Коротка и ярка судьба Махамбета Утемисова. Он был младшим из десяти сыновей одного из влиятельнейших и знатных людей Букеевской Орды, близких к ханскому окружению, Утемиса. Благосклонно относился к молодому аристократу и хан Внутренней Орды Джангир. Об этом свидетельствует тот факт, что двадцатилетнего Махамбета, получившего всестороннее мусульманское образование, хорошо владевшего русским языком, в 1824 году хан направляет в Оренбург в качестве наставника своего сына Зулкарная.
«По истечении двух столетий со дня рождения Махамбета его поэзия, полная свободолюбивых идей, воспринимается не только как духовный завет, но и как импульс саморазвитию нации, формированию внутренней свободой личности»
М. Магауин,
«Поэты пяти веков»
Свое пятилетнее пребывание в Оренбурге поэт использовал для изучения русского языка и грамоты. Не в одночасье, тяжело вызревало решение о разрыве с привычной средой. Удручающая картина жизни простого народа укрепила антифеодальные настроения молодого поэта, усилила его антиколониальные взгляды. Он был первым выходцем из аристократии, открыто вставшим на сторону обездоленных крестьянских масс.
Осенью 1829 года за свою неблагонадежность поэт был заточен в Калмыковскую крепость, где находился под следствием более года. Так, не по воле случая, а по выстраданному решению любимый народом поэт в 1836 году оказался в стане Исатая Тайманова, имя которого, как заступника простых кочевников, овеяно ореолом мужества и благородства.
Для нынешних и грядущих поколений эти два имени – Исатай и Махамбет – останется неразрывны. Под руководством Исатая Тайманова на западе Казахстане вспыхивает народное восстание казахской бедноты против степных феодалов и царской администрации. Согнанные с родных мест, восставшие захватывали богатые земли побережья Северного Каспия и расселялись там.
Основные силы повстанцев нанесли поражение отрядам Караул-ходжи Бабаджанова, тестя хана Джангира. Осенью 1837 года Исатай и Махамбет со своим войском окружили центр Букеевской Орды – ханскую ставку – и предъявили ультиматум хану о сдаче. Однако Джангир не внял требованиям повстанцев и обратился за помощью в Оренбург к генералу Петровскому и военному губернатору Астрахани.
Братоубийственная война была неравной. Хан Джангир при поддержке царских отрядов в 1837 году в урочище Тастобе нанес поражение силам восставших. С сорока своими верными сподвижниками Исатай и Махамбет стали отступать к реке Жаик (Урал) и в ночь с 12 на 13 декабря 1837 года под градом пуль казаков и отрядов султана Баймагамбета прорвались по льду на левобережье.
Изнуренный отряд разбил лагерь на ночлег под склонами одного из холмов. Махамбет поднимает боевой дух своих соратников стихотворением «Пока не оседлан боевой конь», к содержанию которого мы еще вернемся. Идейное единство, отчаянный героизм, целеустремленность – так можно охарактеризовать это повстанческое движение.
Лишившись всех житейских благ, повстанцы не были сломлены духом, и в этом ведущая роль их руководителей. Исатай и Махамбет собирают новые силы, продолжают борьбу. Но на 12 июля 1838 года восставшие терпят сокрушительное поражение от многократно превосходившего численностью врага. В бою убит предводитель восстания Исатай Тайманов, однако Махамбет не складывает оружия. Девять лет, самых драматичных в жизни, он будет бороться, скрываясь от врагов в аулах за рекой Жаик.
20 октября 1846 года наемники, подосланные султаном Баймагамбетом, выследив поэта, предательски убили его в собственном доме. Бандиты отсекли поэту-воину голову и поделили между собой обещанную за нее награду. Они уничтожили дом поэта, разорили кров.
Память о великом поэте-патриоте живет в сердцах потомков. В Атырауской области его именем назван район с одноименным административным центром. Есть и район, который носит имя руководителя восстания 1836-1837 гг. Исатая Тайманова. Нельзя не отметить, что в восстании принимал участие и великий композитор Степи Курмангазы Сагырбаев. Трех выдающихся людей объединила борьба, но Исатай Тайманов, Курмангазы Сагырбаев настолько значительные исторические личности, что рассказ о них, конечно, требует отдельных статей.
Махамбет и хан Джангир: Черная ночь духа
Общественную истину, что произведения настоящего поэта живут дольше самого, с полным правом можно отнести к творчеству Махамбета Утемисова. Узловые моменты эпохи, в которую он творил, сыграли роковую роль в восприятии его произведений.
Долгими десятилетиями образ Махамбета стараниями школьных учебников был упрощен до схемы: бунтарь, поэт-глашатай, исполнявший заказ общества, своей эпохи предвестник революционных бурь ХХ века. Ему, как и всем, кто был в ряду восставших, противопоставляли хана Джангира, благо одно из шестидесяти стихотворений прямо обращено с гневом к этому правителю степи. И не то страшно, что истинной поэзии противопоказано быть лишь слепком личности поэта попытками некоторых «оценщиков» свести его судьбу к спору с ханским окружением и царским самодержавием.
Как нельзя рассматривать творчество Махамбета вне контекста его исторической эпохи, так и нельзя его наследие сводить лишь к «делам давно минувших дней». Пародоксальная суть исторической правды заключается в том, что Джангир, ошельмованный не одним поколением идеологов, делами своими заслужили право именоваться радетелем интересов родной земли. Но была и другая сторона его общественной деятельности, о которой мы не должны забывать, сетуя перед ханом Джангиром.
Краткое историческое пояснение
В 1812 году Букею (отец будущего хана Джангира) был пожалован титул хана малой Орды, которая стала называться Букеевской – иногда Внутренней – Ордой. После его смерти в 1816 году Ордой стал управлять султан Шагай, брат Букея. 1824 году в ханское достоинство возведен сын Букея Джангир.
Пользуясь благоволением русского правительства, хан Джангир наряду с мусульманскими школами-медресе и мектеп открыл ход в казахские степи и русским школам, а также букеевским казахам в русские школы (среднюю и даже высшую).
В 1839 году хан Джангир ходатайствовал о Высочайшем соизволении на принятие казахов в ряд русских учебных заведений - Неплюевский кадетский корпус, Лесной институт, училище гражданских инженеров, а также Казанский университет. Ходатайство было удовлетворено.
В 1841 году хан основал в Ханской ставке первую русско-киргизскую (казахскую) школу, где в числе главных предметов было изучение русского языка, арифметики, географии и других наук. Портрет хана Джангира и сегодня висит на стене Казанского университета, в котором его стараниями обучался не один казах.
Хан Джангир жил в эпоху компромиссов и пошел на него, ускорив приход в Степь царского режима. Он приобщил своих соплеменников через знание русской грамоты к мировой культуре, не найдя другого выхода перед надвигающимися колониализмом. Но он же в борьбе с людьми, родными по крови, опирался на силу колониальных войск, и в этом трагедия незаурядной исторической личности.
О жестокости карательных экспедиций царского правительства, вторгшихся в глубь казахских степей, красноречиво свидетельствует лишь несколько строк из герценовского «Колокола»: «Со времен ветхозаветных войн или монгольских набегов ничего не было гнуснее в свирепости, как набег, которым заправлял еще при Перовском, сидя в своей канцелярии, бывший помощник Липранди – Григорьев». Таково было мнение демократической России.
Истина нужна, даже если она, очевидно, расходится с историей: самое драматичное - незаурядные личности, люди одной крови, оказались по разные стороны баррикад. История народов полна печальных и не слишком приглядных моментов.
В публичной библиотеке в своде законов 1775-1780 гг., изданных Екатериной I, есть приказ оренбургскому губернатору относительно ведения колониальной политики. Рекомендовалось противопоставлять роды между собой, султанов друг с другом, султанов с наиболее авторитетными людьми Степи. Принцип «Разделяй и властвуй» оправдывал себя в колониальной политике во все времена.
Смутно догадывался об этом и Махамбет, в одном из своих стихотворений искавший оправдание вероломству Джангира:
Алдияр тақсыр ханымыз
Исатай батыр кеткелі.
Тілімді алсаң тақсыр-ай,
Шайтанның мойнын жұлдырып,
Ордаға қайтып алыңыз.
Перевод:
Высокочтимый хан, с уходом Исатая
Мы утратили достоинство.
Прислушайтесь к моим речам.
Сверните Шайтану шею
И верните его в Орду.
В размолвках с ханом, в своих принципиальных с ним расхождениях Махамбет прозревает поэтическим гением враждебной силы… Поистине дьявольской была политика царского правительства, расколовшая единство лучших сыновей Степи.
Казахское общество первой половины XIX века оказалось в крайне противоречивой ситуации. Это была эпоха больших социальных потрясений, антиколониальных движений, массовых крестьянских восстаний.
В степь, ломая традиционное мироустройство кочевников, вступала новая чужеродная сила. Вместе с колониальным игом усиливались притеснения коренного населения со стороны местных феодалов. Не об этом ли писал юный Чокан Валиханов: «Грамотность пришла в степь, чтобы увеличить число кляуз».
Род поднялся на род, всех захватила мелочная грызня и свара, народное единство распалось. Получившие в числе сотен и тысяч претендовать на оплачиваемый царизмом пост, за свой человеческий и национальный долг, ставленники царского режима торговали достоинством народа.
Целыми аулами сгонялись с насиженных мест люди, бремя поборов местных феодалов удвоилось налогами царской администрации. Историческая драма, что разыгрывалась на глазах Махамбета, не могла не сказаться в душе патриота смятением и гневом.
Масштабность личности нельзя уместить в банальную схему борьбы старого и нового, отсталого и прогрессивно сама, и силе на цивилизаций питает появление возвеличивающих человеческий дух личностей, которые оказываются, востребованы и через столетия.
Как и Пушкин, в главную заслугу своего творчества вменявший то, что «В свой жестокий век, восславил я свободу и милость к падшим призывал». Махамбет был певцом свободы. Он был призван провидением стать опорой надломленному духу своего народа. Само назначение поэтов, по определению Олжаса Сулейменова, в том что «… они обязаны поставлять в народ энергию, для реакции чести».
Униженный двойным гнетом - степной аристократии и царской администрации – народ не просто утрачивал свой путь, освещенный заветами, традициями. Он лишался самого главного, что питало его корни, - свободы. В основе героической поэзии Махамбета – золотое наследие бесстрашной мудрости предшественников. Дух свободы и верности выбранному пути в основе произведений Бухара, Актамберды, Жиембета и Маргаски.
Удивительно созвучны мотивы и идеи этих певцов. Махамбет, по определению ученого А. Кодара, стал «последним громовым раскатом погибающей тюрской эпохи». Продолжатель героической традиции поэзии кочевого народа, он одна из самых трагических фигур начала XIX века.
Цель, подчинившая судьбу Махамбета, наделила его непреклонной, несгибаемой волей и жизненной мощью. В равной мере он был поэтом и воином. Народные герои по-настоящему выражают народный дух. Они – хранители Пути.
Когда черная ночь Духа обрушилась на вольный степной народ, когда от него требовали ломать свою суть, отказываться от преждней системы мировозрения, что смерти подобно, дух народа, гордый байтерек в космогоническом представлении тюрков, остался несокрушим благодаря именно таким героям, как Махамбет и Исатай.
Ерлан АРЫН, доктор экономических наук, профессор
Просмотров материала: 3 167