«Либо Китай признает лидерство России в вопросах безопасности ЦА, либо есть договоренность, что приоритет в вопросах безопасности и военно-политического аспекта остается за Россией и Китай следует строго в экономическом измерении».
Источник: sayasat.org/tribune/1096-o-kazahstansko-kitajskom-sotrudjnichestve-i-rossijsko-kitajskih-interesah-v-kazahstane
Большая китайская делегация во главе с Премьером Госсовета Ли Кэцяном сделала нашей стране подарок ко Дню Независимости – большой пакет новых договоренностей. Два дня, 14-15 декабря, новостные ленты страны были «забиты»такими заголовкамикак «Астана и Пекин подписали соглашения на 14 миллиардов долларов», «Китай готов строить заводы в Казахстане», «Китай перенесет десятки предприятий в Казахстан»и т.д.Итоги переговоров вновь актуализировали вопрос китайских интересов в Казахстане – одни насторожились усилению интересов Поднебесной в нашей стране, другие, наоборот, не видят в этом ничего угрожающего национальным интересам. Синолог Кайрат Беков в интервью «Саясат» расставляет все точки над «i».
Накануне дня независимости Казахстана был подписан ряд договоров между Казахстаном и Китаем. Как вы думаете, насколько укрепитсянаша независимость?
Примечательно, что Казахстан и Китай подписали договор о сотрудничестве в ядерном секторе. В частности, речь идет о производстве ядерного топлива, которое положительно отразится на экономике наших стран. Таким образом, мы диверсифицируем наших партнеров - импортеров нашего топлива. Тем более спрос на топливо неуклонно растет в связи с растущими потребностями во всем мире.Китайский рынок в этом плане имеет очень большой потенциал. Говоря простым языком, это будет дополнительный и стабильный источник доходов для нашей страны.
Вопрос независимости, скорее всего, тут не стоит. Скорее наоборот, диверсификация рынков будет только полезна нам. Тут надо учитывать насколько нашим переговорщикам удалось отстоять наши интересы. А это будет видно по результатам исполнения тех договоров, которые были подписаны.
С другой стороны, накануне подписания этих договоров Казахстан посетил французский президент. А Франция является достаточно серьезным игроком на урановом рынке. Как вы думаете, почему именно китайцы, не французы?
Очень сложно объяснить мотивацию той или иной страны. Но можно сделать некоторые предположения. Возможно, они не заинтересованы из-за наличия других рынков.
Что касается Китая, то у него есть неоспоримый плюс – наличиесредств, которые они готовы вкладывать. Многое зависит не только от каких-то строго рыночных факторов.
Как Россия относится к укреплению позиций Китая в регионе, и в частности в Казахстане?
Сейчас Россия в очень интересном положении. Она вынуждена ориентироваться на Китай. По причине изоляции она стала более внимательной к китайским запросам. Для России важно дальнейшее развитие отношений с Китаем в области экономики и военно-технического сотрудничества. Она спокойно относится к интересам Китая в Центральной Азии и Казахстане.
Когда мы говорим о присутствии Китая, то говорим только об экономике. С 1 января следующего года Казахстан станет участником Евразийского экономического союза. И для России позиция Казахстана предельна ясна, в том числе и в вопросах отношений с Китаем.
Я считаю, что Россия не рассматривает китайское присутствие как угрозу своим интересам. Возможно, даже так, что китайский проект - экономический пояс на шелковом пути открывает и для России новые возможности. В Казахстане и в России есть взаимопонимание между элитами, есть общие интересы.
Однако даже на фоне этого в России есть некоторые опасения. К примеру, сейчас говорят о том, что Россия «села на китайскую иглу» и их зависимость от Китая растет, но даже сейчас китайское усиление в Центральной Азии со стороны России не описывается в терминах угрозы или соперничества. Это экономика и прагматизм. И ожидать какого-то соперничества не стоит.
Выходит, это стратегический симбиоз?
Об этом говорить не приходится. Скорее есть взаимопонимание. Либо Китай признает лидерство России в вопросах безопасности, либо у них есть договоренность, что приоритет в вопросах безопасности и военно-политического аспекта остается за Россией и Китай следует строго в экономическом измерении.
Когда говорят о китайском влиянии в Центральной Азии, замечают только плюсы, но забывают об издержках. А их много. К примеру, выстраивание отношений с местными элитами. Яркий пример - узбекская маятниковая стратегия (то в сторону России, то в сторону США) или расходы на вооружения. Плюс Россия вынуждена бороться с наркотрафиком. Китаю эти проблемы не нужны. Если Китай и хочет быть лидером в регионе, то он должен предложить что-то региону.Лидерство требует больших издержек и содержит в себе немало риска. Если России приходиться нести это бремя чисто по географическим причинам, то Китай имеет возможность избежать этого и сконцентрироваться на экономических проектах.
Экономический пояс на шелковом пути?
Это, на мой взгляд, строго экономический проект, безопасность в реализации которого лежит на странах Центральной Азии. Китай готов и может обеспечить строго экономическую часть.
Этот проект предполагает усиление транзитного потенциала Казахстана. Если проект заработает в полную мощность, то будет только плюс – появятся рабочие места, инвестиции и др.
То, что предложил председатель КНР Си Цзиньпин, – это пока просто идея, над которой надо поработать странам региона. Все зависит от нас.
В регионе наблюдаются две разные модели политик – России и Китая. На фоне шума вокруг России, мы, возможно, и не заметили, что Китай прочно вошел в Казахстан. Это так?
Экономически он уже вошел. Усиление присутствия Китая в Казахстане – это неизбежный процесс, хотя бы потому что Китай – это страна-гигант. Но это усиление выгодно, поскольку выгодны условия сотрудничества в сравнении с другими игроками. Трудно спрогнозировать, чем это может обернуться в будущем, поскольку,с научной точки зрения это явление принципиально не прогнозируемое в силу своей многофакторности и изменчивости.
Готова ли армия Китая отстаивать интересы?
Как я говорил ранее, в китайской армии есть один большой минус, который заключается в отсутствии боевого опыта. Ведь с 1979 года китайская армия не участвовала в крупных вооруженных конфликтах. Сравните с российской армией, которая фактический непрерывно воюет с того же 1979 года или вооруженными силами США, имеющими богатейший опыт ведения боевых действий в различных точках земного шара. А главная опасность и в то же время привлекательность войны заключается в непредсказуемости результата. Поэтому, пока еще неизвестно насколько эффективной окажется китайская военная машина в боевых условиях. Военное и политическое руководство Китая вполне четко осознает слабые стороны своих вооруженных сил (относительно других военных держав) и поэтому будет стремиться не втягиваться в масштабные вооруженные конфликты.
Тем более, как показывают современные вооруженные конфликты, природа и характер современных войн стремительно меняются и вооруженные силы КНР пытаются адаптироваться к ним. Китайская армия находиться в состоянии трансформации, что также может служить определенным ограничением.
По вашему мнению, на каких принципах должно основываться сотрудничество Казахстана и Китая?
Это сложный вопрос. Самое простое – во-первых, перенять прагматичный подход. Главное – надо определиться со своими интересами и приоритетами, потому что это понятие плавающее – не ясно, что нам надо от китайцев или от россиян. Пока политика имеет ситуативный и реагирующий характер. Плюс в том, что это обеспечивает гибкость политики, но есть минус – нам тяжело понять, что нам надо, также трудно определить пределы сотрудничества с другими странами.
Проблема принципов в том, что они ограничивают свободу для маневра. Понятие – национальные интересы – весьма субъективная вещь, каждый понимает это по-своему. Наша внешняя политика все еще в процессе становления. Не исключено, что та линия взаимоотношений между Китаем и Россией продиктована категорией необходимости. Надо учитывать, что Казахстан – маленькая страна по населению, чем Китай и Россия. Наше географическое положение и военный потенциал пока во многом определяет нашу переговорную позицию.
Стоит ли Казахстану принимать какой-то документ что-то вроде концепции, где будут красные флажки во взаимоотношениях с Китаем?
Прелесть такого документа заключается в том, что в нем ясно будет говориться о наших интересах, принципах и видении международной политики.Различные концепции для того и принимаются чтобы другие знали чего мы хотим и чего не приемлем. Но с другой стороны международная ситуация имеет склонность меняться и зачастую очень быстро. Еще несколько лет назад кто мог знать, что будут украинские события?
Наличие же красных флажков говорить будет только о неких запретах. Но лучше этого только, как говорят англичане, subjecttoagreement - можно говорить-обсуждать и принимать.
Появление некоего документа, который бы определял наше отношение на долгое время, - это не реалистично. Меняется власть, меняются приоритеты. Надо брать пример с китайцев, которые планируют, но не расписывают на долгие годы вперед. Надо иметь дело с тем, что есть сейчас.
Китай также не имеет документа-концепции в отношении Центральной Азии и Казахстана. Это строгий прагматизм. Поэтому и нет априори негативного или позитивного отношения к тем или иным процессам в Центральной Азии со стороны Китая. Китай в первую очередь исходит из той ситуации, которая уже сложилась здесь, а не стремиться менять положение, исходя из собственных интересов или побуждений. Такая привилегия доступна лишь немногим странам и Китай к ним не относится.
Просмотров материала: 2 723