаправленно ввели в это общественно-политическое пространство именно сейчас, за два-три года до избирательной компании в парламент, успеть откатать организационную структуру, решаются внутренние политтехнологические вопросы.
Понятно, что пока законодательство запрещает создание национальной партии, но запрет можно легко обойти - в состав политсовета включается два-три человека со стороны и формально проблема как бы решена.
Пока что на работу с населением национал-демократов сверху никто не ориентирует и ресурсов на это им не дают. Все это может рассматриваться как признак того, что существующее оппозиционное поле в предстоящий год-два будет сильно переформатировано.
- Именно в пользу национал-демократов?
- Необязательно, кстати. Можно будет ввести и других игроков.
- А как во всей этой истории Тажин отметился?
- Я исхожу из того, что переформатирование работы органов власти может быть связно только с его возвращение в родную стезю внутренней политики. И те интересные изменения, которые мы сейчас наблюдаем могут быть связаны с реализацией идей и веяний внутри «Ак орды», которые ему поручено реализовать на практике.
- И каков, по-вашему, портрет Марата Тажина как государственного менеджера?
- Он все-таки больше интеллектуал, чем государственный менеджер. Понимаете, в органах власти большой дефицит стратегически мыслящих умов - людей, которые ориентируются не на Стратегию 2050, а понимают реальное положение вещей в стране. И в этом плане Марат Тажин, безусловно, ценен.
Его опыт в органах власти, отвечающих за идеологию, сейчас превалирует над остальными потенциальными идеологами. И в этом случае надо отдать дань тому, что сегодня во власти он единственный серьезный кадр, способный организовать работу государства в идеологическом и внутриполитической информационной сферах.
- То есть ему не нужно быть жестким своей работе?
- Да, для этого есть другие исполнители.
- А могут ли у него появиться президентские амбиции и насколько они могут реализоваться?
- Для их реализации необходимо иметь серьезную материальную базу. Обычно желающие вступить в схватку за президентский пост должны пользоваться серьезной поддержкой среди финансово-промышленных групп. У Тажина ничего этого нет. Но, несмотря на это, он серьезная фигура в акординской колоде и от него стоит ожидать дальнейших перемен в стране.
Ирина Слободская, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 404