Нынешний год оказался для экс-генерального секретаря ОСДП «Азат» Амиржана Косанова полным испытаний на прочность. Сказались ли они на его готовности говорить с журналистами и с народом, каковы его политические планы и что нынче он думает об оппонентах действующей власти политик рассказал в интервью Матрица.kz.
- Амиржан Сагидрахманович, сейчас Вы позиционируете себя как независимый политик. Каково это быть вне рядов какой-то партии?
- Несомненно, нахождение в руководстве какой-либо организации накладывает дополнительную ответственность за твои слова и действия. Сейчас я более свободен в своих оценках. Знаете, у казахов есть очень мудрая пословица «битке өкпелеп, тоныңды өртеме» («обидевшись на вошь, не сжигай свою шубу»). Грубая, конечно, но очень показательная. Особенно в моей ситуации.
Так что, несмотря на политическое и личное предательство со стороны нынешней верхушки ОСДП я не теряю связи со своими коллегами по партии.
Партия - это не кучка узурпировавших власть нечестным путем деятелей, партия - это тысячи казахстанцев по всей стране, многих из них лично я приглашал в партию! Разговаривая с ними я говорил, что нужно объединяться не вокруг какой-то персоны, а – общей идеи. Именно я, как один из учредителей ОСДП, объездил большинство областей, создавая филиалы партии. И я не намерен из-за подленьких интриг некоторых партбоссов терять связь с теми, с кем в течение многих лет состою в рядах демократических сил!
Это наши соратники, и я с ними в постоянном контакте. Люди приходят и уходят, а идея и партия должна оставаться! А позиционирую себя так, потому что после 20 марта я не участвую в принятии решений нынешним руководством. И посему не несу ответственности за все, что они делают в последнее время.
Я на самом деле не завишу ни от одной группы влияния во власти и около нее. В пору, когда тот или иной политик оказывается связан или с властью, или с отдельными кланами, поверьте, это - важное приобретение. За годы политической борьбы у меня сформировались определенные моральные и общедемократические ценности. И на их основе я намерен дальше двигаться вперед.
- Что Вы увидели, оказавшись вне партийного поля? Было ли какое-то прозрение?
- Каких-то особых изменений в оценке не случилось. Я всегда старался достаточно критично относиться как к себе лично, так и к своим коллегам. Да вообще ко всему тому, что мы делаем в оппозиции. Так что я критичен не только к власти (смеется).
- Кстати о власти. Как оцениваете нынешнюю политическую обстановку в стране?
- Как достаточно сложную и непредсказуемую. Институты власти заняты самоотчетами перед президентом. Мы попали в какую-то эпоху всеобщего одобрямса и шапкозакидательства!
От безудержного восхваления всего и вся к конечном итоге страдает вся государственная политика, нет трезвой и объективной оценки ситуации в сферах жизни общества. История учит, что такого рода эйфория присуща периодам накануне коренных перемен. И мне просто становится страшно за ближайшее будущее своей страны!
Определяющие, тектонические изменения происходят внутри самой власти. Группы влияния активизировались накануне озвученной президентом процессом «мирной передачи власти». Хотя я всегда говорил, что действующий президент никому не отдаст свои полномочия!
Все это не способствует укреплению стабильности в обществе. Наоборот, иногда кажется, что вокруг Назарбаева есть люди, для которых, чем хуже в стране, тем лучше для них. Такая политическая двусмысленность не может долго продолжаться.
- Как обстоят дела в оппозиционном стане? Теплится ли в нем сейчас жизнь так сказать?
- После предательства части руководства ОСДП в отношении партии «Азат» и меня лично, фактической нейтрализации КПК и партии «Алга», демократическая оппозиция, несомненно, ослабла, откатившись на годы назад в процессах реального объединения. Это факт надо признать и делать соответствующие выводы.
Я иногда думаю, если эти люди способны на такую подлость, как мелкие и грязные интриги, невыполнение взаимных договоренностей, недопущение своего же коллегу на съезд и заочное его отстранение от должности первого заместителя, то как можно их пускать во власть?! Да ни в коем случае!
Но не нужно связывать будущее демократических сил исключительно со традиционной, так называемой «старой» оппозицией и ее лидерами. Мне кажется, что многие из них живут былыми псевдозаслугами, а время-то неумолимо идет вперед.
- Это то, о чем Вы говорили ранее, появляется новое лицо оппозиции?
- Появляются как минимум свежие идеи, новые имена, активно действует неправительственный сектор. Идет активизация общественных процессов в регионах. Так что я остаюсь неисправимым оптимистом и верю в то, что накануне самых важных политических событий казахстанская оппозиция покажет свое единство. Во всяком случаи лично я сам буду делать все возможное для этого.
- И еще хотелось бы Вашими глазами взглянуть на то, как изнутри работала машина под названием ОСДП «Азат»?
- Нельзя сказать, что процесс объединения двух крупных партий - ОСДП и «Азат» проходил безболезненно. Но к чести большинства членов двух партий следует отметить, что реальная консолидация состоялась. Да, были какие-то проблемы, остатки групповщины, связанные с персонами в окружении Абилова и Туякбая, ведь, что скрывать, командный принцип формирования актива имел место и в оппозиции.
Но все эти проблемы – ничто по сравнению с тем, что на самом деле произошло: несмотря на объективные и субъективные трудности, объединение состоялось!
- Жармахан Туякбай сказал как-то в интервью одному из изданий, обратное. Что, мол, реального соединения не произошло, потому что «обе были партии были сами по себе, и постоянно приходилось тратить силы и время на решение вот этих склок, взаимных претензий, взаимных обвинений». В чем это конкретно выражалось на деле?
- К сожалению, формальные поводы (не регистрация Минюстом единого названия ОСДП «Азат») - необходимость идти на парламентские выборы под флагом зарегистрированной партии (ОСДП), возвращение к ее Уставу, где нет сопредседательства (хотя на съезде договаривались, что это только на время выборов) дали возможность отдельной группе из ОСДП фактически свести на нет с таким трудом достигнутые объединительные успехи.
Ведь в чем был наш стратегический замысел: это не только реализация единого проекта ОСДП «Азат», но и дальнейшее объединение демократических сил на ее базе! Поверьте, все предпосылки для этого были!
- После того съезда, куда Вас не пустили, Вы сказали, что пришли с конкретным предложением по реформе ОСДП «Азат». Расскажите, в чем оно заключалось?
- Я в тот же день опубликовал свои тезисы так и не озвученного мною выступления на съезде. Они есть на моей странице в Фейсбуке. Вкратце они звучали так. Это дальнейшее укрепление единства демократических сил на базе ОСДП «Азат». Это демократизация внутрипартийной жизни. Это искоренение вождизма и санкционированной сверху групповщины в рядах партий. Это активизация работы в регионах, особенно с НПО и молодежью.
Это обновление руководства, привлечение новых, молодых лидеров общественного мнения. Я хотел тогда также предложить изменить название партии: аббревиатура ОСДП не совсем благозвучна, особенно на казахском языке и неконкурентна в восприятии с названиями других партий. Например, есть НДП «Нуротан». Но никто же не называет ее НДП.
- А в «Азат» к Булату Абилову не хотите? Он говорил, что между Вам сохранились дружеские отношения.
- У меня почти со всеми в оппозиции дружеские отношения. Я с уважением отношусь к каждому, кто нашел в себе мужество публично оппонировать действующей власти. А «идти к кому-то» «для чего-то» - это не по мне.
Есть общая идея необходимости изменения положения в стране в сторону народовластия, создания устойчивой политической системы, гарантирующие основные права и свободы казахстанцев. И я готов поддержать любого, кто за эти принципы.
Я всегда ставил общедемократические цели выше узкогрупповых интересов и личных амбиций. Наступал на горло собственной песне, чтобы оппозиция объединялась. Этим самым я говорил другим политикам: должности – ничто, единство – все!
Но, кажется, мою такую политкорректную позицию многие считают моей слабостью. Что же, каждый судит о других по себе, в том числе, по своим порой чрезмерным амбициям...
- Или может готовы создать собственную партию или движение? Вы ведь уже 15 лет в политике, а это большой опыт.
- Не скрою, определенные идеи и предложения есть. Есть и свои наметки, над которыми я работаю с единомышленниками. Но пока об этом говорить рано. В любом случае я намерен оставаться в политике, ибо заявленные нами 15 лет назад идеи по изменению ситуации в стране все еще остаются актуальными.
Ирина Слободская, Матрица.kz
Просмотров материала: 4 937