Прочитал в газете Капитал опус Марека Йохеца (прошу прощения я неправильно склонял от Марек Йохец), ассоциированного профессора Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета «Рецепты успеха для отечественной экономики», которые содержат рекомендации что-то вроде «Как нам обустроить Казахстан». Не впечатлил – это не то слово. Скажу больше – я еще больше убедился в том, что заезжие гастарбайтеры (пусть даже из Чехии и тем более не известные – ну совсем не Ландау), считают нас недалекими, ни черта не соображающими ни в экономике, ни в чем другом. Если не так, и вы (профессор) искренни и реально желаете нам лучшей доли, не надо изображать умника, а надо писать прямо в канцелярию премьера, а лучше в Акорду.
Полный текст бреда можно прочитать здесь, а я остановлюсь на его рекомендациях?
Первая:
Размышляя о крупных проектах и способах привлечения иностранного капитала, не забывайте о простых вещах. Облегчите процесс въезда в Казахстан для обычных людей. Люди сперва приедут сюда как туристы и любопытные посетители; если их опыт будет положительным, они вернутся и расскажут об этом другим. Некоторые из них будут возвращаться в качестве туристов, некоторые станут мелкими инвесторами, развивая малый и средний бизнес. Другие могут послужить в качестве проводников инвестирования именно в Казахстан крупной корпорации или найти себе работу в транснациональных компаниях Казахстана.
Вы кому это, г-н профессор, говорите? Если бы вы полистали бы казахские СМИ, то, наверняка, убедились в том, что о «процессе въезда в страну» не говорил у нас разве что ленивый. Это и туроператоры, это и предприниматели из других отраслей, простые люди, хоть что-то соображающие и понимающие, что открытость и простота в этом деле всегда является первым и важным шагом на пути привлечения иностранных инвесторов. И таких людей - понимающих, г-н профессор, заверю вас - в нашей стране немало. Причем, людей не самых взрослых. И потому эту простую истину, именно эту первую рекомендацию, можно предложить учащимся 1-го класса обычной школы.
Вторая: Для инвестиционных проектов, которые уже реализуются, иностранный персонал будет источником информации о стране: истории, которые они рассказывают у себя дома, формируют имидж Казахстана за рубежом. Будьте доброжелательны к иностранцам, сделайте нашу жизнь проще.
Эту рекомендацию можно отдать в среднюю группу обычного детского садика в Казахстане. Наши дети, посетив вместе с родителями дальние страны и если это им понравилось, без этих рекомендаций будут делиться с окружением. А некоторые даже в соцсетях.
Третья: Приближается EXPO-2017. У вас есть уникальная возможность показать всему миру, что вы «клевая» страна: открытая, гостеприимная и заботливая о людях. Не упустите эту возможность и получите максимальную отдачу от денег, потраченных на EXPO. Подумайте об обычных посетителях, а не только о VIP-персонах. Начните с безвизового режима, хорошей организации аэропортов, отмените ненужные процедуры, нужные процедуры максимально упростите и сделайте человечными. (Если гости столицы увидят и наснимают, как закрывается дорога при проезде государственной колонны и как при этом полицейские кричат на людей, это станет сенсацией в YouTube.)
Я не хочу говорить о «возможности показать всему миру» - потому что мне трудно понять это. Потратить 2 или 3 (или сколько?) миллиардов американских долларов на то, чтобы показать себя всему миру? Вы серьезно? Зачем? А вернее не так – что мы такого производим, что готовы на рекламу этого производимого (показать) потратить 3 млрд долларов?
И что значит максимальная отдача денег, потраченных на ЭКСПО? Максимально – это сколько? И сколько, по вашему мнению, мы отобьем денег? Раз уж вы профессор бизнес-школы, вы, наверняка, должны иметь какие-то цифры?!
И еще вопрос: Вы давно живете в Казахстане? Если вы убеждены, что кричащий на людей полицейский может стать сенсацией, тогда почему до сих пор я (как и многие другие граждане Казахстана вместе с ОСА) не заработал ни одного доллара от размещения видео в YouTube?
У нас (в Казахстане), к вашему сведению, этого видео и прочей дребедени с этими гаишниками, судьями, охранниками, полицейскими вагон и маленькая тележка, и если вы не знаете об их существовании, то вы до сих пор не знаете нашу страну. И в таком случае, как вы здесь работаете и еще что-то нам рекомендуете?
Четвертая. Снова ЭКСПО. С завершением EXPO процесс не кончается. Держите свои границы открытыми и приветствуйте иностранцев. Проведите тщательную ревизию законодательства и подзаконных актов. Будьте смелы и ставьте высокие цели: введите английский язык в качестве третьего официального языка. Если вы хорошо относитесь к иностранцам, они станут вашим ценным активом. Если вы сможете привлечь иностранцев и иностранный капитал лучше, чем соседние страны, вы добьетесь продолжительного конкурентного преимущества. Не нужно будет заманивать корпорации отменой налогов, инвестиционными субсидиями и т. п., они сами придут даже на стандартных условиях.
Похоже, профессор, уже забыл, что писал про открытые границы – здесь повторяется. Провести ревизию законодательства. Вы это кому говорите, г-н профессор?! Простым людям? Бизнесменам (ну раз уж в бизнес-издании)? Депутатам?
И что значит ввести английский как третий официальный? Живете у нас в стране, работаете, получаете наши же деньги, и не знаете, что у нас государственный язык один – казахский. У нас нет второго официального. Очень плохо не знать целому профессору, проучившемуся в америках разных и прочих заморьях. Вторая часть 4-й рекомендации звучит как издевательство. Опять же ее место детский сад.
Пятая. Проведите приватизацию достаточного количества компаний в различных отраслях промышленности путем продажи стратегическим иностранным инвесторам. Чехия (откуда автор родом), помимо купонной приватизации (по аналогии с народным IPO в Казахстане), продала много компаний напрямую инвесторам из развитых стран. Цена не должна быть основным критерием. Пожалуй, самыми главными преимуществами прямой продажи иностранным партнерам являются обучение и перспективы развития этих активов. Как лидеры в своих отраслях, они являются естественным ориентиром. Если мы сможем научиться у них, мы станем на их уровень.
Хоть убейте – я бы отнял у вас диплом профессора. Какого «достаточного количества»? Такое ощущение, что вы с луны свалились. Вы в курсе какие основные активы Казахстана и в чьих они руках? Может быть, вам стоит полистать Форбс?
Согласен в одном – цена на многие из этих активов не стала критерием, потому они были «спихнуты», и бюджет получил за них копейки. Но при этом то там, то здесь всплывают разные казахские фамилии, кто случайно оказался рядом и каким-то чудесным образом разбогател. Вы знаете об этом?
Ну и напоследок. Не надо нам говорить о «белом» и «сером». Наше «серое» никуда не будет стремиться, потому что это не выгодно. А ваши (иностранные) якобы «белые» - наоборот, все норовят уйти в наше «серое». Примеров – много, просто между делом полистайте казахскую прессу. И не учите жить.
P.S. Кстати, из анкеты – профессор Марек Йохец владеет чешским, английским и русским языками. Казахский он не знает. Наверняка, и знать не желает, потому и отношение к нам соответствующее.
P.S.2 И это профессор в прошлом году говорил, что девальвация для казахстанского бизнеса благо. Для какого? Не сказал.
P.S.3 Еще раз убеждаюсь в том, что уровень "заезжих ученых мужей" не тот, которым нас любят "лечить". Живите своим умом, господа, казахи!
Справка
Марек Йохец является Ассистент-профессором по финансам в ВШБ НУ. Он имеет степень MBA Школы Wharton Университета Пенсильвании, США, и степень PhD Университета Иллиноис в Urbana – Champaign. До прихода в ВШБ НУ он занимал академические должности в ISCTE-IUL в Лиссабоне, в КИМЭП в Алматы. Преподавал в двух университетах в России. В начале своей карьеры он стажировался в Roland Berger and Partner (Германия) и JP Morgan (Лондон, Великобритания).
Марек преподает финансовое моделирование, оценку и международные финансы. Он также читал лекции по корпоративным финансам, инвестициям и деривативам. Исследовательские интересы Марека включают управление активами, микроструктуру рынка и поведенческие финансы.
Его последняя научная статья под названием “Патриотические названия и доходность акций” была опубликована в Journal of Financial Markets. Марек изучает окружающую среду и устойчивое развитие. Он любит путешествовать и фотографию. Владеет чешским, английским и русским языками.
Серик Мамбетов, редактор сайта
Просмотров материала: 3 521