Политолог Расул Жумалы ответил на вопросы "Трибуны" относительно переноса китайских предприятий на территорию Казахстана, о возможных экологических проблемах и миграционных рисках для страны.
— Как-то незаметно прошла новость о переносе 51 китайского предприятия в Казахстан. Как вы относитесь ко все более тесному сотрудничеству с КНР, причем на неизвестных обществу условиях? Не превратимся ли мы в одну из зависимых от Китая — и экономически, и политически — стран?
— Такие опасения вполне оправданны. Речь, скорее всего, идет именно о переносе вредных предприятий, а не о выгодных инвестициях. Таким образом власти КНР собираются решить проблему загрязнения окружающей среды у себя. Дело в том, что массированная индустриализация привела в последние годы к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в стране.
В свое время Китай, как известно, импортировал опасные производства из Запада. Но сегодня страна дошла до такой стадии развития, когда сама хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические, химические, обрабатывающие и прочие токсичные заводы.
По сути, мы имеем дело с импортом из соседней страны экологических проблем. Поэтому и Китай, и наши чиновники тщательно скрывают информацию про эти предприятия. Все прекрасно знают, что Поднебесная империя никогда не отличалась технологичными, экологичными и безопасными производствами.
Достаточно вспомнить частые техногенные катастрофы, например в Тяньцзине, где летом прошлого года на химических складах произошли мощные взрывы. В результате погибли более 170 человек, разрушены целые кварталы.
Проблема усугубляется тем, что установленные в Казахстане экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, часто нарушаются. Налагаемые при этом штрафы ничтожны, так что крупным предприятиям легче уплатить штраф, чем устанавливать очистные сооружения. Прибавьте сюда колоссальное коррупционное поле.
Наконец, многие опасные химические вещества, которые используются на китайских заводах, в Казахстане не подлежат нормированию и, следовательно, контролю. А это значит, в случае переноса китайских производств эти яды вместе со сточными водами и выбросами предприятий продолжат поступать, но уже в наш воздух и наши реки. В самом Китае уже появились так называемые раковые деревни — населенные пункты, где процент онкологических заболеваний резко возрос. Все они находятся вблизи промышленных объектов и вдоль рек ниже по течению. Вот такая страшная перспектива ожидает и нас.
— Австралия летом этого года отказалась продавать крупнейшую энергетическую компанию Китаю за 7,5 млрд долларов, мотивируя свое решение тем, что это против национальных интересов. Являются ли китайские кредиты, инвестиции и компании угрозой для нацбезопасности Казахстана? Как нужно выстраивать отношения с Пекином, чтобы избежать возможных угроз с китайской стороны?
— Австралия — демократическая страна. Соответственно, важнейшие решения там принимаются прозрачно и под контролем общества. В Казахстане, к сожалению, ситуация совершенно иная. У нас даже нет подробной экологической карты. Все соглашения о недропользовании, деятельности крупных СП, вредных выбросах находятся под грифом «Совершенно секретно».
Отдельный вопрос — какие налоговые льготы и административные преференции получат китайские компании в Казахстане, как это ранее было с другими совместными предприятиями с американцами, европейцами, теми же китайцами. Велик риск того, что эти предприятия станут вещью в себе. Вопрос даже не в том, что выгода от их присутствия для казны будет мизерной. Вероятнее всего, ущерб, прежде всего экологический, будет многократно больше гипотетической прибыли. Посмотрите на опыт Тенгизшевройл, АрселорМиттал или СНПС-Актобемунайгаз.
Есть и вопросы национальной безопасности. Не превращаем ли мы собственноручно казахские земли в китайские анклавы? Тем более уже есть масса прецедентов, когда огромные массивы территории присваиваются иностранцами, вход туда нашим гражданам запрещен, наших рабочих заставляют говорить на английском или китайском, чуть ли не вынуждают петь гимн чужого государства. И все это при грубейших нарушениях Конституции, под носом у акимов и прокуроров, которые почему-то не замечают такого издевательства. По существу, это есть режим оккупации.
Повторюсь, до сих пор нет никакой достоверной информации об этих предприятиях: какие отрасли они представляют, в чем суть договоренностей, насколько отражены интересы Казахстана, кто будет работать на них, как и куда будет сбываться продукция и т. д. Все это, как всегда, решается за закрытыми дверями. Значит, есть что скрывать. А расплачивается за все это народ в виде ухудшения экологии, сокращения продолжительности жизни, роста онкологических, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний, детской и материнской смертности.
— К чему приведет китайское доминирование в Казахстане и в Центрально-Азиатском регионе в целом? Представляет ли Китай демографическую угрозу для нас?
— К сожалению, правительство уже поставило Казахстан в тотальную зависимость от иностранцев, в первую очередь от России и Китая. И мы уже давно испытываем на себе все прелести такого рода «сотрудничества» в виде ущемления суверенитета, банкротства тысяч предприятий, вымывания огромных средств за границу, падения уровня и качества жизни, навешивания на шею населения и будущих поколений миллиардных долгов.
Что касается экологии, то кто сказал, что с закрытием Семипалатинского ядерного полигона в 1990 году людоедские эксперименты над нашим народом закончились? Страшный эксперимент продолжается и, как мы видим, даже набирает обороты — он просто принял иные формы. Это и пресловутые Протоны, и гептил, и миллионы тонн серы и других токсичных отходов, лежащих на открытом воздухе по всей стране, и российские военные полигоны, испытывающие опасные виды вооружений, и Банк ядерного топлива, всевозможные урановые могильники и хвостовики вредных производств, и прочее.
А ведь есть еще миграционные риски. Как известно, любой контракт с КНР подразумевает привлечение большого количества китайских рабочих, опять же в нарушение всех законов, в частности Трудового кодекса. Понятно, что эти трудовые ресурсы будут перевозиться в Казахстан с семьями. Придется строить целые городки под их заселение. А обслуживать, охранять китайские предприятия будут китайские охранники или китайские армейские подразделения. Возникает вопрос: почему бы нашим, своим бизнесменам, предприятиям не дать развернуться на этих территориях? На что чиновники любят повторять, что свободных земель в Казахстане нет. Зато, как видим, для иностранцев есть.
Конечно, это предмет не гордости, а большой тревоги. Ни о каком росте инвестиционной привлекательности, о котором рапортует правительство, речь не идет. Напротив, мы встаем на один уровень с беднейшими и коррумпированными странами Африки, которые китайцы уже вовсю колонизируют. Ни силой оружия, как в XIX веке, а экономически.
Не исключен при этом прямой подкуп китайцами наших чиновников, торгующих национальными интересами и суверенитетом государства. Но те же Мозамбик, Габон либо Свазиленд находятся в гораздо более выгодном положении, чем Казахстан, поскольку удалены от Китая тысячами километров. Мы же, непосредственно гранича с таким исполином, должны изучать любой контракт не с точки зрения сиюминутной материальной выгоды, а при тщательным учете долгосрочных политических и стратегических последствий.
Просмотров материала: 15 208