22 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016) ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:

• Президентский трамплин Трампа.
• Перед ворохом проблем.
Кыргызстан
• Кто есть кто в команде претендентов.
Узбекистан
• Тревожные страницы Красной книги.
Таджикистан
• Каспийское разочарование.
Туркменистан


ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ТРАМПЛИН ТРАМПА

Ну, вот и дождались! Самая грязная и скандальная президентская избирательная кампания закончилась тем, чего не ожидало большинство гадалок и предсказателей всех рангов – хозяином Белого дома становится Дональд Трамп. Но оказавшись на стартовой площадке нового статуса, Трамп и сегодня воспринимается стоящим в рискованной позе прыгуна на гигантском трамплине в окружении улюлюкающих агрессивных болельщиков его соперника.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)


Еще даже не пройдя конституционную процедуру голосования выборщиков и официальной инаугурации, новоизбранный президент оказался под угрозой импичмента!? В связи с этим невольно соглашаешься с теми экспертами, которые считают, что США давно являются мировыми лидерами по производству шоу, и президентские выборы являются неотъемлемой частью этого процесса.

На минувшей неделе на сайте пресс-клуба Содружество обозреватель Хайрулло Мирсаидов заметил: «Несмотря на особенности избирательного процесса в США, который, мягко говоря, далек от демократических процедур, Америка никогда не стеснялась афишировать его на весь мир. Итак, на этой неделе в США завершилось главное мировое шоу последних двух лет. Дональд Трамп стал новым президентом США».

По мнению Мирсаидова, в победе Трампа, состоявшейся вопреки всем прогнозам экспертов, тем не менее, нет ничего сверхъестественного. Президентом США стал нужный на сегодняшний день человек. С учетом ряда поражений, которые США потерпели за последние годы во внешней политике, обострения отношений с крупными державами и раскола внутри НАТО победа Трампа была необходима. Америке нужна пауза, чтобы выпустить накопившийся пар, а затем с новой силой гнуть свою линию. В случае победы Клинтон, кипящий котел мог взорваться, и последствия этого могли быть непредсказуемы в первую очередь для самих Штатов.

Что кардинально изменится в мире с приходом Трампа? Ничего! В первую очередь потому, что в США уже долгое время президент является номинальной фигурой, а политику, особенно внешнюю, определяют Пентагон и крупные корпорации. Механизм, запущенный США много лет назад, продолжит осуществлять поставленные задачи и ни один президент не сможет его сломать. Поскольку это будет равносильно краху всей американской империи.
Обещания и громкие заявления Трампа, озвученные им в ходе предвыборной кампании, в большей части так и останутся словами. Все они были сделаны в противовес позиции Клинтон, чтобы добиться нужного пиар-эффекта. Иначе говоря, во время избирательной кампании в США в который раз используется старая уловка «хороший и плохой полицейский», и, как ни странно, весь мир до сих пор ведется на это.

Барак Обама также пришел во власть с громкими обещаниями кардинальных изменений в жизни американцев и прекращения войн, но в итоге не только их не исполнил, но и до предела усугубил политическую ситуацию в мире. США оказались втянуты в мировые конфликты и борьбу между сверхдержавами, и ни один президент не сможет вытащить страну из этого хаоса без ощутимых потерь.

Как считает Хайрулло Мирсаидов, «в странах Центральной Азии, которые за последнее десятилетие не были обделены вниманием господствующей мировой державы, также пристально наблюдали за разворачивающимися баталиями в США. Конечно, каждая из центральноазиатских республик попытается наладить отношения с новым хозяином Белого дома. Однако не стоит упускать из вида один очень важный момент: наш регион для США всегда был всего лишь разменной монетой, и интересы в ЦА всегда рассматривались через призму отношений Америки с Россией и Китаем. Без сомнений, позиция США в этом плане останется неизменной, особенно с учетом специфики нынешнего этапа политического развития стран региона».

Узбекистан, проходящий сегодня период транзита власти, представляет особый интерес для США в силу расположения этой страны в эпицентре региона. Тем более, что после недавнего визита Путина в Ташкент, никаких революционных заявлений о сближении Узбекистана и России сделано не было. Этот факт еще больше подогревает интерес США к этой стране.

Таджикистан, являющийся верным союзником России, также пока не стремится полностью войти в орбиту Москвы и присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, что подогревает аппетиты заокеанских наблюдателей. Тем более, союзником, пусть и нежеланным, в этом вопросе для США является Китай.

Неугасающие политические скандалы в Кыргызстане и выборы президента страны, которые, по прогнозам отдельных экспертов, состоятся досрочно, также предоставляют США шансы посадить в кресло президента КР своего ставленника.

Все эти страны являются потенциальным плацдармом для американского воинского контингента, расположенного сегодня на территории Афганистана. Понятно, что США не собираются уходить из региона и будут ждать подходящего момента, чтобы основательно укрепиться, расположив свои военные базы в непосредственной близости от границ России и Китая.

«Однако все эти заботы, считает Мирсаидов , не коснутся нового президента США Дональда Трампа. Для этого у США есть Госдепартамент, военные структуры и фонды поддержки демократии, которые занимаются систематическим вливанием средств в Центральную Азию и одновременно прощупывают почву для продвижения своих интересов».

Амбиции США в регионе подогреваются возможным вторжением ИГИЛ в Центральную Азию, который сосредоточил свои силы в Афганистане. Напомним, за последний месяц посольства США в Кыргызстане и Таджикистане предупредили своих граждан о возможных терактах, захвате заложников и массовых беспорядках в этих странах. Это значит, что план по дестабилизации Центральной Азии вступает в решающий этап.

Понятно, что официальный Вашингтон не будет вмешиваться в эти «мероприятия», дожидаясь удобного момента. Но если все это произойдет до того, как Дональд Трамп официально вступит на свой пост, то наряду с Сирией и Украиной, Барак Обама оставит своему сменщику еще одну головную боль.

А учитывая весьма слабые познания Трампа в мировой политике, особенно в странах третьего мира, к которым США относит центральноазиатские республики, управление этим процессом возьмут в свои руки специализированные ведомства, убеждая президента в том, что все это делается в интересах США.

А пока новый президент, стоящий на стартовой площадке политического трамплина, в условиях мерзкой погоды готовится к своему нелегкому прыжку…



ПЕРЕД ВОРОХОМ ПРОБЛЕМ
КЫРГЫЗСТАН

Как отметил на минувшей неделе обозреватель информационно-политического агентства POLIT-ASIA Василий Санников, успешно решая некоторые острые проблемы, Киргизия все еще остается перед еще большим их ворохом. Автор утверждает, что экономический кризис тяжело сказывается на населении.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)


В настоящее время растет количество гражданских активистов, недовольных вхождением Кыргызстана в ЕАЭС, приводя в пример периодические проблемы на государственной границе Кыргызстана с Казахстаном, связанные с вывозом кыргызской пищевой и текстильной продукции.
Государственные институты не могут своевременно и качественно информировать предпринимателей о текущих изменениях в стандартах ЕАЭС. В целом по регионам наблюдается спад производства в связи с понижением покупательской способности населения.

Банковские учреждения с осени 2015 года минимизировали порядок выдачи кредитных линий населению, что в большей степени затронуло представителей среднего и малого бизнеса. В частности, наблюдается заморозка работ мини цехов на юге страны и в Бишкеке, так как предпринимателям не хватает оборотных средств для полноценной деятельности.

В этой связи руководство Кыргызстана предпринимает попытки по реформированию процедур принятия отчетных показателей у предпринимателей, облегчая им возможность сдачи данных в контролирующие органы. Так, с осени нынешнего года в республике окончательно вводится система приема по принципу одного окна и уменьшается количество надзорных органов, имеющих право проводить проверки в хозяйствующих субъектах. Одновременно власти идут на непопулярные меры, то есть, рассматривая вопросы повышения тарифов на электроэнергию.

Пока от социального взрыва населения Правительство спасает облегчение прав трудовых мигрантов в странах ЕАЭС, куда устремились безработные граждане на период экономического кризиса в стране, а также ввод с 2016 года экономических проектов в сфере сельского хозяйства и малого производства, преимущественно в южных областях страны.

Складывающаяся ситуация в энергетическом секторе заставляет высшие эшелоны власти форсировать события и предпринимать меры по недопущению возникновения турбулентности по причине резкого спада в экономике. Так, официальные власти пытаются найти дополнительные финансовые источники для оказания предпринимателям (преимущественно малому и среднему бизнесу) поддержки в виде выделения льготных кредитных линий на 2017 год через «Айыл Банк» и «РСК-Банк». Данные меры должны также умягчить социальный кризис в стране на период проведения выборов Президента КР в 2017 году.

Угроза дестабилизации обстановки на юге страны в связи с ухудшением межэтнических отношений среди граждан Кыргызстана маловероятна. В течение нынешнего года отмечена тенденция увеличения экономической и политической активности узбекской диаспоры на юге страны. Это выражается в участии лидеров этнических общин на выборах в местные Кенеши, чего в 2010 и 2011гг. не наблюдалось.

Также учитывая, что на юге Кыргызстана функционируют боеготовые подразделения вооруженных сил страны, государство уверено в предупреждении любого рода внутренних конфликтов.

С другой стороны нынешние лидеры этнических диаспор и предприниматели находятся под контролем проправительственных политических партий типа СДПК, «Кыргызстан» и «Онугуу-Прогресс». Оппозиционно настроенных представителей этнических диаспор, которые могут развить сепаратистские, либо иные тренды практически нет.

Также в сфере межэтнических отношений удовлетворительно работает Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, которое проводит ряд мер совместно с Ассамблеей народов Кыргызстана в данной сфере.
Кроме того, следует отметить, что в южных областях страны органы местного самоуправления и государственные органы проводят свои мероприятия в обязательном порядке с участием этнического меньшинства, в правоохранительные органы проводится ежегодный набор сотрудников из числа иной национальности.
В комплексе все эти меры приводят к нормализации отношений в межэтнической сфере.

К осени 2016 года в Кыргызстане сложилась уникальная ситуация, когда государственные органы практически не воспринимают давление из вне, что непосредственно сказывается на самостоятельной внутренней политике.

В частности, попытки влияния со стороны Государственного департамента США через Комитет по правам человека ООН относительно освобождения правозащитника Азимжана Аскарова практически не имели успеха. Данный вопрос остается на рассмотрении Президента КР.

Дело А.Аскарова, согласно обязательствам Кыргызстана перед международными организациями, направлено на пересмотр, но, по имеющимся данным, приговор от 2010 года так и останется в силе. В лучшем случае возможно смягчение с заменой пожизненного заключения на срок до 30 лет.
Вопрос о законе «Об иностранных агентах», лоббируемый со стороны Москвы, также был в третьем чтении направлен на доработку. При этом гражданский сектор предоставляет все запрашиваемые сведения в контрольные органы, чего ранее не наблюдалось.

Правительство и МИД Кыргызстана не поддержало просьбу Турции о закрытии учебных образовательных учреждений «Себат» и национализации производственных предприятий, относящихся к сторонникам Ф.Гюлена, хотя данные требования озвучиваются с 2012 года.

Серьезную тревогу вызывает отсутствие контроля со стороны властей за информационным полем страны. В этой сфере наблюдаются сложности. Учитывая развитие современных коммуникаций и популярность социальных сетей, государственные органы не могут контролировать всю информационную площадку страны. В этой связи государственными органами создаются дополнительные группы по интересам, где объединяются общественные активисты, поддерживающие курс правительства на интеграцию в рамках ЕАЭС и внутриполитические решения.

В свою очередь, при поддержке Государственного департамента США и Европейской Комиссии ЕС, а также Фонда «Сорос Кыргызстан» в республике функционируют оппозиционные порталы и печатные СМИ. Россия в свою очередь также поддерживает ряд телеканалов и печатных изданий в КР.
Учитывая данный факт, следует отметить, что сложившаяся ситуация может крайне негативно отразится на стабильности внутри государства по следующим причинам:

- ввиду отсутствия четкой информационной линии поддерживаемой государством, население страны разделено (одни придерживаются прозападной линии, остальные пророссийской);
- разделение на две стороны может создать очаги напряженности, особенно при поддержке внешних факторов для достижения своих целей;
- власти страны, не контролируя информационное поле государства, ставят себя в прямую зависимость от внешних сил.

Сложная экологическая ситуация наблюдается в населенных пунктах Шакафтар Чаткальского района, Кызыл-Джар Аксыйского района и Майлуу-Суу Ноокенского района Жалал-Абадской области, а также в селе Айдаркен Кадамжайского района Баткенской области. В первых трех населенных пунктах окружающая среда признана загрязненной и не пригодной для постоянного места жительства.

Правительством проводятся меры через МЧС Кыргызстана по вопросы укрепления хвостохранилищ с радиоактивными элементами, но своих сил для постоянного обновления не хватает. Международных грантовых средств на решение подобных проблем не хватает. К 2018 году планируется обновить все хвостохранилища, но при этом не принято решения о переселении местных жителей.

Вместе с тем и к счастью, анализ складывающейся ситуации свидетельствует об отсутствии реальных предпосылок осуществления государственного переворота. Оппозиционные силы разрознены и не имеют достаточных финансовых ресурсов. Команда президента А.Атамбаева уверенно контролирует текущие общественно-политические процессы.

Ситуация может измениться лишь при возникновении разногласий внутри президентской команды после проведения референдума, а также в преддверии президентских выборов 2017 года.

Сложная ситуация отмечается в настоящее время и в религиозной сфере, основные очаги напряженности которой сконцентрировались в южных областях республики. В частности, угроза со стороны РЭО заключается в формировании сторонников из числа фанатично настроенной местной молодежи для организации террористических актов против правоохранительных органов и специальных служб. Данные теракты имеют основную цель вынудить силовые структуры и государственные институты к репрессивным мерам в отношении всей верующей части населения, в результате чего для РЭО сложатся условия для более вольготных и облегченных условий привлечения сторонников.

Особенную роль в становлении и развитии исламских ценностей, идущих в разрез с традиционными нормами, играет легальное положение движения «Таблиги Джамагат» (запрещенное на территории сопредельных государств). Представители данной структуры организуют работу по агитации граждан к посещению мечетей и соблюдения норм ислама. Отмечается, что ранее сторонники «Таблиги Джамагат» придерживались арабских норм при ношении одежды, однако в настоящее время наблюдается переход к классической традиционной одежде с целью не привлекать внимание спецслужб.

Представители данного движения в составе мобильных групп распределены практически по всей территории Кыргызстана. Последние осуществляют обход жилых массивов, в ходе которых, помимо агитации, производят сбор информации о количестве проживающих граждан, ориентировочного числа среди них сторонников и представителей иных религий.

С ростом количества членов «Таблиги Джамагат» движение старается взять под свой контроль местные мечети. Сторонники выдвигаются на административные позиции в ДУМК, пытаются влиять на информационное пространство.

«Таблиги Джамагат» не имеет конкретных лидеров на местах, т.к. большую часть хозяйственных и иных вопросов община решает сообща. Она привлекательна для местного населения отсутствием явной критики к государственной власти, оказанием актов взаимопомощи единоверцам, проведением ежемесячных собраний («гап») неформального характера в местах общественного питания, где община решает бытовые проблемы, оказывает консультативную помощь в семейных и иных вопросах.

Данная организация активна практически во всех регионах Кыргызстана. Проводит работу по отправке сторонников из числа молодежи на учебу преимущественно в Бангладеш и Пакистан. При возвращении наиболее отличившиеся в учебе члены общины направляются в иные регионы страны для организации агитационной работы и проведению «даватов», повышения квалификации местных функционеров. Этот период времени длится от 6 месяцев до 2-х лет, в течение которого они находятся на полном обеспечении за счет сторонников на местах.

Практикуется метод поощрения членов общины к индивидуальной предпринимательской деятельности, путем оказания поддержки (консультации, покупка членами общины только его продукции и т.д.). При этом предприниматель должен отдавать 1/3 либо 1/5 часть от дохода в джамагат для поддержки ее функционирования. При этом радикальные мнения и критика относительно государственных институтов открыто не поощряется.

Серьезное влияние на ситуацию в религиозной сфере также оказывает религиозно-экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир». В рядах данной структуры в основном состоят радикально настроенные этнические узбеки и таджики, которые легче подпадают под влияние ввиду их озлобленности на государственные институты и титульную нацию после межэтнического конфликта 2010 года на юге страны. «Хизб-ут-Тахрир» преимущественно занимается агитационными мероприятиями, однако отмечаются случаи по организации тайников с оружием, литературой, аудио и видео материалами.

В 2013-2016 гг. организация потеряла значимое влияние в северных регионах страны и больше сконцентрировала работу с населением южных областей, где конкурирует с разрозненными структурами, связанными с ИГИЛ.

Обострение отношений между верующими и умеренными гражданами Кыргызстане заметно на бытовом уровне. Также поддержку верующей части общества оказывают правозащитные НПО, которые лоббируют на местах вопросы ношения религиозной атрибутики и одежды в средних и высших учебных заведениях, а также общественных и государственных организациях (получено частичное разрешение). Проводятся меры по предоставлению телевизионного эфира представителям духовенства, в особенности Чубак Ажы Жалилову, который проповедует нормы ислама на бытовом языке, в результате чего пользуется популярностью населения.

Отмечается, что к 2020 году радикализация населения на юге страны приведет к тому, что сторонники религиозных организаций смогут принять участие в выборах в местные Кенеши и Парламент Кыргызстана. В этой связи компетентным органам просто необходимо уделять данному вопросу пристальное внимание.

Таким образом, делая выводы, следует предположить, что практически государственные институты и ДУМК в полном объеме не контролируют ситуацию в религиозной сфере.

В целом религиозно-экстремистские организации преимущественно оказывают содействие своим подразделениям в сопредельных государствах путем предоставления временного убежища и подготовки различных материалов для распространения. Пользуясь либеральным законодательством в Кыргызстана, они частично легализуют свою работу, но при этом не проводят каких либо акций на территории страны понимая, что их деятельность могут прикрыть.

Однако, не исключается, что при поддержки из-вне, сторонники религиозно-экстремистских организаций могут попробовать взять ситуацию в стране под свой контроль (по аналогии стран Ближнего Востока).


КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ
УЗБЕКИСТАН

В Узбекистане продолжают набирать обороты мероприятия, связанные с предстоящими президентскими выборами. Как сообщило на минувшей неделе агентство StanRadar, наблюдение за президентскими выборами в Узбекистане впервые будет вести полноценная миссия международной организации. Некоторые эксперты говорят, что эти выборы мало чем будут отличаться от прежних.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)


Центральная избирательная комиссия Узбекистана зарегистрировала четырех кандидатов, которые примут участие в выборах президента 4 декабря 2016 года. Кандидатами в президенты зарегистрированы Шавкат Мирзияев (от движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана), Хотамжон Кетмонов (от Народно-демократической партии Узбекистана), Сарвар Отамуратов (от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»), Наримон Умаров (от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат»). Кандидаты начали свою предвыборную агитацию.

Согласно закону, кандидатам предоставляется и обеспечивается право на равный доступ к средствам массовой информации. С учетом предложений политических партий, каждому кандидату для доведения до избирателей своих предвыборных программ на теле и радиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана «Узбекистон» и «Ёшлар» бесплатно предоставляется по 638 минут, на 12 местных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана – по 206 минут, на телерадиоканале «Тошкент» – по 286 минут эфирного времени. Также бесплатно предоставляют по 5-6 полос в газетах «Халқ сўзи», «Народное слово» и «Правда Востока», в газетах «Овози тожик» и «Нурлы жол».

Политический обозреватель «Озодлика» (Узбекской редакции радио «Свобода») Сарвар Усмон говорит, что президентские выборы состоятся по сценарию, разработанному ЦИК.

– В Узбекистане не случится ничего неожиданного. В соответствии с законодательством о выборах кандидаты в президенты выдвигаются только политическими партиями. В стране зарегистрировано лишь четыре партии. Нет свободомыслящей оппозиции. Четыре кандидата, выдвинутые от четырех провластных партий, исполнят свои роли по сценарию выборной кампании. Победитель уже известен, – говорит Сарвар Усмон.

Двое из четверых кандидатов – Хотамжон Кемонов и Наримон Умаров выступали соперниками Ислама Каримова во время президентских выборов в марте 2015 года и набрали по два процента голосов.

Согласно данным на сайте Народно-демократической партии, 47 –летний Хотамжон Кетмонов по специальности учитель русского языка. На протяжении нескольких лет работал заместителем хокима Андижанской области по связям с общественностью и делам религии.

Председатель партии «Адолат» 64-летний инженер-геолог Наримон Умаров в 2009 году руководил государственным комитетом по защите природы. 43-летний кандидат от партии «Миллий тикланиш» Сарвар Отамуратов по специальности социолог. В период с 2009 по 2014 годы был депутатом парламента, заместителем спикера.

На этой неделе впервые опубликовали официальную биографию кандидата в президенты 59-летнего Шавката Мирзияева, которого считают фаворитом этих выборов. После кончины Ислама Каримова находившийся на посту премьер-министра на протяжении 13 лет Мирзияев был назначен временно исполняющим обязанности президента.

По данным Либерально-демократической партии Узбекистана, Шавкат Мирзияев, получивший специальность инженера-механика в Ташкентском университете, является отцом двух дочерей и одного сына, дедом пяти внуков. Его супруга «Хошимова З. М. – по образованию инженер-экономист, в настоящее время – домохозяйка». Никаких сведений о детях Мирзияева и Хошимовой не публикуется.

По словам политического обозревателя Сарвара Усмона, за 13 лет в должности премьер-министра Шавкат Мирзияев старался не привлекать внимание общественности. Его не видели по телевидению и в печати.

«Эти выборы отличаются от выборов 2015 года лишь одним – Ислам Каримов во время предвыборной кампании не ездил по стране. Если и ездил, то с избирателями не встречался. Между тем его последователь Шавкат Мирзияев сейчас очень активен. Он ездит по регионам. Он появляется на людях, показывает себя», – говорит Сарвар Усмон.

Представитель ОБСЕ в Ташкенте Петер Тейлер, наблюдающий за президентскими выборами в Узбекистане, заявил о начале работы со 2 ноября и состоявшейся встрече с представителями министерства иностранных дел и ЦИК. В наблюдательную миссию ОБСЕ вошли 15 международных экспертов.
По данным ЦИК Узбекистана, в состав наблюдательной миссии ОБСЕ входят долгосрочные наблюдатели в количестве 20 и краткосрочные наблюдатели в количестве 250 человек.

ЦИК заявил, что впервые была приглашена полноценная наблюдательная миссия ОБСЕ, и значимое политическое мероприятие будет проведено прозрачно, в соответствии с международными требованиями. Политический обозреватель Сарвар Усмон говорит, что политическая система Ислама Каримова будет долго существовать и после его смерти. В стране, где нет свободы слова и мысли, чистых выборов не будет, считает он.
Выборы нового лидера Узбекистана назначены на 4 декабря.


ТРЕВОЖНЫЕ СТРАНИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ
ТАДЖИКИСТАН

Как сообщил «ASIA-Plus», в Душанбе прошел международный круглый стол - «Устойчивое использование и сохранение диких животных в Таджикистане». Но эксперты указывают на тот факто, что в республике усиленно заботятся о сохранении горных баранов и козлов, но забывают об угрозе исчезновения еще одного легендарного представителя животного мира Таджикистана – белого аиста.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)


Ответ на этот и многие другие вопросы прозвучал в выступлении руководителя инспекции контроля над использованием флоры и фауны Комитета по охране окружающей среды Абдукодира Маскаева. Рассказывая о роли охоты и охотничьих хозяйств в сохранении видов, в частности видов из Красной книги, он в частности отметил, что с 1991 года кроме госорганов лицензии на трофейную охоту также получили малые предприятия и общества с ограниченной ответственностью.

Заметим, что трофейная охота - выборочный отстрел дичи, классифицированный в качестве охотничьих животных – давнишнее занятие таджиков. Главной мотивацией охотников является поиск наиболее примечательных животных из определённой группы, имеющих уникальные признаки, например парнокопытные с красивыми и большими рогами.

Правительство устанавливает квоты на охоту животных, которые занесены в Красную книгу, на основе которых и выдаётся лицензия. Квота определяется по заявке, на территории которой произведен учет. В них участвуют научные органы, местные органы дают ходатайства, АН научно обоснованную рекомендацию. Порядок выдачи лицензий включает себя сложный процесс получения разрешений нескольких ведомств – самыми ключевыми являются Агентство по борьбе с коррупцией, ГКНБ, Академия наук, Минэкономики, финансов и юстиции. После согласования с ними разрабатывается проект постановления.

В настоящее время трофейной охотой занимаются Ассоциация охотников РТ и несколько известных в республике фирм. Интересны квоты на охотничий 2016-2017 года: архары – 85, винторогий козел (мархур) – 7, бухарский горный баран (уриал) – 3, бурый медведь – 10.

Поохотиться на архара "Марко Поло" можно за 45 тысяч сомони, на винторогого козла - 223 тысячи. Ежегодно за счет охоты на редкие виды животных бюджет страны пополняется на 5 миллионов сомони.

К сожалению, за рамками официальной статистики остаются цифры огромного ущерба, который наносят животному миру браконьеры. По мнению Маскаева, «сейчас очень сложно препятствовать браконьерству. Они другу друга предупреждают при появлении госинспектора. Против них борется также экологическая милиция, но, несмотря на наши совместные усилия, ловить их трудно. В этом вопросе нам нужна поддержка органов местной власти, общественности, правоохранительных структур. Надеюсь, вместе мы справимся».

По словам Маскаева, за незаконную охоту установлен размер ущерба, например, за уриала – 48 тысяч сомони, за мархура – 320 тысяч.
Эксперт также высказался и по Закону «Об охоте и охотничьем хозяйстве», который был принят в 2014 году. По словам докладчика, он полностью скопирован с европейских образцов, поэтому согласно нему трудно разработать нормативные документы.

О достижениях и проблемах госорганов, ответственных за регулирование и ведение охоты, участникам круглого стола рассказал замдиректора Агентства лесного хозяйства Раджабали Шарипов. Он, в частности, обратил внимание на оплату суммы путевки на охоту и её использование.

Охота на охотничьих животных осуществляется на платной основе. Плата путевки на охоту взимается в порядке, установленном правительством. Как гласит статья 17 Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», сумма охотничьей путёвки распределяется следующим образом:
– 40 процентов направляется на специальный счёт органов самоуправления посёлков и сёл с местности, где было добыто животное. Это делается с целью финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию, решению проблем защиты окружающей среды, восстановлению и эффективному использованию охотничьих животных местности;

– 20 процентов переводится в специальный фонд особо охраняемых природных территорий, если охота осуществлялась внутри или рядом с особо охраняемыми территориями;

– 40 процентов переводится на специальный счёт уполномоченного госоргана для выполнения работ, связанных с защитой, мониторингом и восстановлением популяций охотничьих животных (осуществление контроля и защиты, мониторинга охотничьих животных, создание межхозяйственных охотничьих угодий, формирование устойчивой материально технической базы) и другими расходами, связанными с его деятельностью.

Вместе с тем, уделяя так много внимания трофейной охоте, об исчезновении видов, которые не представляют коммерческий интерес, в республике заботятся мало. По словам председателя Ассоциации охотников Таджикистана Алихона Латифи, «Трофейщики заинтересованы в трофеях, каждый хочет получить рекорд. Это - работа на человеческое тщеславие. Ему интересно прийти и заплатив деньги, отстрелять любого мархура или архара».

Регулировать это можно только путем жесткого контроля. Есть трофейные охотничьи зоны, их сотрудники ее охраняют, чтобы вырастить трофейных животных. Поэтому Латифи больше обеспокоен тем, что никто не проявляет заинтересованность в сохранении других представителей фауны. В качестве примера он привел ситуацию с белым аистом: «За белого аиста никаких денег никуда не поступает. Эта птица, которая раньше жила по всей территории Таджикистана, сегодня обитает лишь в нескольких гнездах на севере республики, - сказал он и призвал участников круглого стола активно поднять этот вопрос в СМИ.

Во время круглого стола был поднят и вопрос о кабанах, которые расплодились и стали настоящей угрозой для народного хозяйства. Кабаны гуляют целыми стадами, уничтожают посевы дехканских хозяйств. Из-за того, что мясо кабана считается запретным для мусульман, никто на него не охотится.
Стоит заметить, что «круглый стол» был организован Комитетом по охране окружающей среды РТ совместно с Агентством лесного хозяйства и Академией наук. Его поддержало Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках регионального проекта «Экосистемная адаптация к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии», а также Секретариата Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS).

По итогам форума участники приняли специальную резолюцию по устойчивому использованию и сохранению диких животных в Таджикистане. Как она отразится на деятельности госорганов и общественных организаций по охране природы, покажет время.

КАСПИЙСКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ
ТУРКМЕНИСТАН

Туркменский филиал интернет-сайта StanRadar перепечатал на минувшей неделе комментарии доктора политических наук Сергея Жильцова, опубликованные на страницах «Независимой газеты». Тема публикации – одна из самых болезненных для Туркмении - прогнозы добычи и экспорта нефти и газа в регионе. Как утверждает автор, прогнозы эти оказались завышенными.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ  глазами Вячеслава ШТЫРОВА- 41 (07.11 – 13.11.2016)


Автор касается не только забот Туркмении. По его мнению, осень текущего года может стать переломным для нефтяной отрасли Казахстана, который возобновил промышленную добычу нефти на месторождении Кашаган. С освоением данного месторождения власти страны по-прежнему связывают большие надежды в решении социально-экономических задач и наполнении бюджета. Однако начало работ на данном месторождении вряд ли переломит общую ситуацию, которая складывается в последние годы в Казахстане в сфере нефтедобычи.

Согласно прогнозам на 2016 год, добыча нефти в Казахстане должна достичь 74–75 млн т, при том что в 2013 году страна добыла 81,8 млн т. Определенные сложности испытывает Азербайджан, где в последние годы добыча нефти колеблется на уровне 42–43 млн т нефти. В 2013 году страна добывала 43,1 млн т, а в 2015 году добыча составила 41,6 млн т. Более стабильной выглядит ситуация с добычей газа в Туркменистане, но и здесь существуют свои трудности, которые могут затормозить темпы освоения месторождений.

«За снижением объемов добычи в «новых» прикаспийских государствах Азербайджане, Казахстане и Туркменистане, считает Сергей Жильцов, скрываются фундаментальные проблемы, которые уходят своими корнями в начало 90-х годов прошлого века. После распада СССР страны региона столкнулись с экономическими проблемами, решение которых напрямую связывали с ростом добычи нефти и газа. Кроме этого, большое внимание уделялось строительству новой инфраструктуры, необходимой для экспорта углеводородных ресурсов на внешние рынки. С увеличением добычи углеводородных ресурсов и их последующим выходом на мировые рынки страны Каспийского региона связывали надежды на повышение энергетической безопасности, решение социально-экономических вопросов и укрепление государственных институтов власти. В достижении этих целей они получили поддержку со стороны западных государств и нефтегазовых компаний, которые приняли активное участие в продвижении новых проектов добычи и экспорта углеводородов».

Наличие значительных объемов запасов нефти и газа на каспийских месторождениях, которые стали называть «вторым Кувейтом», привело к появлению многочисленных прогнозов добычи, которые базировались на общем потенциале углеводородных ресурсов стран региона. При этом большинство представленных оценок возможных объемов добычи были завышены. Все сомнения о наличии фантастических запасов углеводородных ресурсов на Каспии, и тем более темпов их добычи, в расчет не брались.

Более того, прикаспийские страны, не дожидаясь окончательного решения по международно-правовому статусу Каспийского моря, спешили установить контроль над своими «секторами», привлекая к решению этой задачи зарубежный нефтегазовый капитал. В целом преувеличенные данные по запасам месторождений и новые проекты экспортных трубопроводов использовались прикаспийскими странами для привлечения к себе дополнительного внимания западных государств и нефтегазовых компаний.

В итоге фактор углеводородных ресурсов скорректировал политику прикаспийских стран, сказался на выборе маршрутов поставок нефти и одновременно превратил Каспийский регион в клубок противоречивых интересов внерегиональных государств. В центре борцовского ковра прикаспийских государств и оказалась Туркмения. Основная борьба за выбор будущих маршрутов транспортировки нефти и газа развернулась между Россией и западными странами, которые оказывали сильное давление на страны региона.

Политизация проблем запасов углеводородного сырья и его экспорта позволила прикаспийским государствам привлечь инвестиции зарубежных нефтегазовых компаний. Итогом этого стало многократное увеличение добычи углеводородов и реализация проектов экспортных трубопроводов. Полученные за счет этого ресурсы позволили стабилизировать ситуацию в социально-экономической сфере и укрепить государственные институты. В то же время дополнительные объемы каспийских углеводородов не оказали заметного влияния на мировой рынок нефти и газа. Отсутствовал устойчивый спрос на дополнительные объемы нефти и газа, которые предполагали добывать прикаспийские страны. Кроме того, сказывались отсутствие необходимой инфраструктуры и политическая нестабильность в странах, через территорию которых должен был осуществляться экспорт.

Попытки стран Каспийского региона увеличить поставки углеводородных ресурсов на внешний рынок не всегда соответствовали интересам западных стран и нефтегазовых компаний, которые оказали большое влияние на темпы разработки месторождений на Каспии и реализацию трубопроводной инфраструктуры в регионе. Проводимая государственными структурами США и ЕС энергетическая политика на Каспии преследовала геополитические цели, связанные с трансформацией постсоветского пространства, переориентацией прикаспийских государств на интересы западных стран. В решении этих задач углеводородным ресурсам и маршрутам их транспортировки отводилась ключевая роль.

Кроме того, ЕС и в меньшей степени США не испытывали острой необходимости в каспийских углеводородах. Диверсификация поставок нефти и газа для стран региона выступала инструментом давления на Россию и переориентацию политики прикаспийских государств, которых подталкивали к созданию новых экспортных маршрутов. В целом эта задача была решена. На западном побережье Каспия США инициировали реализацию нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан и газопровода Баку–Эрзурум. Переориентация поставок нефти и газа Азербайджана на западное направление рассматривалась США и ЕС в качестве ключевой задачи.

На восточном побережье США поощряли переориентацию экспорта туркменского газа с российского направления на Китай, не препятствуя укреплению энергетического сотрудничества Астаны и Ашхабада с Пекином. В свою очередь, Китай реализовал проекты трубопроводов, обеспечивших ему прямые поставки нефти и газа из прикаспийских государств. Проложив газопровод из Туркменистана, Китай нарушил давнюю монополию России на экспорт природного газа и усилил свои позиции в этой прикаспийской стране и в регионе в целом.

Пекин занял ключевые позиции, выступая в качестве одного из основных источников инвестиций, поставщика услуг и, главное, покупателя каспийских углеводородов. Помимо формирования новой инфраструктуры Китай решал задачу геополитического закрепления в Каспийском регионе и Центральной Азии. Пекин пытался ограничить влияние западных стран и России, которая посредством интеграционных проектов ставила задачу сохранить свою роль в Каспийском регионе и Центральной Азии. Соответственно этим объясняется негативное отношение Китая к Евразийскому экономическому союзу, который позволил России не допустить ослабления отношений с Казахстаном и Киргизией.

Вопросы дальнейшего расширения энергетического сотрудничества с прикаспийскими странами Пекин рассматривает через призму своего текущего экономического развития и реализации долгосрочных интересов на евразийском пространстве. В свою очередь, китайское направление остается приоритетным для Туркменистана и Казахстана, которые по-прежнему уделяют повышенное внимание поставкам углеводородных ресурсов в Китай, пытаясь расширить географию экспортных поставок.

Пекин сформировал в регионе новую трубопроводную инфраструктуру, которая подчинена его долгосрочным интересам. Газопровод Туркменистан–Китай закрепил поставку газовых ресурсов, расположенных на восточном побережье Каспийского моря в китайском направлении. Мощность трубопровода достигла 65 млрд куб. м, что в среднесрочной перспективе снизило вероятность участия прикаспийских государств альтернативных проектах – трубопроводов, идущих в западных направлениях. В то же время в последние годы все отчетливее проявляется сырьевая зависимость прикаспийских стран к потребностям китайской экономики. Так, в 2016 году реализация четвертой ветки газопровода была приостановлена. Изменение планов по наращиванию мощности трубопровода свидетельствует о корректировке Китаем своей энергетической политики в отношении углеводородных ресурсов Каспийского региона.

Реализация китайской энергетической стратегии в прикаспийских странах характеризуется усилением присутствия в перспективных месторождениях. Пекин стремится заключать соглашения о сотрудничестве в разработке, освоении и совместном владении месторождениями, тем самым осуществляя политику диверсификации источников углеводородных ресурсов. Кроме того, в Пекине пристально следят за политическим диалогом прикаспийских и центральноазиатских стран с Западом, который, в свою очередь, через трубопроводные проекты намерен не только вывести прикаспийские страны из-под влияния России, но и ограничить китайский фактор.

Углеводородные ресурсы Каспийского региона по-прежнему будут оставаться в фокусе внимания Китая. Пекин сосредоточил свои геополитические усилия на восточном берегу Каспия и в решении долгосрочных задач нацелен на углубление отношений с Казахстаном и Туркменистаном в сфере поставок углеводородного сырья. Кроме того, страны Центральной Азии рассматриваются Пекином в качестве стратегического тыла в вопросах безопасности энергетики, создания новых рынков сбыта, получения безопасного и надежного доступа к углеводородным ресурсам.

Спустя 25 лет после изменения геополитической ситуации в Каспийском регионе углеводородный потенциал по-прежнему находится в центре пристального внимания прикаспийских стран и внерегиональных государств. Однако сложившаяся в последние годы ситуация с уровнем добычи нефти и газа в Каспийском регионе, а также реализация проектов экспортных трубопроводов свидетельствуют об отсутствии предпосылок для наращивания добычи углеводородных ресурсов в регионе в ближайшие годы. Ключевой задачей для прикаспийских государств выступает сохранение нынешнего уровня добычи и недопущения их падения.

Вопросы добычи и экспорта углеводородных ресурсов остаются основным камнем преткновения в переговорном процессе относительно международно-правового статуса Каспийского моря. В значительной мере отсутствие решения по статусу Каспия обусловлено вмешательством международных нефтегазовых компаний и давлением западного капитала.

Динамика добычи и экспорта углеводородных ресурсов в Каспийском регионе по-прежнему характеризуется высокой степенью неопределенности. Это связано с географической удаленностью региона, которая снижает возможности для выхода каспийских углеводородов на внешний рынок, а также политической нестабильностью в странах, через которые должны проходить будущие трубопроводы. Кроме того, на энергетическую политику стран региона сильное влияние оказывают западные государства и Китай, которые жестко увязывают темпы освоения углеводородных месторождений Каспия с собственными интересами.

Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz

В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрица.kz по понедельникам.
Просмотров материала: 2 053

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 224 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 056 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 697 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 721 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 029 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 472 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 650 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 717 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 904 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 051 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 430 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 320 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 648 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 352 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 454 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 113 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 290 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 166 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 364 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 129 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930