На следующей неделе Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетит Пекин для официального участия в праздновании 70-летия Победы. Новый государственный праздник Китая определенно может стать очередной площадкой для продолжения конструктивных деловых переговоров между двумя странами. Впрочем, учитывая активную роль казахстанского лидера в интеграционных делах Евразийского экономического союза, можно ожидать и расширения рамок обсуждения. Тем более, что для этого существуют вполне реальные предпосылки – речь, конечно же, идет о китайском проекте под названием «Экономический пояс Шелкового пути»…
Как известно, Нурсултан Назарбаев поддерживает тесные отношения с главами Китайской Народной Республики с самого момента обретения Независимости Казахстаном. И все же с «пятым поколением» руководства Поднебесной, возглавляемого Председателем Си Цзиньпинем, можно сказать, эти контакты вышли на особый уровень. Причем укрепление добрососедских деловых связей между двумя странами можно отмерять не только десятками миллиардами долларов заключенных взаимовыгодных контрактов, но и, что особенно важно, намеченными перспективами будущего сотрудничества. В этом ряду особняком выделим главный китайский мега-проект последних двух лет – «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).
Символично то, что руководитель КПК и КНР впервые озвучил эту инициативу для международного сообщества в сентябре 2013 года именно в стенах Назарбаев Университета в Астане. Стоит отметить, что многими профессиональными политологами считается, что в предыдущие 20 лет Поднебесная не представила официальной стратегии своего отношения к Центрально-Азиатскому региону, что согласно международной практики, не очень способствует внешнеполитическому сотрудничеству. Теперь именно через ЭПШП Пекин постепенно концептуализирует свою внешнюю политику по отношению к региону.
Если такую оценку воспринимать как истинную, то уже само название выступления г-на Цзиньпиня в Назарбаев Университете многое говорит об официальной позиции Пекина по данному вопросу – называлась она знаково: «Развивать дружбу между народами, совместно создавать прекрасное будущее».
«Мы надеемся двигаться вместе с государствами Центральной Азии, – отметил в своем выступлении Си Цзиньпин, – постоянно укреплять взаимное доверие, крепить дружбу и усиливать сотрудничество, способствовать совместному развитию и процветанию, делать все для улучшения благосостояния народов всех стран».
Четыре базовых принципа центральноазиатской политики нового китайского руководства были представлены в выступлении в следующем порядке.
Первое: «Мы с уважением относимся к пути развития, самостоятельно выбранному народами различных стран, а также к проводимой ими внутренней и внешней политике; не допускаем вмешательства во внутренние дела государств Центральной Азии. Китай не планирует достижения господства в региональных делах, не стремится к созданию зоны влияния. Он готов вместе с Россией и государствами Центральной Азии усиливать контакты и координацию, чтобы совместными усилиями строить гармоничный регион».
Второе: «Твердая взаимная поддержка по жизненно важным вопросам, затрагивающим государственный суверенитет, территориальную целостность, национальную безопасность и стабильность, представляет собой главную составляющую стратегического партнерства Китая с государствами Центральной Азии. Мы готовы вместе со всеми государствами укреплять взаимное доверие и сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках ШОС, совместно бороться с «тремя силами зла», наркотрафиком, трансграничной организованной преступностью, создавая благоприятную среду для регионального экономического развития и спокойной жизни народа».
Третье: «Наши стратегии и цели – идентичны, это – поддержание долговременного устойчивого экономического развития, реализация цели построения процветающего и сильного государства и национального возрождения. Мы должны всесторонне укреплять прагматичное сотрудничество, превратить преимущества политических отношений, преимущества географического соседства, преимущества экономической взаимодополняемости в преимущество прагматичного сотрудничества, преимущество устойчивого роста, создавать взаимовыгодное и отвечающее общим интересам сообщество».
Четвертое: «Мы должны с открытой душой и широким видением расширять региональное сотрудничество. В настоящее время быстро развивается слияние мировой экономики, бурно развивается региональное сотрудничество. В Евразии уже созданы многочисленные региональные организации сотрудничества. Государства-члены и государства-наблюдатели Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества охватывают Евразию, Южную и Западную Азию, и мы через усиление сотрудничества между ЕЭС и ШОС можем получить огромное пространство для развития».
Практичным направлением реализации этих принципов должна стать озвученная Си Цзиньпинем новая концепция расширения китайского экономического присутствия в Центральной Азии – создание «Экономического пояса на Шелковом пути». Вековые опыт и традиции народов региона, общая история – и – современные возможности технологических инноваций по развитию транспортно-логистических коммуникаций вкупе с наличием солидных финансовых ресурсов – способны сильно «раскрутить» взаимовыгодную торговлю и транзитные потенциалы стран региона и повысить уровень благосостояния населения.
Огромный масштаб инициативы (Китай предполагает развитие железнодорожной, автомобильной и прочей дорожной инфраструктуры с размахом от Юго-Восточной Азии и через Казахстан, Центральную Азию и Россию – в Европу и Южную Азию), наверняка, стали основной причиной того, что пока окончательного документа ЭПШП не существует. Инфраструктурная составляющая проекта представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяженностью от 8,5 до 11 тысяч километров.
Китайцы известны своим вдумчивым подходом к глобальным вещам, а здесь проект рассчитан на долгосрочную перспективу. Лишь в ближайшее время ожидается, что Пекин представит составные его части и механизмы, при помощи которых будет реализовываться в целом данная внешнеполитическая инициатива.
Между тем ее экономический потенциал очевиден. По оценке недавнего аналитического доклада «К великому океану — 3», подготовленного коллективом авторов под эгидой Международного дискуссионного клуба «Валдай», «Западный Китай, Казахстан и страны Центральной Азии становятся привлекательными для инвестиций. Это обусловлено в первую очередь большими запасами природных ресурсов и многочисленным трудоспособным населением. В последние годы региону удалось обойти по уровню ПИИ на душу населения (2582 долларов в 2013-ом) даже Восточную (1788 долларов) и Юго-Восточную (2510 долларов) Азию.
Безоговорочным региональным лидером является Казахстан с показателем 7880 долларов на человека, и этот уровень, очевидно, не является пределом. Высокие темпы роста этого показателя развития наблюдаются и у Туркменистана — 4393 долларов на человека и увеличение более чем в четыре раза за 2008–2013. Кроме того, Казахстан, как и российская Сибирь, обладает высоким сельскохозяйственным потенциалом, включающим масштабные площади заброшенных после распада СССР пахотных земель и пастбищ»
Отсюда российские аналитики делают такие важные выводы: «Через Казахстан и Центральную Азию могут проходить рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие колоссов современной мировой экономики — Европу, Восточную и Южную Азию. Значителен потенциал развития в регионе авиационных хабов для гражданских грузовых перевозок. Обладая большим потенциалом, Центральная Азия долгое время была отдалена от основных центров мировой экономики и политики, однако, в 2015 можно говорить о возникновении «момента Центральной Евразии» — уникального стечения международных политических и экономических обстоятельств, позволяющих реализовать потенциал сотрудничества и совместного развития государств этого региона. Главными движущими силами превращения Центра Евразии в зону совместного развития станут проект «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийская экономическая интеграция, лидерами которой выступают Россия и Казахстан, а также Беларусь».
В целом, «ЭПШП — не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал».
О высокой значимости китайской инициативы по ЭПШП говорят и известные казахстанские политологи Адиль Каукенов, Руслан Изимов и другие. Доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Константин Сыроежкин считает: «Казахстан – транзитная страна, а проект «Экономический пояс Шелкового пути» предполагает развитие транспортной инфраструктуры, унификацию таможенных процедур, снятие всякого рода бюрократических барьеров и развитие торговли. Казахстан заинтересован во всем этом не меньше Китая».
Значительное усиление китайская инициатива получила в 2014 году, когда высоким договаривающимся сторонам удалось договориться о поиске направлений сопряжения проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза.
Впрочем, эксперты отмечают, что Китай особенно успешно продвигается в двусторонних переговорах с различными государствами – потенциальными участниками проекта. И очевидно, что в этом отношении лучше всего продвигаются дела именно в Казахстане. Отметим, в частности, что объявленная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в ноябре 2014 новая экономическая политика «Нурлы жол» в значительной степени синхронизирована и базируется на планах по развитию ЭПШП. Запущенные в эксплуатацию в последние годы железная дорога «Казахстан - Туркменистан - Иран - Персидский залив», а также участки международной автомобильной трассы «Западный Китай – Западная Европа» уже готовы «встроиться» в маршруты современного Шелкового пути.
По заверению президента АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскара Мамина, КНР рассматривается Астаной как один из стратегических партнеров в вопросе увеличения транзитных грузовых потоков через нашу страну: «Эта работа уже приносит свои первые плоды. С учетом реализации проектов с партнерами из Китая мы сформировали в этом году объем в 100 контейнерных поездов из порта Люньгань в Центральную Азию. Это новые объемы, которых никогда не было на железной дороге. Они всегда уходили морским транспортом. Это вдохновляет нас на дальнейшую работу с партнерами из КНР».
В целом в Казахстане проводится масштабная программа модернизации транспортных активов, которая охватывает все виды транспорта. До 2020 года планируется реализовать проекты с общим объемом инвестиций порядка 40 млрд долларов. Только до конца 2015 года от четырех ведущих международных банков планируется привлечь 5 млрд долларов на строительство автодорог Центр - Юг, Центр - Восток и Центр – Запад. Так будет реализовываться поставленная в «Нурлы жол» задача соединения столицы по «лучевому принципу» с основными крупными регионами.
Реагируя на неблагоприятные внешние экономические условия, Казахстан принял новую экономическую политику «Нурлы жол», согласно которой только на проектах транспортной отрасли планируется создать порядка 200 тысяч рабочих мест в ближайшие 3-4 года. Для этого в ближайшие три года предполагалось ежегодно выделять по 3 млрд. долларов из Национального фонда.
Однако очевидно, что гармоничная по своему содержанию инициатива Китая по созданию Экономического пояса Шелкового пути способна многократно усилить эффект реализации программы «Нурлы жол».
Нурлан Махмудов, специально для Матрицы.kz
Просмотров материала: 6 884