Так считает доктор исторических наук, директор Института геополитических исследований, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева Асылбек Избаиров. Пару месяцев назад решением районного суда г. Астаны международная организация «Ат-такфир уаль-хиджра» была признана экстремистской, ее деятельность на территории Казахстана запрещена. По мнению г-на Избаирова, подпадание идеи такфир (обвинения в неверии) вне закона, автоматически парализует обвинительную практику в среде мусульман, в том числе придерживающихся нетрадиционных исламских течений. Что это даст для нашей страны?
Источник: закон.kz
- Как-то в одном из своих интервью нашему сайту вы говорили, что такфиризм - главное зло, которое исходит от религиозных радикалов в Казахстане. А буквально недавно, в конце лета, международная организация «Ат-такфир уаль-хиджра» была признана судом экстремистской и теперь ее деятельность на территории Казахстана запрещена. Что вы думаете по этому поводу?
- Террористическое подполье в Казахстане начало активизироваться в 2011 году и дало о себе знать именно в западных регионах. Как говорится, удар пришел оттуда, откуда не ждали. Эксперты ожидали проявления радикализма в южных областях, где сосредоточено наибольшее количество религиозного населения.
Но наше государство правильно определило диагноз проблемы и не последовало в отличие от некоторых стран так называемому кавказскому сценарию, когда неправильное определение причины проблемы и соответственно предпринимаемых действий способствовало усугублению конфликта и войне. Государство не ошиблось и ударило непосредственно по истокам исламистского радикализма, по такфирской идеологии.
- Вы упомянули кавказский сценарий. В чем его особенность?
- По сути, это усугубление проблемы путем противопоставления различных группировок и втягивания в этот процесс всех верующих. В таких случаях противостояние приобретает уже открытые формы столкновения, как это случилось, например, в Дагестане. В подобных конфликтах, когда преодолевается последняя черта, и уже нет пути назад, надежда на переубеждение и возвращение к нормальной жизни уходит, то есть это становится практически невозможным.
Но главное не это. В результате неправильного диагноза в этих странах, не были вычислены основные провокаторы конфликта в лице такфиристских джамаатов. Ведь конфликт в Дагестане стал возможным именно после дебатов на абстрактные темы между такфиритом Багаудином и хабашитами Салимом Ульваном и Ахмадом Тамим, которые и стали зачинщиками, спровоцировав вооруженный конфликт в стране с известными последствиями.
Иногда мне кажется, что оба направления являются сторонами одной медали и направлены на поэтапную дестабилизацию в стране. При этом такфириты, словно собаки на привязи, готовы в любой момент вступить в драку и своими агрессивными действиями вывести это противостояние на открытую бескомпромиссную войну. Мы всегда должны помнить, что именно такого рода противостояния в свое время стали провоцирующими факторами войны и конфликтов в Дагестане, Сомали, Ливане, Эфиопии…
- Понятно. Какой эффект будет иметь для Казахстана запрет «Ат-такфир уаль-хиджра»?
- При запрете организации «Ат-такфир уаль-хиджра», автоматически происходит запрет на идеологию такфиризма, которая является матрицей экстремистских идей. Нетрудно было спрогнозировать, что подпадание идеи такфир (обвинения в неверии) вне закона, автоматически парализует обвинительную практику в среде мусульман Казахстана, в том числе придерживающихся нетрадиционных исламских течений.
Словом, запрещая «Ат-такфир уаль-хиджру», мы запрещаем обвинение в куфре в принципе, что неминуемо приведет к идеологическому истощению радикальных сект, в том числе работающих под прикрытием традиционного ислама. Если вы тщательно анализировали вероучения нетрадиционных течений, то можно заметить, что практически во всех нетрадиционных направлениях присутствуют идеи обвинительного уклона - такфир.
Таким образом, государство признало вне закона идеологическую основу многих нетрадиционных организаций и это сегодня должно возыметь положительный эффект, поскольку основная угроза, исходящая от деятельности радикальных религиозных групп, это идеологическая атака против этноса и его духовной культуры, истории, государственности и национальной традиции как самостоятельного геокультурного субъекта.
- Как вы думаете, какие еще шаги должно предпринять государство для эффективного противодействия идеологии и деятельности радикальных религиозных организаций в Казахстане?
- Во-первых, признание «Ат-такфир уаль-хиджра» экстремистской это уже начало выхода из состояния религиозной непросвещенности, которая заключалась в отсутствии квалифицированного и адекватного, с точки зрения ислама, решения относительно экстремистской деятельности исламских течений. Теперь мы, определив главного субъекта, виновного в радикализации верующих Казахстана, должны организовать правильную, строго выверенную профилактическую работу, избегая при этом ненужных и абстрактных тем.
С точки зрения психологии, содержание идеологии такфиризма направлено на подготовку человека-зомби, полностью отказавшегося от этого мира, устремленного к смерти, что делает его особо опасным для окружающего общества. Поэтому, повторяю, очень важна организация грамотной профилактической работы.
Во-вторых, многие выезжающие в Сирию, предварительно испытывают воздействие такфиристской идеологии, особенно через Интернет, а объектами идеологов такфиризма является мобильная и интеллектуально активная часть общества — наша молодежь. Но сегодня молодежь как раз чутко реагирует на процесс встраивания религиозных ценностей в структуры индивидуального и массового сознания.
Ввиду этого в молодежной среде наблюдается высокая степень разобщенности и непонимания основных канонов ислама. При этом, как показывают последние опросы, большой процент молодых людей не читает никаких книг, кроме религиозных. Поэтому сейчас для нас как никогда актуальна концепция светскости, которая отводит религии основную роль по духовно-нравственному воспитанию общества. Говоря словами Президента, светское не значит атеистическое. Верующий может спокойно исполнять свои религиозные обязанности и в светском обществе, главное, чтобы соблюдались его конституционные права на свободу вероисповедания.
Конечно, ни в каком государстве не застрахованы от ошибок, но главное, чтобы верующий не был изгоем общества, а был опорой государственности. И сегодня нам необходимо вводить в сознание масс такие идеологемы как мусульманин – значит государственник, мусульманин - опора государства, казах – значит суннит. То есть верующих нужно ставить в позитив, сегодня концепцию светскости не смогут проглотить только радикалы и сектанты.
В-третьих, религиозный радикализм в целом зиждется на двух основных концепциях. Это такфир - обвинение в неверии, которое, как мы уже сказали, в Казахстане признано экстремистским и идеология хурудж - вооруженное восстание против власти. В этой связи, думаю, главной задачей наших религиозных авторитетов должны быть разоблачение и системная работа против идеологии хуруджа, которая собственно стала основой проявления Арабской весны.
- Итак, подведем итоги: следствием чего стал рост религиозного радикализма?
- Появление проблемы религиозного экстремизма стало следствием бурного, стремительного роста религиозности, когда духовенство оказалось не готово и этим успешно воспользовались деструктивные религиозные течения сектанского толка наподобие такфиризма, хабашизма и других. И в данном случае некоторые запретительные меры со стороны государства являются вынужденным ответом на эти бесконтрольные процессы.
Государство в этих делах, может, где-то и спотыкается, но в целом идет правильным курсом. Такие направления как «Ихван уль-муслимин», «Таблиг-и джамаат», которые, открывая дорогу для деятельности радикальных структур, способствовали некачественному росту религиозности в нашей стране, тоже, как и «Ат-такфир уаль-хиджра», признаны вне закона и это правильно.
Но это всего лишь полдела, нашему обществу необходимо выработать иммунитет против радикализма, консолидирующую и направляющую основу традиционного ислама. Ведь та же идеология такфиризма является угрозой для самого ислама. К примеру, как показывают события в Сирии, войну против собственного народа такфириты обосновывают концепцией, что целесообразно сражаться против «ближнего врага», то есть отступнических, по их пониманию, правительств в мусульманских странах и возводить эту войну в категорию джихад фард айн (обязательный для каждого мусульманина).
По мнению такфиритов, все люди, работающие во благо своего государства, являются неверными. Такфиризм это зло, направленное против самих же мусульман, против их государственности и истории.
Просмотров материала: 2 605