Две недели назад обсуждали с товарищами один проект в Узбекистане, который предложили рассмотреть друзья из этой страны. Моё мнение было однозначное и твёрдое - надо рассматривать. Отношения между нашими странами - торговые, финансовые, деловые во многом определялись и зависели от взглядов Президента Узбекистана Каримова Ислама Абдуганиевича, ушедшего от нас. Взгляды были достаточно интересные и во многом определялись школой хозяйствования, в первую очередь, его руководством Госпланом той советской республики. Мне были понятны его воззрения, поскольку прошёл определенную школу системы советского планирования.
В итоге, сейчас Узбекистан имеет достаточно хорошую основу для нового этапа своего экономического развития. На мой взгляд, придать высокие темпы роста экономики этой республики и правильно менять структуру её экономики очень легко. Если новое руководство республики правильно запустит все механизмы с учетом негативного накопленного опыта всех стран бывшего Союза, то прогресс будет очень быстрый.
Первый очень важный шаг сделал И.О. Президента Мирзияевым. Узбеки очень деловой и предприимчивый народ. Защита частной собственности не была адекватной, не сказать что и у нас идеал, но всё таки сильнее. Сейчас обозначены меры по усилению мер по защите частного бизнеса. Они легко реализуемы. Я уверен, с той дисциплиной которая есть среди госслужащих Узбекистана, эти меры не предвыборная компания и они будут реализованы.
Можно ожидать сильного роста предпринимательской активности населения страны. Теневой рынок начнет легализовываться, люди перестанут бояться показывать свои доходы, начнется рост потребительского спроса.
Приоритетными отраслями роста станут сельское хозяйство, все виды услуг, туризм, жилищное строительство, сферы ремесла, легкая промышленность. Это отрасли в которых сразу начнется активный рост за счет частных инвестиций.
Уверен, что страна будет изыскивать ресурсы для строительства инфраструктуры, дальнейшего развития машиностроения, нефтехимии. Эти отрасли где требовалось государственное управление и инвестиции И.А.Каримов знал хорошо и сделал хорошие заделы.
Узбекистан достаточно легко может получить займы крупных финансовых институтов, поскольку платежный баланс страны привлекательный. Но это надо будет делать предельно взвешенно.
Главная текущая проблема - это конвертация узбекского сума. Но я не вижу никаких проблем как можно в определенные сроки (два года) стабилизировать национальную валюту и ликвидировать теневой рынок конвертации.
Все байки о плавающих курсах валют это для непосвященных. Курс любой национальный валюты - это вещь прогнозируемая и счетная. Экономика любой страны не меняется в течении месяца, даже квартала. Могут меняться быстро предпочтения людей, если не влиять на эти предпочтения. Но если люди точно уверены в правильности прогнозов государства, то менять своё экономическое поведение субъекты экономики не любят и не хотят.
Главное, в ближайший год в Узбекистане не дать резкому росту потребительского импорта, чтобы избежать резкого спрос на валюту и не поднять курс доллара на черном рынке, что в может дать толчок инфляции за счет роста цен на импортные товары первой необходимости. Для этого необходимо сильно поднять таможенные ставки на импортные автомобили, импортную мебель, многие товары длительного пользования, заменимые импортные строительные материалы, все предметы роскоши.
Важно поднять и показать что они будут снижаться в течении последующих трех лет. Это называется создать отложенный спрос. Уверен, таможня и СНБ страны смогут обеспечить контроль за импортом.
Таким образом, можно снизить потенциальный спрос на валюту для импорта товаров не первой необходимости.
Приток валюты могут обеспечить сельское хозяйство, рост экспорта легкой промышленности, продукции уже традиционных добывающих отраслей и, самое важное, экспорт трудовых ресурсов.
Для роста экспорта из Узбекистана в первую очередь надо наладить торговые отношения с соседями и Россией. Проблема в первую очередь заключалась в закрытости границ страны изнутри. На это были свои причины, но на мой взгляд, они были субъективные.
Экономические отношения между Казахстаном и Узбекистаном правильно назвать плохими. Не будем развивать сейчас эту тему, но они были результатом определенных различий во взглядах наших Президентов. Уверен, Новый Президент Узбекистана будет намного более открытый, что отразится на экономических отношениях наших стран. У него нет другого пути как включить все резервы роста, чтобы завоевать доверие народа и удержать власть.
Движение экспортных товаров, особенно продукции сельского хозяйства, идет в Казахстан и через нас в Россию. Условия для транспортировки далеко не благоприятные: таможня, дорожная полиция, транспортная инспекция. В рамках общего улучшения режимов сотрудничества, новое руководство может решить с нашим Правительством эти проблемы. Это не сложно, если решать все вопросы в пакете.
Продукты питания, особенно фрукты и овощи, могут принести Узбекистану хороший валютный приток, так же как и продукция легкой промышленности.
Узбекистан может легко заменить многие виды продукции легкой промышленности китайского производства, как это уже начала делать Киргизия.
Стоимость труда в наших странах, особенно в Узбекистане, уже ниже чем в Китае. Капиталоемкость цехов пошива не высокая. В стране может производиться много продукции из хлопка, льна, шелка, что сегодня ценится на мировых рынках.
В ближайшие годы, пока раскручивается новый экономический рост страны, экспорт рабочей силы важная часть притока валютной выручки в страну. Например легальный рынок использования рабочей силы из Узбекистана в Казахстан отсутствует. Казахстан ввел много ограничений на въезд граждан Узбекистана, в основном, как ответ на такие ограничения со стороны Узбекистана, хотя есть и фактор боязни миграции.
Мы нуждаемся в притоке рабочей силы для сельского хозяйства и строительства. Сегодня мы это делаем нелегально, чем иногда пользуются наши некоторые "бизнесмены", допуская неуважительное отношение к соседям и это откладывает отпечаток на взаимоотношения наших народов. Нам необходимо сделать использование трудовых ресурсов Узбекистана легальным в нашей стране, создав такие же условия для работы как и нашим гражданам. У нас есть огромный дефицит труда в сельском хозяйстве. В тоже время есть свободные трудовые ресурсы в соседней стране.
Новое руководство Узбекистана может и должно вынести на рассмотрение нашей стране пакет взаимовыгодного сотрудничества. Это решение вопросов транспортировки, перелива трудовых ресурсов, облегченный товарообмен, открытость границ, более свободное движение капиталов.
На сегодня наша страна имеет больше свободных финансовых ресурсов, которые не могут найти применения в стране в силу стагнации нашей экономики. Если Узбекистан отроет свой финансовый рынок для наших капиталов, финансовых услуг, то это тоже взаимовыгодно. Необходимо синхронизировать наше законодательство касательно финансовых услуг, при этом не брать наши недостатки, которые уже вылезли все наружу.
Перелив капитала и денег важнейшая тема нашего сотрудничества. Конвертирумость сума его основа. Повторюсь, в течении 12-18 месяцев Узбекистан при правильной экспортно-импортной политике и финансовом регулировании может обеспечить стабильность и прогнозируемость конвертации сума.
Отработав все указанные механизмы с нами, Узбекистан может их применить со всеми республиками Центральной Азии. Находясь между нами, закрыв свои границы, Узбекистан сильно затормозил развитие всего нашего региона. Новое руководство, надеюсь не имеет личных претензий к руководству стран соседей, тем самым диалог может быть налажен с чистого листа, взаимоуважительно в интересах наших стран и народов.
Узбекистан может и должен стать реальным новым двигателем развития Центральной Азии. В этой стране легко обеспечить двухзначные темпы экономического роста. Сравнивать сегодня наши экономические показатели через долларовые параметры не совсем корректно в силу отсутствия свободной конвертации сума. Но я верю, что в течении 5-6 лет Узбекистан может удвоить ВВП, чтобы удвоить его еще раз в последующие 5-6 лет, что в итоге может дать увеличение ВВП за 10-12 лет в пять раз.
Казахстану выгоден такой драйвер роста, поскольку помогая такому росту и используя его, мы можем придать толчок нашей экономике. Экономический рост всей Центральной Азии при динамическом росте Узбекистана выгодно всем, включая Россию, поскольку большая часть товаров инвестиционного характера будет российского происхождения.
Нашему бизнесу стоит серьезно рассматривать вопрос кооперации с бизнесом Узбекистана прямо сегодня. Именно кооперации. так как мы хорошо понимаем что делать надо бизнес в Узбекистана эффективно с узбекскими партнерами. На данный момент у нас немного больше опыта и практики как структурировать проекты, как и откуда привлекать инвестиции и технологии, как правильно строить маркетинг и логистику. А учитывая что маркетинг и логистика неизбежно проходят через нашу страну, то в этом и есть основа для взаимовыгодной кооперации.
Я с оптимизмом смотрю на наши отношения после десятилетия закрытости взаимного доступа. Мы все видели как легко кто-то может вбить клин между соседями, доведя братские страны до состояния войны. Только взаимовыгодное и взаимоуважительное сотрудничество даст нам основу для сохранения мира и безопасности нашего региона. Чем скорее мы это начнем сами, тем меньше будет оснований для вбивания проблем между нами.
Взаимный бизнес - это тоже дипломатия. Думаю уже сегодня всем бизнесменам можно начать что-то делать в рамках сотрудничества наших стран. Мы сможет сами инициировать и способствовать установлению благоприятного режима взаимного сотрудничества.
Зейнулла Какимжанов, предприниматель
Источник: Фэйсбук
Автор: Зейнулла Какимжанов -
Просмотров материала: 3 783