Как известно, государственная программа развития Казахстана «Нурлы жол», официально представленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым два года назад, в ноябре 2014-го, является в настоящий момент главным камертоном, задающим темпы и направления развития страны. О некоторых внешнеэкономических аспектах реализации госпрограммы «Нурлы жол» для Матрица.kz рассуждает доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте Республики Казахстан Константин СЫРОЕЖКИН.
Госпрограмма «Нурлы жол»: часть 1-я – О сильной стороне
Доминирующий принцип открытой (рыночной) экономики в современном глобальном мире априори требует от каждого государства при подготовке стратегических программ развития «оглядки» на планы и устремления соседей. Особенно, если это такие крупные державы, как Россия и Китай.
Отсюда очевидно, что для более разумного и эффективного планирования своей экономической политики Казахстан должен был учитывать намерения своих «больших соседей». Сопряжение с такими проектами как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Экономический пояс на Шелковом пути (ЭПШП) планируется осуществлять в контексте сразу двух национальных программ – «Казахстан – 2050» и «Нурлы жол». И можно отметить, что в настоящий момент Казахстан принимает активное участие в реализации обеих международных проектов ЕАЭС и ЭПШП, но в разной степени интенсивности.
Пожалуй, главной особенностью этого сопряжения является то, что оно происходит не в едином треугольнике национальных программ с ЕАЭС и ЭПШП, а с каждой из этих международных концепций в отдельности. Причем, судя по последним документам, подписанным с китайской стороной, руководством Казахстана вопрос о сопряжении всех трех концепций воедино даже не ставится.
Во всяком случае, ни в «Декларации о всестороннем партнерстве между Китаем и Казахстаном на новом этапе», подписанной в сентябре 2015 года, ни в «Совместном межправительственном коммюнике между Казахстаном и Китаем», подписанном в декабре 2015 года, о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС нет ни слова. Главный акцент сделан на сопряжении ЭПШП и «Нурлы-жол».
Главная причина такого подхода вполне объяснима. Во-первых, ЭПШП и программа «Нурлы жол» почти идеально совпадают. Во всяком случае, в тех аспектах, которые касаются транзита через территорию Казахстана грузов из Китая, развития транспортной и логистической инфраструктуры. Ведь, как все помнят, одна из главных целей «Нурлы жол» – формирование единого экономического рынка за счет интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе.
Вторая причина удачного сопряжения «Нурлы жол» и ЭПШП – в готовности китайской стороны предоставить выгодные кредиты и даже прямого финансирования не только проектов в рамках ЭПШП, но и тех проектов, которые намечено реализовать в рамках программы «Нурлы-жол». В частности, уже существуют договоренности о том, что Китай безвозмездно построит участок Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД, 100 км), дорогу из Алматы в Усть-Каменогорск, от Усть-Каменогорска до БАКАД, границы с Китаем, дороги до озера Алаколь и Алашанькоу. При этом для строительства этих дорог планируется привлечение и китайских специалистов.
В настоящее время сформирована «дорожная карта» расширения сотрудничества между Казахстаном и Китаем практически во всех сферах экономики. Более того, создана специальная совместная рабочая группа по сопряжению «Нурлы-жол» и ЭПШП. Насколько известно такое укрепление сотрудничества планируется в нескольких направлениях.
Первое направление – развитие транзитного транспортного коридора, создание логистических центров на территории Казахстана и упрощение процедур (таможенных, налоговых, финансовых и т.д.) в целях расширения объемов взаимной торговли. Цель – «забрать» часть потока товарооборота между Китаем и Европой.
В настоящее время активно реализуются проекты, связанные с созданием инфраструктуры, однако, практически ничего не делается для создания логистических центров на территории Казахстана, а главное – в плане упрощения таможенных и визовых процедур, что не требует больших финансовых затрат, но формирует условия для снижения стоимости экспортно-импортных операций и увеличения объемов двусторонней торговли.
Второе направление – совместные индустриальные проекты. В первую группу входят около 45 проектов, по 25 из них уже подписаны соглашения на общую сумму в 23 млрд. долларов. Общая программа сотрудничества в этой сфере предусматривает 52 проекта, а согласованный объем китайских кредитов только в 2015 году составил 50 млрд. долларов.
Звучит это привлекательно и действительно актуально для Казахстана и созвучно с программой «Нурлы жол». Другой вопрос, что тем самым Китай реализует свою политику «выхода за пределы», а потому по каждому конкретному проекту нужно внимательно смотреть, насколько он отвечает национальным интересам Казахстана?
Кроме того, важно внимательно отслеживать – насколько эти планы Китая согласуются с планами самого Казахстана по реиндустриализации экономики в формате ЕАЭС, а главное – как расширять экономическое сотрудничество с Китаем, не вступая в конфликт с Россией, которая уже сейчас достаточно ревниво воспринимает сопряжение ЭПШП и «Нурлы жол»?
И, безусловно, уже заранее Казахстан должен быть готов к технической реализации этой программы с точки зрения ее кадрового и технологического обеспечения. Пока существуют довольно серьезные опасения по поводу дефицита профессионально подготовленных для подобного производства трудовых ресурсов. Очевидно, что и необходимых знаний и технологий в Казахстане пока недостаточно.
Третье направление – сотрудничество в области наукоемких отраслей и секторов высоких технологий. Здесь с Китаем обсуждается вопрос о выборе одного-двух направлений, по которым Казахстан и Китай будут проводить кооперацию как на уровне научных институтов, вузов, так и в области создания совместных производств.
Пока конкретные проекты, которые предполагается реализовать на данном направлении, не согласованы. Во всяком случае, информации по ним нет. Скорее всего, они будут касаться тех приоритетных направлений, которые определены Китаем на 13-ю пятилетку и, несомненно, интересны Казахстану. Главный вопрос – обеспеченность будущих предприятий кадрами.
Четвертое направление – сотрудничество в агросекторе. Уже сегодня в агросекторе Казахстана Китай реализует 19 проектов на 1,7 млрд. долларов. Кроме того, в последнее время согласованы проекты создания еще нескольких крупных совместных проектов в сфере сельского хозяйства.
Все это свидетельствует о том, что направления сопряжения «Нурлы-жол» и ЭПШП не только найдены, но обрели реальные очертания в виде конкретных проектов, но главное – они уже обеспечены финансово. Причем, настоящий прорыв произошел в 2014-2015 годах, когда объемы гарантированных китайских инвестиций в экономику Казахстана выросли в три раза.
В частности, к концу 2012 года совокупный объем инвестиций из КНР в экономику Казахстана составлял 20,0 млрд. долл. (4,6 млрд. долл. – ИПИ), на начало 2014 года – 22,6 млрд. долл. (5,68 млрд. долл. – ИПИ). По итогам визита Н. Назарбаева в Китай в мае 2014 года оговоренная сумма китайских инвестиций в экономику Казахстана составила 10 млрд. долларов. Во время визита премьера Госсовета Ли Кэцяна в Казахстан в декабре 2014 года были подписаны контракты на сумму 14 млрд. долларов.
Во время визита Н. Назарбаева в Китай в сентябре 2015 года сумма подписанных контрактов составила 24 млрд. долларов. Во время визита премьер-министра РК К. Масимова в декабре 2015 года сумма подписанных контрактов составила 10 млрд. долларов. Другими словами, только за два последних года Казахстан подписал с Китаем контрактов на 48 млрд. долларов, а общий объем китайских инвестиций в экономику Казахстана превысил 70,6 млрд. долларов.
Неоспоримым фактом является и то, что именно с помощью Китая Казахстан начал активно реализовывать программу реиндустриализациии. Подписанное в августе 2015 года «Межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в области производственных мощностей и инвестиций» уже реализуется на практике.
При этом как на уровне руководства Казахстана, так и на экспертном уровне вполне очевидно, что в настоящее время Китай обладает значимыми конкурентными преимуществами, и вполне предсказуемо, что, скорее всего, выбор будет сделан в пользу Китая. Это объясняется рядом факторов:
- стратегия Китая, направленная на развитие взаимовыгодных инвестиционных проектов, избегает любых дискуссий по вопросам внутренней политики государств-партнеров. И именно это делает Китай более привлекательным международным партнером;
- Китай твердо придерживается принципа невмешательства во внутренние дела; в отличие от России, он не стремится управлять процессом принятия политических решений и навязать политическую интеграцию; в отличие от США – не давит на лидеров стран Центральной Азии по поводу политической модернизации и графика внутренних реформ;
- в отличие от России, Китай имеет общую границу не с одной, а с тремя странами Центральной Азии, что дает ему неоспоримые преимущества в развитии совместных транспортно-логистических проектов;
- увеличивающееся число транспортно-инфраструктурных и иных значимых для экономик государств региона объектов, в которых Китай является основным акционером, а также растущие объемы кредитной зависимости государств региона от Китая, делают их выбор в пользу Китая практически безальтернативным;
- весьма существенно, что в реализации этих проектов заинтересованы и сами страны, через которые будет проходить ЭПШП; это сулит не только повышение доходов от транзитных сборов и финансовых вливаний в экономики стран региона, но и способствуют повышению транспортных связей между самими странами региона;
- Китай готов на компромисс не только с Россией, но и с другими государствами, через территории которых пройдет ЭПШП;
- и главное – в отличие от ЕАЭС, ЭПШП уже обеспечен финансовыми ресурсами; идеология евразийской интеграции – это, конечно, звучит гордо и красиво, но совершенно не заменяет денег, ни «коротких» – на неотложные нужды, ни «длинных» – на реализацию перспективных проектов.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, которыми подкрепляется реализация Государственной программы «Нурлы жол» от сопряжения с госпрограммой КНР «Экономический пояс на Шелковом пути», нам все-таки важно подумать и о факторах неопределенности, а также об имеющих место и возможных угрозах и вызовах. Чему будет посвящена вторая часть данной статьи…
Константин СЫРОЕЖКИН, доктор политических наук главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 6 247