5 декабря 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Линия разлома в казахстанском обществе уже намечена

Линия разлома в казахстанском обществе уже намечена Известный казахстанский публицист и веб-издатель Джанибек Сулеев, с которым мы побеседовали в кулуарах Центрально-азиатского медиафорума «Конструктивная журналистика в контексте региональных и глобальных трендов», прошедшем недавно в Екатеринбурге, поделился своими размышлениями относительно того, как отголоски информационных войн, в которые вовлечена Россия, влияют на общественные настроения в Казахстане.

- На медиафоруме в Екатеринбурге речь шла, в том числе, о влиянии России на формирование информационной повестки в Центральной Азии. В чем, на Ваш взгляд, оно заключается?

- Поскольку Казахстан находится в русскоязычном пространстве, это влияние очевидно. Это и качественное влияние и, скажем так, экстенсивное воздействие – через большой объем информации на русском языке. Но в последние года активно развиваются новые тренды, которые также необходимо учитывать. Перечислю только некоторые темы, которые актуализировались в последние два года в Казахстане, это языковой вопрос, казахская государственность. Эти дискуссии дают богатую пищу для лидеров мнения с жесткой «антироссийской» позицией.

Отмечу, что проекция острых вопросов, украинской темы на постсоветское пространство диссонирует с реальностью, в которой Россия и Казахстан являются инициаторами интеграционного проекта, и оттесняет на второй план собственно вопросы сотрудничества России с Центральной Азии в целом, и с Казахстаном в частности.

Мы не советчики российской журналистике, но, на мой взгляд, ей надо искать… и другие тональности. Не валить все в одну кучу, а придерживаться какой-то разумной селекции. Искать позитив.

- Каковы позиции России в Центральной Азии в идеологической сфере?

- Российским идеологам надо учитывать, что в Казахстане, в отличие от Украины, не было 15 лет антироссийской националистической пропаганды. В этом Казахстан обвинить никак нельзя. Но у нас, как и в других странах постсоветского пространства, выросло поколение, для которого весь постсоветский бэкграунд – это пустой звук.

Россия в своих идеологических концептах, транслируемых на постсоветское пространство, часто апеллирует к советскому опыту, штампам, которые не имеют большого символического капитала в глазах молодежи. Надо генерировать современные образы и символы, которые бы не раздражали население соседних стран, не вызывали беспокойства относительно возрождения советского проекта.

- В Казахстане наметился тренд на повышение спроса на национальную проблематику в информационном поле. Как вы считаете - это реакция на внешнюю среду или следствие внутренних общественных процессов – роста доли казахского населения?

- Думаю, что причина, как в первом, так и во втором. У меня складывается впечатление, что Россия при всей своей заинтересованности в вовлечении региона в интеграционные проекты, не учитывает этот фактор. Казахи – это молодая нация, а молодежь, при всей приписываемой ей аполитичности, всегда готова подхватить любую идею. И, конечно, всегда найдутся люди, готовые ей эту идею транслировать.

Тем не менее, для Казахстана целесообразно говорить о росте не этнонационализма, а патриотизма – без крайностей и перегибов, характерных, например, для Украины. На Украине в целом другая ситуация – она территориально ближе к Европе, ближе к Западу. Не берусь утверждать, что кто-то их оттуда «подзуживал», однако все признаки налицо.

- На какие ценности ориентируется в Казахстане молодежь и элиты?

- Полагаю, спектр настроений в казахстанской элите самый разнообразный. Одним из них является тренд вестернизации, учитывая, что дети части наших высокопоставленных чиновников учатся, живут и работают на Западе. Думаю, что в этом нет политических мотивов, но если они не связывают жизнь своих детей и внуков с Казахстаном – ответ очевиден.

Однако представители нашей элиты отнюдь не рассматривают Казахстан как площадку для внедрения западных политических и культурных ценностей.

Например, сегодня в казахстанской бизнес-среде активно проявляют себя лоббисты Китая. Но это ведь не означает, что эти представители элиты выступают за вхождение Казахстана в политическую и культурно-цивилизационную орбиту Китая. Скорее, они ориентируются на собственный бизнес интерес, нежели на ценностный выбор.

- Можно ли сказать, что Назарбаев – это «главный евразиец» в казахстанской элите?

- Нурсултан Назарбаев – это, прежде всего, прагматик. А прагматичные интересы Казахстана связаны с российским вектором интеграции. Кто бы ни критиковал эту позицию где-нибудь в соцсетях – это наша охранная грамота.

По сути, президент транслирует в публичное пространство консолидированную позицию всей элиты. Внутри нее, наверняка, есть разные группы, которые выступают за разные векторы интеграции и сотрудничества. Безусловно, есть и прозападная часть, но она не готова ни к принципиальному отстаиванию своей позиции, ни к борьбе за свои политические идеалы.

- Получается, внешнеполитические ориентиры современного Казахстана выстроены с учетом позиции первого лица?

- Так оно и есть. Об этом можно много рассуждать, но реальность пока такова.

Впрочем, какие бы претензии мы не предъявляли этой элите – это уже сформированный институт, другой у нас нет. Она вобрала в себя ценностные установки, выработанные самим обществом и народом. То есть, по сути, она и есть общественный идеал, но именно того уровня, которого достигло казахстанское общество на нынешнем этапе развития.

- Джанибек, какие процессы определяют сегодня развитие казахстанского общества?

- Одним из самых устойчивых общественных трендов в сегодняшнем Казахстане является чувство социальной неудовлетворенности. Часто говорят, что уровень жизни и доходов населения в Казахстане по сравнению с соседними центрально-азиатскими странами значительно выше. Возможно, это правда, и казахстанцы зря грешат на власть, на правительство.

Но чувство социальной неудовлетворенности очень часто зависит не от объективных социально-экономических показателей, оно глубоко субъективно и отражает то, как общество реагирует на дисбаланс в доходах между привилегированной частью населения и обычными казахстанцами, на разрыв между богатыми и бедными, проявления социальной несправедливости.

Как продемонстрировали митинги весной нынешней года, поправки в Земельный кодекс могли быть просто формальным поводом для выброса накопившегося социального недовольства. Очевидно, что тем, кто вышел на площадь в Атырау или Уральске, не нужны земельные наделы, они не собираются обрабатывать землю, заниматься животноводством, но это эмоциональный момент.

Сегодня очень много говорят о том, какие элитные группы имеют перспективы в нашей стране. Так вот, на мой взгляд, перспективен тот из молодых управленцев, кто сможет снизить градус социального недовольства. Именно такой человек сможет составить конкуренцию влиятельным «агашкам» со связями.

Это могут быть и региональные элиты – энергичные молодые управленцы, которые готовы потеснить «старую гвардию».

В целом же современное казахское общество испытывает влияние трех разнонаправленных трендов.

С одной стороны, в нем происходят активные процессы архаизации, особенно части титульной нации. Для нее характерно поклонение казахским обычаям и традициям, идеализация старины, патриархального уклада. Я с определенным скепсисом отношусь к этому явлению. Возвращение к истокам – это прекрасно, но когда это возвращение проходит на качественно новом, модернизированном уровне. А сегодня наш казахский традиционализм напоминает юрты, которые каждый Наурыз устанавливаются на асфальте.

С другой стороны выкристаллизовывается русскоязычная часть казахов, которые придерживаются прозападных либеральных взглядов. Она иронизирует над патриархальными воззрениями на семью, брак и мораль – все то, что нынче принято обозначать емким словом «уят» («стыд»).

Причем пророссийская часть общества она тоже, по сути, связана с Западом в широком формате. Есть такое мнение – в самой России сейчас модно об этом рассуждать – что Россия – это не Европа, а Азия, преемница Золотой Орды. Что все ее родимые пятна – это часть тяжелого золотоордынского наследия. И всем, что есть там плохого, начиная с коррупции – это азиаты их одарили.

Но Россия для современного казахстанского общества – это часть Запада. То, что мы называем европейской цивилизацией – пусть в урезанном и переработанном виде – нам ретранслировала Россия. И мы, казахи, тоже при посредничестве России, относимся в большей степени к Европе, нежели к Азии. Мы не есть восточный народ. Мы народ, который еще находится в процессе нациестроительства, мы на марше и еще не определились, к какой цивилизации – восточной или западной, азиатской или европейской – мы принадлежим. Может формула «евразийская» - самая правильная. Но ведь ее надо объяснить, раскрыть, объяснить людям.

А пока два тренда – традиционалистский и обращенный во внешнюю среду, внешний мир (российский, европейский, евразийский, западный) - находятся в достаточно жестком противостоянии.

Однако главная линия разлома в казахстанском обществе, на мой взгляд, намечается не между консерваторами и креаклами.

Тут необходимо упомянуть салафизм, который сегодня активно распространяется в казахском обществе и пытается влиять на умы молодежи.

Влияние салафитов в том, что они сами как бы из народной толщи. Эти молодые ребята, получившие образование в медресе Пакистана и Саудовской Аравии, опасны тем, что обладают и силой убеждения, и цельностью.

Часто салафитов путают с традиционалистами, хотя, по сути, для казахского общества салафизм – это неоислам, это не наше веяние, не наш мазхаб («мазхаб» - богословско-правовая школа в исламе – прим. ред.), не наш поведенческий кодекс.

И это при том, что казахскоязычная среда, та самая, которая идеализирует обычаи и традиции, обладает бОльшим иммунитетом от неоислама. Именно приверженность старине уберегает эту часть общества от влияния салафизма.

Линия разлома пролегает между исламистами в коротких штанах и традиционалистами, которые не захотят им подчиняться. И вовсе не из-за того, что они Аллаха не чтят. Многих традиционных казахов будет злить сам факт того, что ими попытаются верховодить люди, который заявят: «Наши предки исповедовали «неправильный» ислам. Давайте создадим новый джамаат». Для казаха, который в быту и в повседневной жизни высоко ценит волю, – это неприемлемо.

Эти проблемы мы должны изучать серьезно и глубоко. Без штампов и кликушества. Но еще раз хочу подчеркнуть – мы молодая нация. В этом наша слабость и сила.

Жанар Тулиндинова, Астана

press-unity
Просмотров материала: 8 717

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 125 077 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 124 906 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 124 552 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 124 581 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 124 885 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 566 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 736 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 810 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 11 017 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 170 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 530 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 358 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 665 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 559 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 369 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 480 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 670 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 338 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 681 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 444 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 442 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 279 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 129 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 371 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 307 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 834 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 189 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 157 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 378 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 710 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 131 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 145 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 186 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 113 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 343 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 494 Просмотров





Опрос


«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031