В полной мере использовать преимущества ЕАЭС, а именно, создавать на совместной границе агломерации по аналогии с евро регионами Евросоюза. Такую концепцию, основанную на экономической географии, предлагает профессор КазНУ Шарипжан Надыров. В этом случае экономическим локомотивом страны станет уже не запад, а север.
Открытие высокотехнологичных предприятий на приграничных территориях поможет и Казахстану, и России уйти от сырьевой зависимости в условиях падающих цен на нефть. С Российской стороны уже настойчиво идут разговоры о создании Кургано-Петропавловской и Омско-казахстанской агломераций. Откликается на эти предложения и граничащий с Россией Северный Казахстан. Однако для того чтобы дело двинулось с мертвой точки им не хватает законодательной подоплеки в виде Федерального закона о статусе приграничных территорий. Его разработка тормозится уже несколько лет и дальше проекта дело пока не идет.
«Казахстан и Россия – ключевые страны ЕАЭС, и не только потому, что они огромны по территории, не потому что протяжённость границ сама большая шесть с лишним тысяч километров. А потому что по периметру исторически сложился ресурсный производственно-технологический комплекс, взаимозависимый во многих смыслах. Настолько, что в годы Советского Союза говорили о серединном регионе и его ключевой роли в экономике тогда ещё единого государства», - поясняет профессор кафедры географии, землеустройства и кадастра КазНУ им. Аль-Фараби Шарипжан Надыров, изучивший вопрос создания казахстанско-российских технологических регионов с научной точки зрения.
Учёный разработал концепцию создания Межгосударственных российско-казахстанских агломераций как пространственной формы организации инновационных производств. Она согласуется с программой инновационного развития. Потому что агломерации немыслимы и бесполезны без инноваций и высоких технологий.
На земном шаре агломерации составляют 15% территорий, но здесь производится 95% нововведений и инноваций. Они являются генераторами идей, индикаторами развития инновационных отраслей и концентрирует в себе не только человеческие ресурсы, производственный персонал, не только инфраструктурно-инженерные объекты, но и научно-технический персонал, которые надо рассматривать в единстве.
По словам Ш.Надырова, во многих странах агломерации дают большую часть ВВП. Наблюдается такая тенденция и в странах бывшего Союза. И этот фактор он предлагает использовать. По мнению казахстанского учёного, Казахстан находится в зоне торговой экспансии Китая, и многие страны СНГ, здесь много китайской продукции. Увеличить долю отечественных товаров можно, «включив» в работу приграничье.
«Если исторически посмотреть на северные территории Казахстана и прилегающие российские области - Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую, Оренбургскую - они дают значительную часть ВВП РФ, - говорит эксперт. - Раньше между казахстанскими и российскими регионами была очень тесной. Мы не только поставляли друг другу полуфабрикаты и запчасти, а работали в системе межотраслевого комплекса, аналогом которого можно назвать еврорегионы в Европейском союзе. Здесь производят подавляющую часть инновационной продукции. Причем, на экспорт. Если взять карту Швейцарии, основная часть инновационной продукции на экспорт производится именно на Швейцарско-Австрийской, Швейцарско-Германской, Швейцарско-Итальянской границах. Если взять эти приграничные регионы, они являются лидером во всех значениях этого слова. То же самое было и в советское время. Основная часть ВВП Казахстана производилась как раз в приграничных регионах. В настоящее время, конечно, ситуация изменилась. И когда мы говорим о развитии Казахстанско-российских экономических отношений, интеграции, то имеем ввиду возрождение в новом формате того, что у нас было».
Сейчас основной бюджет формируется из доходов нефтегазового комплекса. В последние годы Казахстана процветал за счет нефти. Однако сейчас ситуация несколько изменилась. В связи с девальвацией, поступления от нефтяной промышленности сократилось в 2-2,5 раза.
В это время поднялась роль северных регионов страны, в особенности Восточно-Казахстанской области. Но не за счет инноваций, никаких технологий внедрено не было. Просто цены на цветные металлы, в отличие от нефти, не упали, а сохранились на прежнем уровне и даже чуть-чуть возросли. За счёт этого северные регионы начали подниматься, однако существенных структурных изменений в их экономике, в валовом региональном продукте, не произошло.
«У Казахстана хоть и огромная территория, но она не компактная, единый хозяйственный комплекс не сложился в советское время и сегодняшняя национальная экономика пространственной целостности собой не представляет, - комментирует Надыров. - Поэтому стоит задача создания усиления приграничных связей, чтобы пройти путь, который прошёл Европейский союз. От общего рынка - к европейскому экономическому сообществу, к европейскому союзу, к общей валюте и так далее».
Однако Казахстану ещё далеко до создания пространственной модели сотрудничества с Россией и создания межгосударственных агломераций. И дело не только в том, что это потребует много работы в плане унификации законодательства. Для таких объединений характерно наличие отраслей с высокими технологиями, имеющимся научно-техническим обеспечением в лице университетов, научно-исследовательских центров. Все они работают на новые технологии. Для еврорегионов характерно наличие трансграничных компаний, пока в Казахстане нет таких прецедентов.
«Если взять продукция 6-го и 5-го технологического уклада – это не только нано-технологии, тера-технологии, но и все современные отрасли промышленности, - рассказывает доктор наук. - Россия производит только 16% высокотехнологичной продукции, остальное приходится закупать извне, здесь и проявляется высокая зависимость от запада, от Японии и других высокотехнологичных стран. Казахстан в этом отношении еще ниже, у нас производство 5-го и 6-го производственного уклада составляет всего лишь 1%. 40% - третий технологический уклад - это обогащение переработка металлов, без запуска электронной промышленности, то есть все циклы технологического уклада у нас усеченные. Поэтому российско-казахстанская граница она должна быть моделью межгосударственного сотрудничества очень в высоком смысле слова не только по звучанию, а по содержанию. По созданию научных отраслей промышленности с научно-техническим образовательным обеспечением».
Для этого надо менять социально-экономическую парадигму, считает эксперт. Он заявил, что за все годы независимости в Казахстане не построено ни одно высокотехнологического предприятия.
Учёный пояснил, что добавленная стоимость получается именно в отраслях с инновационным производством. А их в свою очередь нужно не только создавать, правильно размещать, опираясь на экономическую географию.
Традиционные отрасли - черная металлургия, добыча переработка, производство чугуна и стали, прокат – это четвёртый уровень, дальше которого мы, к сожалению, не уходим, конечно, у нас есть отдельные предприятия, но они не являются ключевыми и ядро образующими.
«В России, конечно, оборонно-промышленный комплекс, эта отрасль лидирует, а у нас пока этого нет. А вечно оставаться сырье ориентированной страной нельзя», - резюмировал Ш. Надыров.
Екатерина УЛАНОВА, специально для Матрица.kz
фото автора
Просмотров материала: 2 467