В Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее после реконструкции открыт новый экспозиционный зал «Образование и становление казахской государственности и казахской этнографии». Событие приурочено к 25-летию Независимости страны.
Экспозиция включает в себя предметы с периода средневековья – XI века до первой половины XX, отражает историю и культуру Казахстана. Многие экспонаты уникальны, есть старинные предметы XVI-XVIII века, найденные и переданные музею населением. А вот оружие, например, сделано на заказ мастерами музейного дела.
Ханский перстень
Например, сабля и копье - это реконструкция казахского оружия. Новоделы сделаны в 2005 году, сохранена техника исполнения старинного оружия. Рукоять сабли, сделанную из дерева или кости, инкрустировали камнями, серебром, полудрагоценными камнями.
- На этой диораме мы впервые отразили историю становления казахской государственности. Вы видите известного в истории Тауке хана, который оставил весомый вклад созданием первого свода степных законов, своего рода, первой Конституции казахов «Жетi жарғы» в 17 веке, - рассказывает и.о. заведующей отдела этнографии областного историко-краеведческого музея Галия Болтабаева. - У хана были три советника, три бия. С ним рядом и уроженец Северо-Казахстанской области Кожаберген жырау. Причем, он был одним из главных советников хана Тауке и участвовал в создании свода законов.
По преданиям, «Законы хана Тауке» были сочинены тремя великими казахскими биями-судьями Толе, Казыбек и Айтеке. При хане Тауке законы степной жизни были систематизированы, приведены в порядок и строго соблюдались. По свидетельству Шокана Уалиханова, самым глубоким и основательным знатоком «Жетi жарғы» был Толе би, воспитатель будущего хана Абылая.
Кстати, в экспозиции представлена копия перстня-печати хана Абылая. Он сделан из серебра по рисунку мастером-ювелиром из Петропавловска.
«Абылай - известный дипломат, хан, объединивший три жуза, которого подняли на белой кошме. Ханы носили такой перстень на большом пальце и ставили печать на документах, - поясняет Галия Болтабаева. - На перстне видна арабская вязь. Также представлена ханская стилизованная сабля. Это имитация ханского оружия, отличительными признаками которого является красный цвет. Ножны оформлены красным бархатом и золотом, инкрустированы бирюзой и другими натуральными камнями.
Красное кресло бая
В зале музея представлен уникальный экспонат конца 19 века - кресло местного бая Айдарбекулы Идриса кожи, который жил в ауле Сулышок района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области.
- Этот бай был репрессирован, был знатным человеком своего рода, своего аула, кресло передавалось по наследству, - рассказывает и.о. заведующей отдела этнографии областного историко-краеведческого музея Галия Болтабаева. - Его сын Малик был убит колчаковскими бандитами. Потомки бая живут в России, Китае, Израиле, Германии и других странах и, зная, что здесь экспонируется их семейная реликвия, обязательно приходят в музей, когда приезжают в Петропавловск.
Кресло передала музею безвозмездно в 1967 году правнучка бая Венера. Оно изготовлено из рогов дикого быка тура – это исчезнувший вид животных, он водился и в Казахстане.
О кресле даже написана небольшая книга, есть версии, что мастером мог быть человек из восточной Европы из Польши, историки не исключают, что оттуда привезены и рога тура.
Сегодня на кресле сидеть уже нельзя, конструкция стала весьма хрупкой, рога разрушаются. Оно реставрировалось в 1988 году и сейчас хранится в стеклянном коробе.
Дом без гвоздей
В экспозиционном зале представлено и традиционное жилище казахов – юрта. Это высшая форма переносного жилища наиболее соответствовала кочевому образу жизни народа. Известный востоковед Гумилёв писал: «Никем не доказано, что каменная лачуга или глиняная мазанка есть высшая форма по сравнению с войлочным шатром, теплым, просторным и легко переносимым с места на место». Юрты делались без единого гвоздя, из войлока, дерева, это жилище было удобно для кочевников, легко собиралось, разбиралось. Украшением юрты и оберегами были разноцветные кисти, которые спускались под шаныраком и тканые полосы с национальным орнаментом.
В музее представлен ткацкий станок, на котором изготавливались такие полосы, он приобретен у оралманки, приехавшей из Монголии. Музейные работники отмечают, что у казахов из Монголии и Узбекистана сохранилось много предметов казахского быта.
Станок стоит на фоне диорамы, которую на стене маслом писал известный мастер из Алматы Сергей Пожарский.
- Мы попросили художника отразить наш славный Ишим. И на высоком берегу реки раскинулся казахский аул, - рассказала экскурсовод.
Волшебный напиток и глаза филина
В зале зрители могут увидеть множество предметов национальной посуды казахов. Так, здесь представлена большая саба из кожи для хранения и перевозки кумыса, сделанная мастером в городе Кокшетау.
- Такие предметы были очень практичны для перевозки напитка, - объясняет и.о. заведующей отдела этнографии областного историко-краеведческого музея Галия Болтабаева. - Завитки в форме стилизованных рогов барана тоже не случайны и имеют практический смысл. Когда кумыс выливали, то отсатки оставались в завитках и нужные кисломолочные бактерии сохранялись в сосуде, даже когда он был пуст. Это помогало созреванию новой порции напитка.
Кумысу более 5-6 тысяч лет, это традиционный напиток кочевников, в степи излечивал от различных недугов, даже от туберкулеза. Зимой он согревает, летом – охлаждает.
Также на выставке есть посуда, которой пользовались местные казахи в позапрошлом веке, она передана музею потомками. Есть здесь и деревянные блюда для мяса (Ет табак), и молоток для колки сахара, и традиционное астау, и половники для кумыса – ожау - из цельного куска дерева. Такую деревянную посуду иногда инкрустировали костью животных.
Кстати, форма половника для кумыса выполнена в виде глаз филина – совы.
- Части этой птицы - глаза и клюв – это, во-первых обереги, - рассказывает сотрудница музея, - а во-вторых, такая форма помогает тщательно размешивать кумыс и постоянно поднимать вверх осадок, что делает напиток вкуснее.
Блюдо для подачи мяса сделано из дерева не случайно, этот доступный натуральный материал хорошо держит температуру. Представленные экспонаты имеют характерный потемневший цвет и представляет историческую ценность, как правило, астау регулярно смазывали жиром коня.
Конек для доения кобылиц похож на ведро, но сделан из плотной кожи, обычно, конской, КРС или верблюжьей.
Одежда с царскими монетами
В экспозиции представлена одежда казашки, переданная музею потомками. В ней ходила Балкымыс Жакыпова, проживавшая в Северо-Казахстанской области. Такой костюм носили уже после рождения ребенка. По обычаям грудь казашки должна быть прикрыта. Ониржиек – нагрудник, представленный в музее, оформлен оберегами и монетами царской чеканки с двуглавыми имперскими орлами.
- Видно по одежде, что женщина была из простой семьи, одежда хлопчатобумажная, - поясняет и.о. заведующей отдела этнографии областного историко-краеведческого музея Галия Болтабаева. - По головному убору - саукеле, который изготавливал сам отец невесты, всегда можно было определить достаток семьи, потому что он зависел от мужчин. Ведь именно мужчина - глава семейства держал финансы и одевал как жену, так и дочь, которой доставалось много отцовского внимания.
В новом зале краеведческого музея представлено много ювелирных украшений казахов. К слову, ювелирное искусство – один из наиболее развитых видов народно-прикладного искусства казахов. Производством украшений занимались зергеры. В экспозиции можно увидеть накосные украшения женщины. Они удлиняли косы и были необходимы для осанки, для походки женщины, чтобы она не сутулилась. Такой эффект достигался за счет тяжести украшения. На украшениях, которые носили местные казахи можно снова встретить монеты царской чеканки. Видно также, что популярен был в северных краях Казахстана камень-оберег сердолик, защищавший по легенде от сглаза и порчи. Есть здесь и новоделы, выполненные по заказу музея. Так, например, нашивная пуговица, которая состоит из двух частей, полая внутри. Она используется как декоративное украшение, внутрь можно вставить выписку из Корана, масла-благовония. Необычное большое кольцо свахи надевалось на два пальца – средний и безымянный. Оно символизирует соединение двух сердец, большое потомство.
Охота не ради забавы
Для древних казахов охота была промысловым занятием. Мужчина-добытчик охотился, чтобы прокормить семью. Выходя на охоту, брал с собой собак и ловчих птиц. В выставочной композиции представлен специальный охотничий пояс из кожи, чучело ястреба-тетеревятника, томага – колпачок на глаза птице, балдак - подставка для руки охотника, рукавица, ножны, чашка для кормления птиц, рог для пороха, дабыл - кожаный барабан на деревянной основе, в него били, чтобы птица знала, что пора заканчивать охоту.
- Эти предметы хоть и просты, но уникальны, они сделаны из природных экологически чистых натуральных материалов, - говорит Галия Болтабаева. – И ведь тогда не знали, что такое рак и сахарный диабет. Кости животных казахи не выкидывали, все шло в дело. Ел кочевник в основном мясо барана и конину, скот давал и пищу, и одежду. Первый вопрос, который задавали друг другу кочевнику – здоров ли твой скот.
Также в зале выставлены национальные музыкальные инструменты – старинные, как домбра конца XIX века, и новоделы.
Екатерина Назаренко, Северо-Казахстанская область, Матрица.kz
Фото автора
Просмотров материала: 4 493