ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• В лучах «Восходящего Солнца».
• Радикалы наступают на ислам.
Кыргызстан
• Колыбель… для палачей.
Узбекистан
• Куда уходит язык?
Таджикистан
• Туркмения – вгляд «из-за бугра».
Туркменистан
В ЛУЧАХ «ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»
С каких только сторон в течение этого года мы не рассматривали наш центрально-азиатский регион – и в свете отношений в рамках ШОС, и в рамках ЕВРАЗЭС, и во взаимоотношениях с Россией и Китаем, и сотрудничества с НАТО… А на минувшей неделе агентство StanRadar опубликовало интервью агентства CAAN с профессором Университета Цукуба Тимур Дадабаев. Он делится своим мнением об «особых» отношениях Японии и Центральной Азии и рассказывает о причинах новой, проактивной политики Токио в регионе.
По его мнению, Япония имеет большую степень доверия в этом регионе. Такое доверие вкупе с новым программным подходом японского руководства могут дать результаты, которые будут не хуже тех, достигаемых здесь Китаем.
Поводом для такого вывода оказались итоги визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в «страну Восходящего солнца» 6-9 ноября 2016 года. Он стал важным вкладом в дальнейшее развитие отношений между Японией, Казахстаном и странами Центральной Азии. Визит завершился подписанием важного заявления «Об особом стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Японией в век процветания Азии».
Аналогичные соглашения в последние годы Казахстан заключил с Китаем и Россией. Это свидетельствует о том, что Казахстан придает большое значение развитию отношений с Японией, не менее важное, чем с Китаем и Россией.
Напомню, среди ощутимых результатов являются подписанные соглашения об облечении визового режима между Японией и Казахстаном, о намерении открыть прямые рейсы воздушного сообщения между двумя странами, открытие завода по производству канатов «Токио Роуп» в Казахстане. Все это означает, что Япония отходит от своего образа в качестве «поставщика помощи» и становится торговым партнером для Казахстана и Центральной Азии в целом.
Можно также предположить, что развитие стратегического партнерства с Японией для Казахстана может диктоваться стремлением не «класть все яйца в одну корзину (Китай или Россия)» через увеличение числа своих стратегических партнеров.
Для Японии Казахстан, наряду с другими государствами ЦА, является важным партнером в рамках начала проактивной внешней политики в регионе, где по сравнению с Восточной Азией Япония традиционно была менее активной. В то время как на поверхностный взгляд такие усилия Японии можно связать с конкуренцией с Китаем или Россией за влияние в этом регионе, итоги прошлогоднего визита премьер-министра Абэ в Центральную Азию и визита в этом году Президента Назарбаева в Японию не обязательно доказывают, что такое воображаемое соперничество между Японией и Китаем действительно разворачивается в Центральной Азии.
Целями внешней политики Японии в Центральной Азии можно считать следующие три: во-первых, премьер-министр Японии пытается закрепить более глубокое присутствие японского бизнес-сообщества в Центральной Азии. Об этого говорят контракты, подписанные в ходе прошлогоднего визита в 2015 году по совместной разведке газовых месторождений в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане в 2015 году и соглашения с Казахстаном, подписанные в 2016 г.
Во-вторых, японская внешняя политика направлена на обеспечение спроса со стороны стран ЦА на сотрудничество с японскими корпорациями. Об этом свидетельствуют подписанные соглашения между Японией и Казахстаном, озвученные в ходе визита президента Назарбаева в Токио.
В-третьих, премьер-министр Абэ стремится далее развивать свою инициативу мягкой силы «Cool Japan», поддерживая создание университета Японии в Туркменистане, начав молодежный технологический инновационный центр в Узбекистане и другие подобные инициативы в сфере образования в Казахстане.
Эксперт замечает, что нет достаточных оснований для того, чтобы напрямую связывать инициативы Японии с активизацией китайских или российских инициатив в этом регионе:
«В ходе своих исследований я пришел к выводу, что, в некотором отношении, интересы Китая и Японии в ЦА схожи, поскольку фокусируются на минеральных ресурсах и политической стабильности. Тем не менее, эти страны имеют значительно отличающиеся подходы и стратегии в регионе: существующие проекты Китая по строительству инфраструктуры и оказанию помощи определяются в рамках его инициативы Нового Шелкового пути (Один пояс — Один путь), поддержкой китайского проникновения на рынки ЦА, необходимостью развития СУАР и желанием обеспечить стабильные и процветающие территории на своих границах. Участие Японии в ЦА формируется ее концепцией «человеческой безопасности», которая направлена на оказание помощи, как в проектах инфраструктуры, так и человеческого развития. Кроме того, премьер-министр Абэ объявил в прошлом году, что Япония собирается продвигать партнерство по развитию качественной инфраструктуры, которое среди прочих элементов включает в себя передачу японской технологии».
Визит президента Назарбаева в Японию происходил на этом фоне. В этом визите видно продолжение усилий сторон сдвинуть казахстанско-японские отношения в сторону более целенаправленного, практического подхода к сотрудничеству, когда приоритетом выступают функциональные возможности и практические результаты такого сотрудничества. Китай, возможно, уже привык к такому функциональному прагматическому подходу, но Япония имеет большую степень доверия (как со стороны широкой общественности, так и руководства) в этом регионе. Такое доверие вкупе с новым программным подходом японского руководства может дать результаты, которые не будут хуже тех, которые достигаются Китаем в этом регионе.
Особое внимание эксперт обращает на Японское сотрудничество в области совместного развития и использования редких металлов, которое имеет давние корни и обсуждалось между Японией и странами ЦА в течение длительного времени.
Инцидент в 2010 году с участием японской береговой охраны и китайского рыболовного судна привел к ослаблению отношений между двумя странами. Этот инцидент совпал с радикальным уменьшением поставок редкоземельных металлов из Китая в Японию. Такое снижение в конечном итоге привело к усилению экономических отношений между Казахстаном и Японией и подписанию соглашения о совместной разведке и использовании минерально-сырьевых ресурсов.
Это соглашение заключено в рамках предыдущих корпоративных контрактов, таких как подписанное в Японии соглашение между Kansai Electric Power Company (KEPCO) с Казатомпромом и договора между Itochu и Казатомпром по разработке урановых месторождений. Это очень хороший пример взаимовыгодного сотрудничества. Но это всего лишь один пример, тогда как существует большой потенциал, как было указано выше, для развития гораздо более широких возможностей и преимуществ для обеих сторон и других стран Центральной Азии.
РАДИКАЛЫ НАСТУПАЮТ НА ИСЛАМ
КЫРГЫЗСТАН
Нет сегодня, пожалуй, ни одной ведущей мировой религии, кроме ислама, которая так безжалостно подвергалась бы насилию и святотатству. Само слово «ислам» становится пугалом для цивилизованного общества. Особую тревогу вызывает в этой ситуации влияние радикального ислама на молодежь.
Именно этой проблеме в начале минувшей недели была посвящена состоявшаяся в Бишкеке конференция «Новые форматы противодействия экстремизму. Молодежные инициативы». Выступил директор Научно-исследовательского института исламоведения Маметбек Мырзабаев. В распоряжении агентства StanRadar оказался полный текст его доклада «Молодежь против экстремизма».
Как отмечает докладчик, в Кыргызстане в настоящее время в стране действуют 1 ДУМК, 9 казыятов (территориальные структуры ДУМК), 2239 мечетей, 74 других исламских объединений, 10 исламских высших учебных заведений, 89 медресе. Учетную регистрацию в государственном органе по делам религий, имеют 2814 религиозных организаций, в том числе 380 христианского направления. До 1991 года в Кыргызстане существовало 29 церквей и молитвенных домов, в настоящее время действуют 49 храмов, церквей, воскресно-приходских школ и женский монастырь. Из других христианских религиозных организаций в стране действует 4 католических, 50 баптистских, 20 лютеранских, 56 пятидесятнических, 31 адвентистов седьмого дня, 38 пресвитерианских, 43 харизматических, 41 Свидетелей Иеговы, 18 неденоминированных религиозных организаций протестантского направления.
Функционируют 7 высших и 8 средних религиозных учебных заведений христианской направленности. Из них 3 школы и 1 ВУЗ получили свидетельство о соответствии государственному образовательному стандарту. Кыргызстан, является единственным центрально-азиатским государством, в котором, внутри парламента существуют две намазканы (молитвенных комнат), а на главной площади страны совершаются байрам намазы.
Авторитет исламских богословов и их роль в формировании общественного мнения стремительно растет, тогда как об увеличении влияния политиков и чиновников, трудно говорить. Ислам, является основным фактором, авторитет которого признается не только со стороны религиозной части общества, но и со стороны светских людей.
Например, исламские организации уже предлагают обществу альтернативные пути решения мировоззренческих, социальных, управленческих, даже экономических проблем. Роль религиозных фондов в социальной сфере растет с каждым днем. Их поддержка используется для строительства мечетей в родовых селах политиков и чиновников. Так к примеру, намазкана в Парламенте, также была построена с помощью международного фонда из Саудовской Аравии.
Тесная связь государственных служащих и политических деятелей с религиозной сферой, служит неформальной поддержкой тотальной исламизации общества и признанием кризиса светской системы. При поддержке религиозных фондов государственные совершают хадж, участвуют в мероприятиях религиозных организаций, символизируя этим поддержку государства. Основные религиозные джамааты и течения в Кыргызстане, уже нашли себе поддержку среди правящих элит.
В условиях парламентской демократии постепенно создаются политические партии с исламской риторикой. Например, на парламентских выборах 2015 г. некоторые политические партии эффективно использовали исламские символы и лозунги. Вывешивались агитационные баннеры с религиозными призывами, а религиозные лидеры открыто поддерживали кандидатов.
При таком раскладе дел, было бы наивностью не ждать роста радикальных религиозных настроений. В добавок к этому, попытки некоторых стран по экспорту своих религиозных идеологий, создает искусственную плюралистическую религиозную среду.
На этом фоне вполне естественно увеличивается количество запрещенных организаций. На территории республики судами разных инстанций Кыргызской Республики запрещена деятельность 20 экстремистских и террористических организаций. При этом военные конфликты на территории Сирии и Ирака и участие в них граждан страны, остаются самыми актуальными темами в Кыргызстане и предотвращение и профилактика негативных последствий данного феномена, является одним из основных направлений деятельности госструктур.
В августе 2016 г. Государственный комитет национальной безопасности КР распространил официальную информацию о том, что число кыргызстанцев, принимающих участие в боевых действиях в Сирии, достигло 600 чел.
Естественно, силовые структуры Кыргызстана обеспокоены ростом угрозы экстремизма и терроризма в двух направлениях: первое, это целенаправленная вербовочная деятельность радикальных организаций и отправка/выезд граждан на территории военных сражений, и второе, угроза осуществления террористических актов на территории Кыргызстана со стороны возвращающихся из Сирии граждан.
Очевидно, что религиозный радикализм в Кыргызстане в основном импортируется из-за рубежа. В «Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики» говорится о роли «эмиссаров и фондов из Европы, Америки и государств Персидского залива». То есть государство озабочено действиями религиозных миссионеров и проповедников из-за рубежа.
Граждане КР, получившие религиозное образование за рубежом, также считаются одним из источников радикализации в Кыргызстане. «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы» особо отмечается негативное влияние на общество выпускников зарубежных религиозно-экстремистских центров и организаций, которые являются «носителями, распространителями идеологии и менталитета страны пребывания, насаждают чуждые для народа Кыргызстана образ жизни, культуру, внешний вид, одежду и стандарты поведения».
Процессы исламизации в стране привели к ужесточению противостояния между светской и религиозной частями общества. Президент Алмазбек Атамбаев утверждает: «За широкой исламизацией стоит идея превратить кыргызов в манкуртов. Уже видно, что отдельные молдо и политики стремятся к повальной исламизации страны. Если им удастся повести за собой людей, то недалек день, когда в стране установится религиозный фанатизм».
Определенная часть мусульман упорно хочет, чтобы общество перестраивалось под исламские ценности и это сильно беспокоит так называемую светскую часть общества. - Определенная часть верующих агрессивно настроена и пытается физически устранить барьеры на пути к «чистому исламу». Например, молодые люди сжигают новогодние елки и разрушают исторические религиозные постройки (мавзолеи, памятники и т.д.). Нападение и попытка убийства известного теолога Кадыра Маликова.
На фоне роста политической и системной коррупции в структурах государственной власти, среди населения становятся популярными происламские политические лозунги. В обществе, хоть и в неформальной форме, делаются призывы к введению более жестких наказаний, а в социальных сетях предлагают наказать коррупционер или же казнить «по шариату».
Определенная часть мусульман страны видит смысл собственной жизни в исламе, а не в нынешней светской системе. Это можно увидеть во взглядах мусульман в отношении понятий «светскости» и «демократии». Наряду с обычными мусульманами, духовные лидеры понимают светское государство как «антирелигиозное», а демократию воспринимают как систему, которая приводит к утрате религиозных и национальных ценностей.
Состояние дел в государственно-религиозных отношениях усугубляется также из-за сложной ситуации вокруг ДУМК. В качестве основных причин усложнения ситуации в духовенстве, можно считать борьбу за лидерство между духовными лидерами, бескомпромиссные идеологические противостояния сторонников различных течений ислама и проблемы вокруг организации и проведения паломничества (хаджа).
Остро стоит вопрос религиозного образования. Его состояние напрямую влияет на уровень распространения идей религиозного радикализма. Медресе и другие исламские учебные заведения не имеют государственной сертификации, учебные программы не унифицированы, отсутствуют стандарты религиозного образования, каждый из учебных заведений относится к определенному джамаату, который, как правило не прошел государственной регистрации. Например: Священнослужители не имеют достаточного базового религиозного образования.
Разобщённость мусульманского сообщества и системные проблемы в исламском сообществе, привели к появлению тенденции разделения верующих по этническому признаку. Например, мусульманский джамаат южных регионов разделен на кыргызскую и узбекскую мечети, на севере отдельно функционируют уйгурская и дунганская мечети.
Обостряются разногласия по поводу того, кто исповедует «чистый ислам» и кто является «истинным мусульманином». Рост риска радикализации в стране, тесно связан с деятельностью в стране основных радикальных религиозных движений. Например, «Хизбуттахрир» напрямую критикует политику властей Кыргызстана и через социальные сети в интернете распространяет информацию по каждому актуальному вопросу в стране и связывает пути решения этих вопросов с созданием халифата религиозно-политическая партия «Хизбуттахрир», тогда как до середины 2000-х годов, на листовках «Хизбуттахрир», можно было увидеть призывы за смену власти в соседней Республике Узбекистан.
Несмотря на некоторые идеологические разногласия, исламские джамааты в Кыргызстане сходятся в исламском интернационализме. То есть, исламские джамааты, несмотря на конкуренцию за паству, пока открыто не критикуют друг друга и существует между ними взаимная поддержка в вопросах тотальной исламизации общества. Например: Факт слияния «Хизбуттахрир» с салафитскими движениями.
В сложившейся ситуации представители государственных органов, предпочитают делать упор на роль радикальных идеологий и организаций, как основного фактора радикализации молодежи, тогда как не только кыргызские, но и международные эксперты по вопросам радикализации, больше указывают на социально-экономические и культурные факторы радикализации.
Социальные группы общества, такие как молодежь, женщины, люди из малообеспеченных и уязвимых семей и представители этнических меньшинств легко поддаются вербовке со стороны экстремистских и террористических организаций.
Экономические факторы, которые способствуют криминализации молодежи, актуальны и в вопросах религиозной радикализации. По мере нарастания экономических проблем у молодежи, все больше будет увеличиваться риск их вступления в радикальные группы.
Вербовочные работы радикальных организаций нацелены на молодежь. Молодежь являются той социальной группой, которая прямым образом чувствует социально-эконмические и др. проблемы в обществе. Как активная часть населения, молодые люди могут вполне видеть в радикальных идеологиях пути выхода из тяжелой ситуации и стать жертвами экстремистских и террористических группировок.
Пик экстремистской активности приходится на возраст 25-29 лет, а затем следует возрастная группа 30-35 лет. Большинство граждан КР, выехавших в Сирию, Ирак и на северо-западные районы Пакистана (Вазиристан), оказались в возрасте 22-25 лет.
Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, создают благоприятные условия для их отчуждения от основных общественных институтов и могут подготовить их к восприятию радикальных идей и идеологий. Во-первых, нерешенные психосоциальные и экономические проблемы создают у молодежи ощущение безнадежности ситуации и чувства разочарованности.
Во-вторых, чувство обиды на окружающих, а вместе с ней и состояние изоляции от традиционных институтов и сообществ, делает молодежь одной из самых уязвимых групп общества.
В-третьих, безысходное положение молодого человека может его подтолкнуть к мыслям о необходимости тотального изменения существующего строя.
В-четвертых, для таких людей, идеи и действия, направленные на решительное изменение сложившейся ситуации, вполне могут быть привлекательными.
В этом контексте, политические и религиозные призывы, нацеленные на радикальные изменения в социально-политической системе, набирают популярность среди молодежи, которые находятся в трудных социально-экономических положениях. Религиозные радикальные течения и движения, показывают уязвимой молодежи «путь к спасению в обоих мирах», который идет через бескомпромиссную борьбу против «неверных и несправедливых».
Агрессивность и несдержанность в отношении других является характерной чертой молодежной религиозности. Молодежь не может найти свою социальную нишу в обществе, чувствует свою невостребованность и, в связи с этим, радикализируется.
Социальные проблемы выступают в качестве подталкивающего фактора в вопросе радикализации среди женщин. Одинокие женщины, вдовы или разведенные девушки с социально-экономическими проблемами, легко поддаются влиянию радикальных организаций.
По данным силовых структур, женщины наряду с мужчинами активно осуществляют пропаганду радикальных идей, создают женские группы.
- Малообеспеченные семьи из разных точек страны совершают массовые выезды в Сирию. Например: В 2015 г. из Иссык-Кульской области 25 членов одной семьи уехали в Сирию.
Растет тенденция слияния криминальных групп с религиозными радикальными организациями. Увеличивается число криминальных действий религиозного характера, в которых ограбление и нападение считаются «амалиятом» (военная операция), а добыча «ганиматом» (военная добыча). - Криминальные действия легитимизуются посредством религиозных догм, а бандитизм совершается под видом борьбы за справедливость. Например, Религиозно-криминальные группы осуществляли разбойные нападения и ограбления на финансовые и другие коммерческие организации.
Южные регионы страны больше страдают от радикализма. Большинство выезжающих в Сирию добровольцев, являются этническими узбеками.
После межэтнического конфликта на юге страны в 2010 г., активная часть молодежи граждан узбекской национальности уехала за рубеж, в поисках выхода из сложившейся ситуации.
Наиболее уязвимыми для распространения радикальных и экстремистских религиозных идей являются те регионы страны, где отсутствуют альтернативные источники информации, слабое светское образование, ограниченные возможности для экономической деятельности и социальной защиты, а также отсутствует профилактическая работа. Например, подавляющее количество преступлений, связанных с религиозным экстремизмом, зарегистрировано на юге Кыргызстана. 72,4% всех зарегистрированных экстремистских преступлений приходится на южные регионы.
Силовые структуры страны также утверждают, что большинство из граждан, выехавших в зарубежье с целью участия в военных конфликтах, являются уроженцами юга республики – 82%, из них 55,9% жители Ошской области, 18% из г. Ош, 4,6% из Баткенской области и 3,6% жители Жалал-Абадской области.
Государство пытается формировать и поддерживать «традиционную религию», которая будет способствовать к развитию общества и укреплению государственности. Например, начиная с 90-х годов государство несколько раз меняло свое понимание «традиционной религии». Противоречивый подход государственных органов можно наблюдать по вопросу ношения школьницами платка в учебных заведениях страны.
Докладчик считает, что в Кыргызстане системной и комплексной работы по борьбе с угрозами насильственного экстремизма не проводится. Например, в Кыргызстане не существуют конкретные программы, нацеленные на реабилитацию и реинтеграцию граждан, возвращающихся из регионов военных конфликтов.
КОЛЫБЕЛЬ… ДЛЯ ПАЛАЧЕЙ
УЗБЕКИСТАН
Пока я искал в интернете иллюстрацию к рассказу о радикализации ислама в Киргизии, на узбекском сайте StanRadar появилось еще одно страшное свидетельство того, во что мракобесы превращают традиционный ислам в зоне террористических операций ИГИЛ. Интернет облетел 14-минутный видеоролик жестоких казней, в котором четыре малолетних палача, один из которых является 10-летним мальчиком из Узбекистана, убивают пленных в Мосуле.
Авторы видеозаписи утверждают, что мальчика-палача зовут Абубакр и появился он среди террористов из Узбекистана. Как заявила, пресс-секретарь Управления Верховного комиссара по правам человека ООН Равина Шамдасани, четыре палача ИГИЛ жестоко казнили четверых пленных, являвшихся, по их мнению, «шпионами».
В 14-минутной видеозаписи с казнью, имеющейся в распоряжении «Озодлика» (Узбекской редакции радио «Свобода»), утверждается, что мальчик в возрасте приблизительно 10 лет, одетый в униформу, лицо которого скрывают черные очки, является узбеком по национальности. На видеокадрах видно, как он убивает одного из пленных, одетого в комбинезон оранжевого цвета, выстрелом из пистолета в голову.
Перед казнью еще один из мальчиков, ставший палачом ИГИЛ, говорит на русском с чеченским акцентом следующее:
«Послушай, Путин, мы придем в Россию, и будем убивать вас в ваших домах и никто вам не поможет». В конце видеозаписи, снятой тремя камерами, видно, как безжизненные тела пленных падают в воду.
По словам пресс-секретаря Управления Верховного комиссара по правам человека ООН Равины Шамдасани, данная видеозапись действительно принадлежит запрещенной во многих странах экстремистской группировке «Исламское государство».
– «Наши специалисты в Ираке установили, что данная видеозапись, на которой запечатлен этот конкретный случай, действительно является подлинным. Один из мальчиков-палачей родом из Узбекистана, второй – из России, еще двое – из Ирака, – сказала Равина Шамдасани во время своего выступления по радио ООН.
Как стало известно радио «Озодлик», мальчики, участвовавшие в жестокой расправе над безоружными пленными в Мосуле, являются воспитанниками лагеря смертников ИГИЛ «Львята халифата». Лагерь этот превратился в жуткую колыбель для выращивания юных палачей.
Как заявил в прошлом году в интервью «Озодлику» узбекский боевик Хуршид Мухтаров, воюющий в рядах ИГИЛ, эти дети «воспитываются» в качестве «будущего халифата».
Сегодня уже никому не секрет, что эти дети, приехавшие из стран Центральной Азии в Сирию вместе со своими родителями, являются всего лишь оружием для пропаганды ИГИЛ. В начале прошлого года террористическая группировка ИГИЛ выложила в Сеть видео, на котором мальчик из Казахстана казнит предполагаемого шпиона. В конце той видеозаписи мальчик говорил, что «мечтает стать моджахедом и обезглавливать всех кафиров (неверных)».
По мнению наблюдателей, дети-палачи ИГИЛ приехали из стран Центральной Азии в Сирию вместе со своими семьями. Ранее «Озодлик» писал о том, что в рядах исламских боевиков «джихад» совершают по меньшей мере 1000 узбекских детей. По данным, имеющимся в распоряжении редакции «Озодлика», из детей, рожденных в семьях узбекских боевиков в Пакистане, взращивают будущих моджахедов.
В беседе без микрофона с репортером радио психолог из Узбекистана Наргиза Абдуллаева, проводящая исследование в одном из университетов Москвы, говорит, что завтра данная проблема может обернуться для Узбекистана настоящей головной болью.
– «Ужас войны и казней может шокировать сознание детей, вывести из строя их психику. Свести на нет их внутренний тормоз. Процесс интеграции таких детей в общество бывает очень долгим и трудным. Однако существует практика по интеграции тысячи детей-солдат из Африки и других горячих точек мира, осуществляемая ежегодно по программе ЮНИСЕФ. На основе этой программы можно вернуть в общество и узбекских детей-солдат, – сказала репортеру «Озодлика» психолог Наргиза Абдуллаева.
Она говорит, что эти дети, детство которых проходит не на игровых площадках, а в горячих точках, рассматриваются в качестве угрозы не только для будущего узбекского общества.
КУДА УХОДИТ ЯЗЫК?
ТАДЖИКИСТАН
Четверть века назад не стало огромной страны, где под одной крышей жили народы пятнадцати республик, которых объединяло очень многое – единая цель на пути в будущее, единая экономика, равноправное культурное пространство, единые права на бесплатное образование и медицинскую помощь, и т.д, и т.д,.. И была среди этих связующих нитей одна очень важная – единый государственный язык, язык межнационального общения – русский язык.
Он-то и оказался в новых независимых республиках предметом наиболее жарких дискуссий, которые не прекращаются по сей день.
Неделю назад вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного в странах бывшего СССР вновь подняла посол по особым поручениям МИД России Элеонора Митрофанова.
«Русский язык должен получить законодательный статус в странах бывшего СССР», - сказала она на круглом столе, посвященном языковой политике Российской Федерации и положению русского языка в мире. При этом Митрофанова подчеркнула, что одной из главных проблем на данный момент является то, что в некоторых соседних государствах молодые люди перестают учить русский язык, как это было во времена Советского Союза.
Развитие и правовое закрепление определенного статуса русского языка в конституциях и практике наших соседей - это наша первоочередная задача, - отметила дипломат.
Митрофанова утверждает, что в странах СНГ статус русского языка определен термином «язык межнационального общения», который не имеет четкого и понятного юридического толкования, что, в свою очередь, является проблемой доступности его изучения.
Комментируя это заявление, таджикская редакция агентства StanRadar утверждае, что новый закон о языке в Таджикистане, принятый в 2009 году, наделил таджикский язык статусом единственного государственного, а за русским языком не предусматривался статус языка межнационального общения, хотя он сохраняется в конституции. Лишь 9 июня 2011 года был принят законопроект, который вернул русскому языку прежний статус «языка межнационального общения».
Олим Салимзода, председатель Комитета по международным отношениям, общественным объединениям и информации нижней палаты парламента Таджикистана, сказал в беседе с Радио Озоди, что с российской стороны не поступало никаких официальных предложений о придании русскому языку статуса второго государственного и все вышеизложенное – не более, чем мнение одного российского чиновника.
«Действительно, в некоторых странах мира государственными объявлены два, а то и три языка, но в Таджикистане таковой статус закреплен за таджикским языком и все делопроизводство в госучреждениях ведется на этом языке, поэтому в нашей стране нет необходимости во втором государственном языке», - отметил Салимзода.
В июне 2012 года нижняя палата таджикского парламента поддержала поправки в Конституционный закон «О выборах Маджлиси Оли», в соответствии с которыми обязательным условием для народных избранников является знание таджикского языка.
Вместе с тем, отметил Салимзода, в республике не существует ограничений в использовании русского языка в общении граждан, а также его использовании в качестве рабочего языка в некоторых международных организациях, аккредитованных в стране. Эксперты указывают, что русский язык в Таджикистане используется без каких-либо ограничений, а трудовым мигрантам, выезжающим в Россию, необходимо изучить этот язык.
В ноябре 2012 года Госдума приняла закон, обязывающий трудовых мигрантов сдавать экзамен на знание русского языка. Только с соответствующим сертификатом мигрант имеет право искать работу на территории России.
Абдумалик Кодиров, независимый эксперт, считает, что жителям Таджикистана полезно было бы знать иностранные языки, в том числе русский. Но в этом деле не должно быть принудительного элемента. «Когда русский язык обязывают учить в какой-либо стране, это является лишь признаком гегемонии России. Это неприемлемо для любой суверенной страны», - говорит он.
По мнению Кодирова, если Россия хочет закрепить за русским языком статус межнационального общения, то должна создать для этого необходимые условия. К примеру, открыть при посольстве России в Душанбе бесплатные курсы для желающих изучить русский язык.
Три года назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил России отправить в таджикские школы 4 тысячи учителей русского языка. При этом Таджикистан гарантировал преподавателям хорошую заработную плату и жилье. Однако эта инициатива пока что не вызвала поддержки у российской стороны.
Игорь Лякин-Фролов, посол России в Таджикистане, в начале прошлого года в ходе встречи с журналистами выразил обеспокоенность вытеснением русского языка в стране, отметив, что жители Таджикистана всё чаще делают выбор в пользу английского языка в качестве языка межнационального общения, нежели в пользу русского.
Исследование агентства «Евразийский монитор», проведенное в прошлом году, показало, что четверть молодых таджикистанцев в возрасте до 25 лет не владеют русским языком и в целом по сравнению с 2000 годом использование русского языка на официальных мероприятиях и в быту сократилось вдвое.
Однако 70% молодых таджикистанцев проявляет потребность в изучении русского языка, осознавая, что текущий уровень владения достаточно низкий. Скорее всего, это связано с большим потоком трудовой миграции в Россию.
Данные по Таджикистану показывают самую высокую среди стран опроса долю населения, которая считает, что изучение русского языка в школах страны следует расширить. Это демонстрирует неудовлетворенность жителей условиями и практическим отсутствием возможностей изучения русского языка в стране.
ТУРКМЕНИЯ – ВГЛЯД «ИЗ-ЗА БУГРА»
ТУРКМЕНИСТАН
Как сообщило неделю назад агентство CA-NEWS (TM), в феврале 2017 года в Туркмении пройдут президентские выборы. В этой связи, по мнению многих набюдателей, в стране наблюдаются существенные ограничения прав и свобод граждан, о чем свидетельствуют эксперты и представители международных организаций. Списки невыездных, ограниченный доступ граждан к интернету, ухудшающаяся экономическая ситуация в стране - все это вызывает обеспокоенность у представителей туркменской диаспоры за рубежом.
Что же происходит сегодня в Туркмении в преддверии выборов президента, решило разобраться радио Deutsche Welle. Руслан Мятиев, редактор онлайн-проекта "Альтернативные новости Туркменистана" (АТН), базирующегося в Европе, отмечает, что ухудшение ситуации в стране стало особенно заметно в последние полгода. Именно тогда, по словам Мятиева, начались перебои с продовольствием и задержки зарплат.
Все это не могло не вызвать недовольство населения. Как следствие, на сайтах, посвященных Туркмении, увеличилось количество статей о возникших трудностях. Люди стали активно высказывать свое несогласие с положением дел и мерами правительства в довольно резкой форме в соцсетях, отмечает редактор сайта ATH.
"Видимо, это все дошло до высшего руководства страны и 4 октября вылилось в строгий выговор главе МНБ (преемник КГБ) Доврангельды Байрамову. И понеслось: соцсети начали блокировать, участникам различных туркменских групп стали приходить анонимки, что якобы администраторы оппозиционных сайтов "сдают" людей в МНБ", - рассказывает Мятиев.
По словам проживающего в Нидерландах руководителя "Демократического гражданского союза Туркменистана" Вячеслава Мамедова, причин для очередного "закручивания гаек" в Туркмении две: экономический кризис и предстоящие выборы президента страны.
"Туркмения впервые столкнулась с реальным экономическим кризисом за последние два десятка лет. Миллиарды долларов, полученных страной за экспорт энергоносителей, бездумно тратились на строительство дворцов и фонтанов. Резервные и стабилизационные фонды созданы не были", - говорит Мамедов.
Другой причиной он называет предстоящие выборы президента. "Власть, вместо того, чтобы начать объективный анализ сложившегося положения и разработать антикризисную программу, решила жесткими административно-репрессивными методами на корню уничтожить любое недовольство народа. Нас, туркменистанцев, проживающих за границей, такое положение крайне беспокоит", - отмечает он.
Если списки невыездных граждан существуют давно, то жесткие ограничения на продажу валюты и сигарет, очереди за продуктами питания - это новое явление для Туркмении, рассказывают собеседники DW. По их словам, причина - в острой нехватке валюты в государстве.
"Государству следует найти истинный баланс курса маната к доллару и наладить цивилизованную свободную конвертацию нацвалюты для закупки и насыщения рынка теми товарами, которые Туркмения производит в недостаточном количестве", - считает Вячеслав Мамедов.
Он рассказывает, что зачастую туркменские граждане обращаются к ним с просьбой о помощи. "Они надеются и верят, что через туркменскую диаспору за рубежом, сумеют решить хотя бы некоторые из колоссального количества проблем, накопившихся в Туркмении", - говорит туркменский активист.
По его словам, нельзя скрывать от международной общественности истинное положение дел в Туркмении. "Гражданское общество, не имея ни возможности, ни трибуны для обсуждения экономических и социальных проблем внутри страны, даже под контролем туркменских спецслужб, сообщает о них через социальные сети и мессенджеры", - отмечает Мамедов.
Поэтому особое опасение у диаспоры за рубежом, по его словам, вызывает ужесточение контроля в области электронных коммуникаций: переписки граждан в мессенджере Line и тотальное прослушивание всех международных переговоров. "Я, например, когда звоню своей маме в Туркмению, слышу, как включается запись нашего разговора. Все это - лишь небольшая часть глобальной и всеобъемлющей борьбы с инакомыслием в Туркмении", - полагает Вячеслав Мамедов.
Как рассказал DW Руслан Мятиев, против наиболее активных интернет-пользователей, например, Галины Вертяковой, туркменские спецслужбы стали фабриковать уголовные дела. Сейчас все местные активисты находятся в полной информационной изоляции: Наталья Шабунц, Хеким Хаджиев и ряд других людей. Они лишены доступа в интернет, их телефоны не отвечают.
Редактор АTH подчеркивает, что получать новости из Туркмении стало сложнее. "В связи с такой травлей источники стали более осторожными, - говорит Руслан Мятиев, - некоторые люди, имен которых я назвать не могу, физически не могут выйти из дома, иначе их "загребут" органы".
Как признается Руслан, «им стало непросто получать фотографии и видео из Туркмении. Их корреспонденты рассказывают о том, что много представителей органов в штатском ездят в общественном транспорте и слушают, о чем говорит народ, стоят в очередях перед магазинами, ходят по базарам. Кроме того, и в столице, и в регионах повсюду установлены камеры видеонаблюдения…»
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 3 420