Вниманию Комиссии по перераспределению полномочий: Приветствуя начало процесса перехода от персональной к институциональной системе власти, считаю полезным поделиться следующими соображениями. Наиболее ожидаемым оптимальным вариантом является назначение досрочных выборов, после которых президентом становится Дарига Нурсултановна. Действующий же Президент, в статусе Лидера нации, остается во главе правящей партии «Нур-Отан». Что в новом конституционном раскладе позволяет контролировать формирование и деятельность правительства.
Но и в любом другом варианте, поскольку создаваемой сейчас президентско-парламентской конструкции предстоит работать и после ухода Первого президента, и уже без заполнения разделяемой власти родственниками и афиллированными лицами, критически важно соблюсти баланс между президентской и парламентской частями.
Вариант с сохранением неограниченной полноты и не подконтрольности президентской власти, с передачей парламенту лишь второстепенных функций, тоже может стать вполне прогнозируемым итогом деятельности рабочей группы, но от него хотелось бы предостеречь. Поскольку равно статусной замены действующему президенту нет, в перспективе (либо даже очень скоро) это может стать дестабилизирующим фактором для самой власти и для страны.
В любом случае важно иметь в виду, что перераспределение полномочий с целью сохранения устойчивости власти в транзитный период является важной, но всего лишь тактической задачей. Стратегической же задачей является создание уже сейчас такой властной конструкции, которая сможет отвечать вызовам надвигающейся на Казахстан глобальной политической, экономической и идеологической трансформации.
Нурсултану Абишевичу Назарбаеву досталась уникальная историческая роль: стать связующим «мостиком» между Советским Казахстаном, которым он руководил, получив первичную легитимацию от Политбюро ЦК КПСС в Москве и Республикой Казахстан, обретшей независимость, но встроенной в мировое «разделение труда» в качестве «многовекторной» сырьевой и монетарной провинции. При этом сама правящая система суверенного Казахстана оказалась частью внешней – ресурсной и финансовой – эксплуатации собственной страны, что в предыдущий исторический период было почти безальтернативным и стало меньшим из зол.
Ныне же перед страной, объективно завершающей выдыхающийся внешне ориентированный цикл, стоит задача индустриально-инновационной модернизации, конфликтующая с компрадорской сущностью правящей системы.
Этот драматический вызов накладывается на аналогично стоящую и перед российской правящей элитой задачу экономической деколонизации - освобождения от внешней сырьевой и монетарной зависимости. Что, на фоне прихода в США Дональда Трампа и предстоящих президентских выборов в России, безальтернативно ставит в повестку дня следующий этап евразийской интеграции, включая проведение совместной валютной, инвестиционной и индустриальной политики.
Но и менее упорядоченные варианты развития геополитической ситуации не снимают с повестки дня реиндустриализацию экономики Казахстана и перевод ее с «вывозного» на внутренний производительный и социальный интерес. Что возможно только при условии формирования сильного правительства, способного применять плановые централизованные начала в проведении инвестиционной политики, противодействующей мощно сносящему Казахстан в сырьевую зависимость рыночному трэнду. При этом такое правительство должно быть способным преодолевать и ожесточенное сопротивление компрадорской части политического и бизнес-класса, что потребует от него, и формирующего его парламента, особой устойчивости.
В этом и состоит историческая миссия Первого президента: сформировать такое устойчивое институциональное завершение своего персонального властного «мостика», которое могло бы осуществить наиболее плавное и выгодное для Казахстана сопряжение с наступающими геополитическими реалиями – как в виде Евразийского союза (с новым доминированием Москвы), так и в иных вариантах.
Отсюда и рекомендации:
А) Президент должен остаться сильной политической фигурой, но без прямого вмешательства в экономику и хозяйственную деятельность. В его компетенции правильно закрепить международную деятельность, оборону и национальную безопасность, а также поддержание конституционных балансов и социальных гарантий;
Б) Правительство должно формироваться Мажилисом – с согласия Сената. (Выборы депутатов Сената целесообразно перевести на прямую основу, и при этом число областей, в перспективе, сократить до пяти). Правительство назначает глав регионов, руководителей национальных холдингов и нацкомпаний;
В) Поскольку однопартийное доминирование в Мажилисе чревато (в перспективе) расколами в самой правящей партии, целесообразно перейти на конституционно фиксированную устойчивую трех-партийную конструкцию, дающую возможность балансировать между собой конкурирующие политические и экономические кланы. А именно: в Мажилис проходят три (можно сделать и пять, но три – надежнее) партии, набравшие наибольшее количество голосов. При этом ни одна партия не может иметь более «половины минус один» мандатов, «лишние» пропорционально распределяются между двумя другими партиями;
Г) Правительство «разгружается» от проблем поселений, переводимых на местное самоуправление. В компетенции и ответственности центральной власти остаются только территории: области, районы и сельские округа. В городах, поселках, крупных селах и аулах акимы назначаются или избираются депутатами маслихатов, власти МСУ наделяются всей компетенцией по решению местных вопросов, за их бюджетами закрепляются фиксированные части государственных налогов и сборов.
Д) Система избирательных комиссий, полностью управляемая акимами, и настроенная ныне на единообразное исполнение централизованного задания по проценту проголосовавших и результатам голосования, рискует стать опасным «раскачивающим» фактором в случае конкуренции разных центров власти в Столице и регионах. Поэтому формирование избирательных комиссий следует перевести на принцип представительства в них субъектов самих выборов – партий или кандидатов.
Ж) (Самое главное). Для предотвращения клановых и иных «раскачек» политической системы необходим Конституционный суд, принимающий к своему рассмотрению любые коллизии между конституционными органами и фигурами власти. Вопросы импичмента, досрочных роспусков и выборов, споры по их результатам, затяжка формирования правительства, отмена неправомочных решений органов власти и МСУ – все такие вопросы разрешаются вердиктами КС.
Кроме того, КС принимает к своему рассмотрению, по обращению сторон, состоявшиеся судебные решения, касающиеся конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов – с правом выноса определений в адрес принимавших неправовые решения судей и участвующих в процессах прокуроров и адвокатов. Что позволит оздоровить судебную систему в целом.
Судей КС следует выбирать всенародным голосованием, пожизненно, и таким образом, чтобы они представляли все основные части казахского народа, а также «четвертый» жуз.
Петр Своик, экономист
Источник: Фэйсбук
Автор: Петр Своик -
Просмотров материала: 4 194