Глава государства Нурсултан Назарбаев пригласил российский бизнес скупать активы в Казахстане. Нельзя сказать, что наше высшее руководство и ранее не приглашало инвесторов – то и дело звучат заверения в инвестпривлекательности страны, отдельных регионов, проводятся инвестфорумы, и даже небезрезультатно. То там, то здесь появляются робкие ростки.
Инвесторы, конечно, приходят, но они умеют считать деньги – побыстрее бы отбить вложенное. И уходят - и это нормально. Но последнее обращение президента к российскому олигархату (у мелких и средних вряд ли найдется кэш) это что? Политик? Экономика? Чего здесь больше?
По словам политолога Талгата Калиева, если исходить из логики рационализма экономических решений, то в вопросах углубления сотрудничества с Россией политики больше. Политолог связывает это с тем, что обе наши страны имеют преимущественно сырьевую направленность экономики и переживают непростые кризисные времена и вряд ли можно ожидать какого-либо прорыва.
«Вопросы вызывает и реалистичность реализации многомиллиардных проектов. За период существования Таможенного и Евразийского экономического союза его участники не испытали на себе ожидавшегося экономического взрыва, и было бы, наверное, наивным рассчитывать на него сейчас», - говорит Т.Калиев.
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что Акордой, в первую очередь, движут именно экономические мотивы.
«Маловразумительный экономический курс властей, представляющий из себя причудливую смесь советского Госплана, рыночной экономики, мафиозных порядков и выборочного ОБХСС привел к тому, что за 25 лет независимости в Казахстане образовалось невероятно узкая прослойка олигархии, придавленный немногочисленный средний бизнес и перманентно балансирующее на грани выживания малое предпринимательство. Поэтому есть стремление любой ценой пополнить бюджет и сбросить обременяющий и затратный балласт в виде убыточных предприятий и кампаний», - говорит он.
У Еркина Иргалиева, исполнительного директора Западного регионального филиала НОФ «Аспандау» несколько иное мнение, не похожее на первые два.
«Миллиардные проекты» – это вербальная интервенция, - считает он. - Ее цель – удержать национальную валюту в заданных рамках и плюс содержательный фон для «телеящика».
По его мнению, реальный инвестор из-за рубежа не придет на проекты, которые нам нужны – «потому что риски высокие, в том числе политические. А спекулятивный капитал, даже если он придет, простым жителям ничего не принесет, кроме повода для гордости».
А что касается приглашения Главой государства российского бизнеса скупать активы в Казахстане, то здесь, как считает Т. Калиев, наиболее остро стоит вопрос рациональности.
«Что нам даст переход стратегических отраслей под контроль российских компаний? Вряд ли следует ожидать от этой сделки импорта в нашу страну высоких технологий, поскольку, увы, наши страны недалеко ушли друг от друга в технологическом развитии, и мы фактически одинаково безнадежно отстаем от развитого мира», - сетует политолог.
С.Султангалиев уверен, что экономика Казахстана все явственнее напоминает буржуя, вышедшего из Бухенвальда, и главной задачей кризисного правительства Бакытжана Сагинтаева - является недопущение падения штанов с сильно похудевшего госбюджета.
«Конечно, быстрым вариантом краткосрочного решения проблемы является приватизация того, что еще осталось на балансе государства и так как желания у собственных потенциальных внутренних инвесторов не имеется в наличии, то остается уповать только на иностранные инвестиции», - говорит политолог.
Но в то же время, политолог не возлагает особые надежды на российских капиталистов, учитывая далеко не радужную картину состояния собственной экономики России, хотя госкомпании нашего северного соседа будут участвовать в уже согласованных совместных казахстано-российских проектах.
«Впрочем, данные проекты имеют политическую окраску, которая должна продемонстрировать окружающему миру крепость и нерушимость российско-казахстанского союза подкрепленного укрепляющимися экономическими связями, т.е. заключенные в рамках 12 Астанинского форума договоренности, в первую очередь, рассчитаны на пропагандистский эффект», - соглашается С.Султангалиев со своим коллегой из Аспандау.
Другое дело, - считает С.Султангалиев, - это Китай. «Китай имеет и ресурсы, и свободу рук в нашем регионе и долговые обязательства нашего правительства по ранее выданным кредитам. Его ползучая экономическая экспансия в нашей стране, если честно, начинает нервировать даже не синофобов. Дополнительную нервозность вызывает тишина молчания вокруг проекта переноса 51 предприятия из КНР в Казахстан. Думается, что правительству уже пора поставить в известность казахстанскую общественность относительно всех обстоятельств данного проекта», - подчеркнул политолог.
Но в то же время и в некотором роде в связи с экспансией Поднебесной, Евразийский экономический союз имеет все перспективы для успешного развития, считает он.
«То резкое торможение, которое мы наблюдаем сейчас, носит, временный характер. Сам союз меняет свой внутренний формат и благодаря увеличивающейся активизации Китая на постсоветском пространстве, ЕАЭС постепенно становится органичным сегментом экономического пояса Нового Шелкового пути», - пояснил С.Султангалиев.
И главное, по его мнению, в этом интеграционном процессе для Казахстана заключается в том, чтобы извлечь максимальные выгоды из нашего геополитического положения и не потерять политического суверенитета.
Е.Иргалиев также считает, что российский бизнес приглашать надо – «в этом смысл есть - экономический смысл».
«Эвакуация (или репатриация) российских активов с западного рынка может вызвать желание инвестировать в казахстанские месторождения или производства первого или второго передела. Россияне давно проявляют интерес к минеральным ресурсам или полуфабрикатам, задействованным в их технологических цепочках. Но в конечный продукт (за небольшим исключением) они инвестировать не будут», - сказал политолог.
Трудно не согласиться. Да и какие они технологии привезут в Казахстан, если ключевые российские компании оказываются ограничены в возможностях привлечения этих технологий из дальнего зарубежья?!
«Каковы с этой точки зрения перспективы развития этих отраслей в нашей стране, в случае перехода их по контроль россиян, - задается вопросом Т.Калиев. - Тем более, что экономическое и политическое противостояние России с западным миром все еще далеко от разрешения».
После заявления президента на всевозможных площадках звучали робкие голоса – а почему не свои? Чем мы сами, мол, хуже? Е.Иргалиев считает, что нельзя перепрыгнуть через голову и необходимо давать развиваться отечественному бизнесу.
«Нельзя перепрыгнуть через несколько этапов развития и сразу стать в один ряд с промышленно-технологическими гигантами. Надо помогать среднему бизнесу превращаться в крупный, а малому – в средний. Тысяча малых бизнесов, превратившихся в средние намного эффективнее поднимут региональную экономику, чем один виртуальный «авиазавод», а сто средних предприятий, доросших до крупных, дадут уже реальный прирост и мультипликацию», - уверен он.
И к тому же, считает политолог, главная проблема нашего бизнеса (и крупного, и среднего) в том, что без бюджетных дотаций, компенсаций и других форм помощи государства он не выживет. И надеяться на государство на будущее в свете заката эпохи нефти нет смысла.
Амир Алимжанов, специально для Матрица.kz
P.S. Мы намеренно «политизировали» тему, пообщавшись с исключительно политологами. В следующем материале будет разговор чисто «экономический».
Просмотров материала: 2 674