30 июля мировые информационные агентства лаконично сообщили, что с территории Мьянмы (Бирмы) в КНР официально запущен газопровод мощностью 12 млрд. кубометров, позволяющий удовлетворять 6% газовых потребностей Поднебесной.
Вместе с тем, данный газопровод, как и достраивающийся в том же направлении нефтепровод, имеют явное геополитическое значение для Пекина в связи с возможностью получить новый крупный источник энергоресурсов и сократить маршрут транспортировки углеводородного сырья из стран Африки и Ближнего Востока на 1200 км, минуя далекий, перегруженный и криминогенный Малаккский пролив.
В частности, газ будет поступать с месторождения Shwe (Шуэ) на побережье Бенгальского залива в штате Ракхайн (прежнее название – Аракан), запасы которого оцениваются в 258 млрд. кубометров, и транспортироваться по трубе протяженностью 870 км на северо-восток страны до территории Китая. Параллельно с ней от терминалов в Бенгальском заливе до китайской границы проложена нефтяная труба мощностью 22 млн. тонн, в которую будет загружаться доставляемая танкерами ближневосточная и африканская нефть. Уже от границы оба трубопровода через китайскую провинцию Юньнань уходят на 1600 км вглубь КНР.
Строительством трубопроводов занимается китайская компания China Petrolum Pipeline Bureau, известная подрядными работами в России и Узбекистане.
Однозначно, что энергетические проекты с Мьянмой усиливают геополитические позиции КНР в Юго-Восточной Азии и могут сыграть важную роль в глобальном противостоянии с США, особенно в случае военно-политических конфликтов в добывающих странах-партнерах Китая и на основных путях доставки сырья в Поднебесную.
Вместе с тем, этот факт достаточно хорошо учитывается американцами во внешнеполитических планах, которые сегодня акцентированы на сдерживании экономического роста Китая путем ограничения доступа к мировым запасам энергоресурсов.
Первым этапом их реализации можно рассматривать инициирование бурных военных и политических событий в странах Магриба, Центральной Африки и Ближнего Востока в рамках так называемого «управляемого хаоса». Возможно, что вторым этапом США рассматривают инициирование негативных процессов в прикаспийском регионе – Иране и Центральной Азии, где сильны позиции нефтегазовых компаний КНР.
В этой связи для китайцев только Россия и страны Юго-Восточной Азии останутся самыми доступными источниками энергоресурсов с точки зрения расстояний и безопасности. Что касается граничащей с Поднебесной Мьянмы, то она вообще представляется неоценимым источником углеводородов и каналом выхода на Индийский океан. В этом плане Мьянме уготована участь постепенного превращения в территорию прямых столкновений интересов КНР и США. Мало того, в регионе Мьянма поддерживает тесные экономические и энергетические связи со странами-союзниками Соединенных Штатов – Индией, Таиландом, Малайзией, Индонезией и Вьетнамом.
Так, в период 1997-2011 г.г. в Мьянме правил военный режим, который подвергался международным санкциям за многочисленные нарушения политических прав и свобод граждан. В этих условиях соседний Китай стал важнейшим партнером для военной хунты, которая даже отменила в 2009 году соглашение со стратегическим союзником США – Индией, о поставках 60% добываемого газа и решила перенаправить их в Китай.
Учитывая эти обстоятельства, США с 2009 года сами начали диалог с Мьянмой, пытаясь втянуть страну в орбиту своего политического влияния, получить доступ к ее ресурсам и не допустить укрепления геополитических позиций КНР. Не без влияния и вмешательства Запада весной 2012 года в Мьянме впервые прошли демократические выборы в парламент, которые способствовали передаче управления страной от военных к гражданскому правительству. С этого момента в отношениях Мьянмы и КНР наблюдается ухудшение официальных отношений.
В частности, в 2011 году была приостановлена реализация инвестиционного проекта строительства дамбы в Бирме на 3,6 миллиарда долларов, которым занимались китайцы. Совсем недавно власти Мьянмы пересмотрели условия контракта с китайцами по разработке крупного месторождения меди.
В настоящее время борьба между США и КНР за влияние на политику Мьянмы только разворачивается, и неизвестно в какую форму она выльется. О серьезных планах и результатах Вашингтона по поиску новых союзников красноречиво говорят факты визита переизбранного Президента США Барака Обамы в Янган в ноябре 2012 года и ответный визит Президента Мьянмы Тейн Сейна в Вашингтон в мае 2013 года.
Вместе с тем, в стране сохраняется сложная внутриполитическая обстановка как в отношениях оппозиции с властями и армией, так и на межконфессиональном и межнациональном уровнях. На сегодня в стране проживает 60 млн. человек, из которых 89% - буддисты, 4% - христиан, 4% - мусульман, 3% - другие.
Так, летом 2012 года в нефтегазодобывающем штате Ракхайн между буддистами и так называемыми мусульманами-рохинджа, представляющими народность из Бангладеш, произошли массовые столкновения, которые закончились многочисленными жертвами, и власти вынуждены были ввести чрезвычайное положение в стране.
Особенность мусульман-рохинджа от других мусульман в Мьянме – их связь с радикальными исламистами в Бангладеш. Весной 2013 года в городе Мейтхил прошли крупные антимусульманские погромы уже против других общин. Эксперты отмечают, что осложнение отношений буддистов с мусульманами началось все в том же «эпохальном» 2011 году.
В настоящее время остроту ситуации в Мьянме добавляет недовольство местного населения торгово-экономической активностью китайцев, что в свете американо-китайских противоречий и вкупе с другими внутренними факторами создает реальные условия для дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе.
Просмотров материала: 3 182