Кто учился по-настоящему, тот знает, что чем больше пропускаешь занятия, тем труднее наверстывать упущенное. Если целый год не ходил, то точно отстанешь. За счет упорных занятий можно экстерном усвоить учебную программу, можно также остаться на второй год. Только сверстники на месте тоже не стоят и они идут дальше и догнать их еще трудней, если не сказать, что невозможно. Как говорится, диалектика.
Товарищ более трех десятков лет солдатом служил в Учарале. После стольких лет поехал в те края отдыхать на озере Алаколь. Сегодня звонит и говорит, что почти ничего не изменилось с того времени: те же дома, улицы и разбитые дороги…
После распада СССР Казахстану и его соседи столкнулись с одинаковыми трудностями. Были ошибки, пришлось по ходу многому учиться. И вот прошло 25 лет и можно подводить некоторые итоги.
Вчера в Узбекистане по маршруту Ташкент-Бухара запустили новый высокоскоростной поезд «Афросиаб», который по всем параметрам похож на французское TGV. На реализацию этого проекта потребовалось 400 млн. долларов и 16 месяцев. Следует сказать, что первый такой поезд начал ходить от узбекской столицы к другому туристическому центру Самарканд еще с октября 2011 года. Узбекистан ввел в мае этого года второй нефтехимический комплекс, построил собственный нефтеперерабатывающий завод, ежегодно выпускает более 200 тысяч различных автомобилей, экспортирует текстильные изделия и много чего производит с добавленной стоимостью.
В Кыргызстане по итогам двух революции создана стабильная политическая система, в результате чего власти подконтрольны народу. Как показывает мировой опыт, это самая главная основа развития государства.
В России возьмем одну и близкую для нас отрасль – сельское хозяйство. Россия, еще недавно импортировавшая сельхозпродукцию, сегодня превратилась в мирового экспортера зерна. Она не только практически полностью обеспечивает себя мясом, но и часть продукции идет на экспорт.
В Казахстане тоже произошли изменения, обзавелись новой столицей, введены новые объекты, производим и эксплуатируем собственный скоростной поезд Тальго, что-то строится и что-то производится. За годы независимости повысился уровень жизни населения и в целом наши экономические показатели неплохие. Только структура экспорта, главного показателя уровня экономики, остается неизменной. Почти 60 % от общего объема экспорта приходится на сырье топливно-энергетического комплекса. Затем идут продукты животного и растительного происхождения, готовые продукты - 26%, металлы и металлические изделия – 14%, продукция химической продукции – 7%, а на остальные товары приходится от нуля до 1 %. Т.е. мы, как продавали сырье, так и продолжаем продавать.
Сидя на нефти, так и не построили новый нефтеперерабатывающий завод, из-за бракованных труб не смогли запустить нефтехимический комплекс. Завод «Биохим» в Северо-Казахстанской области, комплекс по переработке хлопка «Ютекс» в Южно-Казахстанской области, автомобильный завод «Тулпар» и другие введенные с пафосом производства закончились банкротством. Авиационный завод в Караганде не выпустил самолеты, а производство планшетов в Актау оказалось фикцией. Недостаточно велось строительство новых автомобильных и железных дорог.
Мы все 25 лет занимались многими делами, но как-то безрезультатно. Принимались различные программы, но никто не отчитывается за их исполнение. В итоге десятки миллиардов государственных долларов ушли никуда. Более того, наши ответственные лица за экономику про них не вспоминают, ни за что не отвечают и по-прежнему продолжают кормить народ обещаниями о светлом будущем.
В июне текущего года глава государства в прямом эфире ввел 8 новых производств. Казалось бы, что это повод для оптимизма. Только некоторые из них, как завод по производству бумажной продукции санитарно-гигиенического назначения в Астане с 53 рабочими местами, завод по производству отечественных тракторов «К-704-4р Батыр» (48 рабочих мест) и предприятие по производству продуктов быстрого приготовления в Казыгуртском районе ЮКО (48 рабочих мест) никак нельзя отнести к производствам государственного масштаба.
Официальное объяснение случившегося сводится к одному – казахстанская экономика пошла вниз из-за падения цены на нефть. На отвлечении внимания народа от насущных проблем направлена работа всей государственной машины. Почти все государственные и окологосударственные СМИ вместе с афилированными с ними лидерами общественного мнения постоянно рассказывают о каких-то бытовых новостях и событиях, как кто-то кого-то избил, кто-то где-то не так танцевал, какая-та корова перешла дорогу, где-то подали не тот бешбармак….
Если провести аналогию с приведенным выше примером про учебу, то пока соседи развивали производство, то мы это дело все время откладывали на потом и годами занимались самопиаром. Например, три миллиарда, потраченные на ЭКСПО, можно было использовать хотя бы для строительства современных дорог между областными центрами, но, видимо, вверху посчитали, что имидж важнее.
В экономике мы уже отстали от своих соседей и догнать их будет трудно по одной простой причине – нет денег и вряд ли они скоро появятся. К тому же, мы так и не диверсифицировали экономику. Из-за этого рано или поздно окажемся перед дилеммой: направлять огромные средства на содержание дорогих в эксплуатации объектов в Астане или решать социальные проблемы почти трехмиллионного населения Южно-Казахстанской области и других регионов, где ситуация тоже ухудшается. Это все без учета внутренних политических проблем, решение которых также откладывается.
В том, что случилось, несет ответственность нынешнее поколение и оно уже пожинает плоды. Но это одна сторона большой проблемы. Сегодняшней молодежи и детям придется еще хуже, ибо их средства уже растранжирили. По нанесенному урону народу можно провести некую параллель с периодом джунгарской оккупации 17-18 веков и голодом 30 годов прошлого столетия. Только сейчас нет жертв, но и как прошлым поколениям нам придется пройти через те же испытания и трудности.
Сколько бы мы себя не называли «Страной Великой степи», от этого легче не станет. В реальности мы превратились в страну упущенных возможностей. И за это нам придется заплатить большую цену.
Казбек Бейсебаев, дипломат
Источник: Фэйсбук
Автор: Казбек Бейсебаев -
Просмотров материала: 6 024