ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• Каспийский достархан.
• Зачем Германии Бишкек?
Кыргызстан
• Байкальские уроки Арала.
Узбекистан
• Пугало армейской дедовщины.
Таджикистан
• Пока гром не грянет?
Туркменистан
Так и хочется воскликнуть: «Уф! Вот и закончилась срединная неделя года и календарная макушка лета – самая драматическая неделя нашего времени!» В самом деле – гигантские лесные пожары, затопленные грозовыми дождями города, новый теракт во Франции, многотысячные протесты американцев против полицейского произвола, смертоубийственные железнодорожные и автомобильные катастрофы, и, наконец, неудавшийся кровопролитный военный переворот в Турции… Многосерийный жуткий триллер 21-го века.
Тем не менее, и на этом тревожном фоне, на планете, в том числе и в Центральной Азии, происходили более позитивные события. Заглянем на интернет-сайты наших соседей…
КАСПИЙСКИЙ ДОСТАРХАН
Самое гигантское на планете озеро десятки веков носит на себе это уважительное звание - «море» - Каспийское море. Правда, принципиальные географы при этом уточняют – «внутреннее» море. А для тех, кто живет на берегах этого уникального водоема, это озеро - не менее уникальный "достархан", вокруг которого в 21 веке живут пять больших независимых государств.
И все предыдущие века этот общий достархан нет-нет, да и вызывал проблемы и создавал конфликтные ситуации в правах хозяйствования на его берегах. Казахстан и Россия, Азербайджан, Туркмения и Иран, кроме общих, имеют здесь свои национальные интересы.
В течение всей минувшей недели СМИ и интернет-издания прикаспийских стран, еще накануне встречи соседей по Каспию в Астане, каждый по-своему комментировали прикаспийские проблемы и строили прогнозы об итогах очередного каспийского раунда. Дело в том, что вопрос определения правового статуса Каспийского моря остро встал после распада СССР, когда вместо двух субъектов прикаспийских стран — СССР и Ирана — появились новые государства — Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Теперь вопрос о разграничении Каспия надо было решать уже между пятью странами. Главная проблема договорной базы по Каспию заключается в определении самого статуса этого гигантского водоема - надо было договориться о том, считать Каспий озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Переговоры по урегулированию правового статуса Каспия в рамках специальной рабочей группы начались, без малого, 20 лет назад. Как сообщает агентство StanRadar, за этот период времени был проделан огромный объем работы и достигнут, как говорят дипломаты, "значительный прогресс в согласовании отдельных элементов правового режима каспийского водоема". То есть, сторонам за два десятилетия лишь удалось приблизиться к достижению консенсуса по проекту конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Не так уж мало, с учетом того, как долго и болезненно шли эти переговоры.
Напомним, первый каспийский саммит прошел в 2002 году в Ашхабаде и там сторонам удалось договориться лишь… о проведении встреч на высшем уровне.
Итогом второго саммита в Тегеране уже стало подписание декларации прикаспийских государств, которая на высшем политическом уровне закрепила договоренности по некоторым элементам правового статуса Каспия, безопасности и стабильности на море, а также вопросам, связанным с позицией сторон по отдельным аспектам международных отношений.
Очередная встреча глав прикаспийских государств, на этот раз в Баку, была ознаменована подписанием двух пятисторонних документов: соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море и совместного заявления президентов "каспийской пятерки".
И главное — в столице Азербайджана лидеры пяти стран достигли принципиальной договоренности относительно ширины национальной зоны, включающей водное пространство под суверенитетом прибрежного государства. Долгое время именно этот вопрос был камнем преткновения для каспийских переговорщиков.
Кроме того, в Баку была достигнута договоренность о выработке механизма введения моратория на вылов осетровых видов рыб в Каспийском море, популяции которых был нанесен значительный ущерб за последнее время. За этим последовало добровольное соблюдение сторонами запрета на вылов осетровых в промышленных целях, а также заключение соответствующего соглашения, направленного на защиту биоресурсов Каспия.
Важнейшим документом четвертого каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани два года назад, стало совместное заявление глав государств, закрепившее широкий перечень принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность прибрежных стран на море. В последующем, эти принципы были инкорпорированы в текст проекта конвенции о правовом статусе Каспия.
Коммюнике по итогам Астраханской встречи президентов зафиксировало имеющийся прогресс в каспийском переговорном процессе и основные направления дальнейшего сотрудничества государств каспийского побережья.
Кроме того, в рамках четвертого саммита состоялось подписание межправительственных соглашений в области гидрометеорологии, сохранения и рационального использования водных биоресурсов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море.
"Несмотря на солидную правовую базу, "каспийская пятерка" намерена и далее наращивать темп разработки международных договоров в различных сферах. Это, в первую очередь, касается вопроса подготовки межведомственных протоколов к соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море по отдельным направлениям взаимодействия между компетентными органами", — заявил министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов, открывая в минувшую среду совет министров иностранных дел стран Прикаспия.
При этом глава МИД Казахстана признал, что при разработке универсальных международных договоров, естественно, возникают отдельные вопросы принципиального характера, требующие рассмотрения и согласования на более высоком уровне. Особую значимость состоявшимся переговорам министров иностранных дел пяти стран придает необходимость выполнения поручения глав прикаспийских государств о завершении работы над проектом конвенции и подготовке ее к подписанию на очередном пятом саммите, который в этом году будет принимать Казахстан.
"Конвенция о правовом статусе Каспийского моря должна стать главным итоговым документом предстоящей встречи "в верхах", — подчеркнул Идрисов, заверив, что Астана готова "приложить максимум усилий для решения всех принципиальных вопросов по проекту конвенции".
По итогам встречи главы делегаций наметили дальнейшие шаги по работе над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря.
ЗАЧЕМ ГЕРМАНИИ БИШКЕК?
КЫРГЫЗСТАН
Как сообщили на минувшей неделе агентство CA-NEWS (KG) и другие среднеазиатские СМИ, в Кыргызстане с официальным визитом побывала канцлер Германии Ангела Меркель. В международном аэропорту «Манас» ее встретил президент Алмазбек Атамбаев.
Встреча А. Атамбаева с А. Меркель прошла в госрезиденции «Ала-Арча». Стороны обсудили широкий спектр вопросов. По итогам встречи состоялась пресс-конференция, на которой главы государств ответили на многочисленные вопросы журналистов.
«Мы хотели бы, чтобы мирные мусульмане, которые проживают здесь, получили поддержку», - сказала канцлер Германии Ангела Меркель, отвечая на один из вопросов. - «У нас есть специфические проекты в сфере развития в области образования и здравоохранения. И, думаю, это все перейдет к экономическому сотрудничеству на основе бизнес-предприятий. Поэтому мы проводим дни экономики Германии и приехала делегация германских предпринимателей. Также, учитывая вопросы ислама, мы бы хотели, чтобы именно те мирные мусульмане, которые здесь проживают, получили поддержку. Мы сделаем все для этого», - сказала она.
Одной из основных тем обсуждения во время встречи президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева и канцлера Германии Ангелы Меркель стали предстоящие президентские выборы.
Как заявил накануне визита канцлера агентству «Кабар» политолог Игорь Шестаков, ведущие немецкие политики не раз отмечали, что для стран Европейского Союза Центральная Азия является регионом стратегического значения.
«В большинстве случаев, находясь в тени международного внимания, здесь сталкиваются интересы крупных региональных держав… Германия достаточно активно присутствует в политической и экономической жизни Кыргызстана на протяжении последних 20 лет. Берлин достаточно интенсивно поддерживает как на двухстороннем уровне, так и в рамках ЕС проекты, направленные на продвижение парламентской системы в Кыргызстане. Также регулярно выделяются немецкой стороной грантовые средства на экономические преобразования», - считает И. Шестаков.
Комментируя предстоящие президентские выборы в Кыргызстане, И. Шестаков заметил: «Как известно, по линии ЕС на их проведение будут выделены соответствующие средства. И Ангеле Меркель наверняка важно знать, какой будет предвыборная президентская гонка 2017 года и какой расклад политических сил ожидается в республике. Для Германии и в целом для Запада важно, чтобы Кыргызстан находился в числе лидеров Центральной Азии по проведению демократических преобразований», - отметил политолог.
Что касается экономики, продолжает он, то известно, что ЕС для Кыргызстана установил льготный экспортный режим в страны-участницы союза.
«Решение это пока в большей степени политическое, чем экономическое, так как Кыргызстану только предстоит выстраивать эффективную систему по наращиванию экспортного потенциала своей продукции, которая бы полностью отвечала европейским стандартам. К примеру, за длительный срок пребывания в ВТО Кыргызстан даже не имел элементарной возможности по сертификации своей продукции по международным стандартам. Эти перспективы появились у сельхозпроизводителей лишь после вхождения Кыргызстана в ЕАЭС.
А по мнению главы Аналитического центра «СТРАТЕГИЯ Восток-Запад» Дмитрия Орлова, «у Германии к Кыргызстану только один интерес: лояльность официального Бишкека. Все остальное: гуманитарное сотрудничество, образовательные программы, военная помощь, торговля — только производные от него. В начале 1990-х годов Германия делала ставку на снижение влияния России как в Центральной Азии, в целом, так и в Кыргызстане, в частности.
Но, по многим параметрам, в этом смысле Германии мало что удалось. К примеру, в списке основных импортеров Киргизии Германия занимает только пятое место. Куда лучше экономические отношения у Германии с Казахстаном и Узбекистаном. В то же время, не надо забывать, что Германия очень давно стремится попасть в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. С этим, как представляется, и связана внешнеполитическая активность Берлина в последнее время.
В марте этого года, например, Центральную Азию посещал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Его тогдашний вояж охватил Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Кстати, в прошлом году он ездил по странам Ближнего Востока, но не преуспел — в Иране, Саудовской Аравии и Иордании его выслушали и не более того. И вот теперь в Кыргызстан пожаловала сама канцлер Ангела Меркель. Все это в целом похоже на то, что Германия проводит своеобразную проверку своих возможностей в республике…
Визит политика такого уровня может означать только то, что до недавнего времени эти возможности были не самыми высокими. К тому же не будем забывать, что на следующий год в Кыргызстане намечены президентские выборы, и Германии нужно, чтобы тот, кто придет после Алмазбека Атамбаева, был так же лоялен к Берлину.
БАЙКАЛЬСКИЕ УРОКИ АРАЛА
УЗБЕКИСТАН
Казалось бы, что общего между дальневосточным Байкалом и центрально-азиатским Аралом? Кроме того, что они младшие конкуренты Каспия - не достигший статуса внутреннего моря Байкал и еще одно усыхающее «море» Арал… Оказывается, названия этих озер-морей в последнее время очень часто фигурируют в обсуждении проектов строительства новых ГЭС в разных в разных странах мира. И поэтому нет ничего неожиданного, что по сообщению агентства CA-NEWS (UZ), эксперт Центра экономических исследований (ЦЭИ) Узбекистана Бахтиер Эргашев на своей странице в Facebook высказался по поводу строительства Монголией крупных гидроузлов на реке Селенге, чтобы решить свои водно-энергетические проблемы и реакции на это России. Как считает политолог, эта ситуация расширила "поле взаимопонимания" между Узбекистаном и Россией в отношении строительства ГЭС на трансграничных реках.
"В последнее время, - пишет Эргашев, - наблюдаю резкую вспышку информационной активности в российских СМИ по поводу проектов строительства Монголией ГЭС на реке Селенга. Селенга - основной источник воды для Байкала. И этим все сказано. Россия настоятельно просит (пока) Монголию не строить эти ГЭС, потому что это станет катастрофой для Байкала. Но Монголия отвечает, что эти ГЭС ей нужны для получения недостающей электроэнергии».
Эта ситуация, по мнению эксперта, очень напоминает озабоченность Узбекистана по поводу строительства ГЭС на Нарыне и Амударье, на которое в последнее время республику «вдохновляет» Россия. И в вот, считает Эргашев, наконец, Россия начала понимать.
«Ничего это вам не напоминает? Узбекистан говорит Кыргызстану и Таджикистану, что не надо строить ГЭС на Нарыне и Амударье. Это - катастрофа для
Арала. Это экономический кризис и потрясение для десятков миллионов людей в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане. Но они отвечают, что им нужна электроэнергия для продажи в Пакистан по проекту CASA-1000 и для собственных нужд", - отметил Эргашев.
"Мы говорим о статусе трансграничных рек. Нам Кыргызстан отвечает, что не подписывал такой Конвенции. Насколько я понимаю, Монголия тоже не подписывала этой Конвенции", - полагает эксперт.
"И теперь я надеюсь, что наконец таки РФ начнет понимать наши озабоченности (Узбекистана - прим.ред.) по поводу строительства ГЭС на Нарыне и Амударье. Прошла информация, что РФ убедила КНР не давать деньги (1 млрд. долл) на строительство первой ГЭС на Селенге. Китайцы прислушались к озабоченностям РФ. Это очень напоминает эпизод в середине нулевых, когда мы настоятельно попросили КНР не финансировать проект правительства Таджикистана по строительству ГЭС на реке Зеравшан, что катастрофически сказалось бы на водоснабжении Самаркандской области. Китайцы тогда прислушались к озабоченностям Узбекистана. И есть надежда (небольшая, если честно), что после истории с планами Монголии по строительству ГЭС на Селенге, теперь РФ не будет с такой непонятно-упрямой настойчивостью озвучивать планы по финансированию строительства Нарынского каскада ГЭС в Кыргызстане. И посоветует своему союзнику по ОДКБ - Таджикистану - не увлекаться планами строительства Рогуна", - подчёркивает эксперт.
"Насколько я понимаю, после этой истории расширилось "поле взаимопонимания" между РУз и РФ. Что неплохо для нашего общего диалога. Вопросы воды, вододеления, строительства ГЭС - они не так просты и односложны, как это представляется определенным группам в московской элите... И Селенга- пример этого", - заключает Эргашев.
ПУГАЛО АРМЕЙСКОЙ ДЕДОВЩИНЫ
ТАДЖИКИСТАН
Чем дальше время уводит нас от советского прошлого, тем чаще люди спорят, чего больше осталось в этом прошлом – хорошего или плохого?
Когда же разговор заходит о вооруженных силах, ветераны с горечью вспоминают неисчезающую опухоль такого армейского порока как дедовщина. Эта опухоль пережила то развальное время и в разных вариантах проявляет себя в армейских казармах стран Содружества.
Такая проблема, сообщило на минувшей неделе агентство StanRadar, тревожит и командование таджикских воинских частей. Душанбе стремится укрепить свои вооружённые силы, но молодые люди не хотят служить в армии. С тревогой говорят о службе в армии своих сыновей и солдатские матери.
Так, по сообщению агентства, Марьям сильно встревожена судьбой старшего из троих её сыновей, которому недавно исполнилось 18: «Мой сын только что окончил школу, и я боюсь, что его заберут в армию. Говорят, что там молодых ребят избивают старшие и более сильные парни», - рассказала Марьям (имя изменено).
«Если он не поступит в университет, его заберут. В Россию я его тоже не хочу отправлять [работать], там тоже опасно. И в армии опасно... Не знаю, что делать».
Согласно таджикскому законодательству, все совершеннолетние мужчины, граждане Таджикистана, обязаны отслужить в армии от 12 до 24 месяцев. Для студентов университетов служба отсрочена, а выпускники университетов служат только год.
Однако, большинство молодых людей пытаются уклониться от службы в армии. Это беспокоит представителей Министерства обороны, желающих укрепить вооружённые силы страны ввиду усиливающихся угроз региональной безопасности.
Призывные кампании проходят дважды в год, весной и осенью. Во время этих кампаний тысячи молодых людей стремятся покинуть Таджикистан и найти работу за рубежом, поступают на дальнейшие образовательные курсы или переезжают из одного района страны в другой, чтобы избежать призыва.
Правозащитные организации уже давно выступают против практики комплектования нового воинского состава через задержания призывников, называемые «облавами».
Дильрабо Самадова возглавляет правозащитную организацию «Офис гражданских свобод», специализирующуюся на защите прав военнослужащих. Она сообщила IWPR, что в Таджикистане каждый год насильно призывают в армию сотни молодых людей.
«В ходе осеннего призыва прошлого года были жалобы на применение “облав”, и в этом году мы также получили жалобы», - сообщила Самадова.
Однако, пресс-секретарь Министерства обороны Таджикистана Фариддун Махмадалиев сообщил, что в их ведомство жалоб на «облавы» во время весеннего призыва 2016 года, проходившего с 1 апреля по 30 мая и досрочно выполненного, не поступало.
Согласно закону Таджикистана «О прохождении воинской службы», сотрудники военкоматов вправе разыскивать и задерживать годных призывников.
Однако эти действия должны ограничиваться текущим законодательством; кроме того, президент Эмомали Рахмон лично раскритиковал проведение «облав».
В прошлом таджикская армия сталкивалась с недобором призывников, особенно в некоторых районах страны.
«Молодые люди не хотят служить, потому что боятся холода, голода и других проблем, которые имеют место [во время прохождения военной службы]. Есть неуставные отношения, в ходе которых наблюдаются случаи избиения солдат, даже со смертельным исходом», - сказала Дильрабо Самадова.
Новобранцы постоянно подвергаются унижению и пыткам со стороны младших офицеров и старослужащих, «дедовщина» стала обычным явлением в армии.
«Каждый район и город должен выполнить свой план [призывной кампании]. А большинство молодых людей, не желая идти на военную службу, уезжают в трудовую миграцию, часть прячется у родственников. Поэтому сотрудники военных комиссариатов и применяют “облавы” в ходе призыва граждан», - рассказала Самадова.
В последние годы сотрудники военкоматов начали отлавливать молодых людей на улицах и заставлять их немедленно вступить в армию.
«Ежегодно в военные комиссариаты добровольцы приходят только в первые пять дней призыва, - сообщила Самадова журналистам IWPR. - Но после пяти дней граждан доставляют туда насильно, при помощи “облав”».
Стоит заметить - ежегодный военный бюджет Таджикистана, беднейшей страны Центральной Азии, составляет 75 миллионов долларов США, в то время как международный долг страны превышает 2 миллиарда долларов.
Таджикистан занял 81 место из 126 в рейтинге GFP 2015 года, уступая своим соседям по региону Узбекистану, Казахстану и Кыргызстану.
Косимшо Искандаров, эксперт в области конфликтологии при Институте востоковедения Таджикистана, считает, что Таджикистан может полагаться на поддержку других государств-членов ОДКБ, а также на Россию.
Однако, он подчеркивает, что Таджикистану действительно необходимо укрепить свой оборонный потенциал.
При этом Махди Собир, эксперт по военным вопросам из Центра стратегических исследований, считает, что на замену призывной должна прийти профессиональная контрактная армия.
«Нужно, чтобы и армия тоже стала на контрактной основе. Молодым людям работать негде. Они бы с удовольствием пошли в армию, если бы им за это платили, - сказал он. - И армия была бы сильной, и не нужно было бы никого ловить [на улицах]».
ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ?
ТУРКМЕНИСТАН
Наше время подтверждает, что усиление террористической и экстремистской угрозы может подвигнуть отдельно взятое государство на корректировку своей внешней политики. Справедливость этой истины тревожно подтвердил в очередной раз чудовищный теракт во французской Ницце…
Это же утверждение на минувшей неделе озвучило агентство StanRadar, ссылаясь на пример Республики Туркменистан. Страна, неоднократно заявлявшая о своем принципе «позитивного нейтралитета» и нежелании участвовать в различных межгосударственных объединениях, в скором времени, возможно, изменить свою позицию. Об этом говорит сложившаяся на данный момент ситуация на афганской территории вблизи границ с центрально-азиатским государством.
Как известно, Туркменистан граничит с рядом провинций Исламской Республики Афганистан (ИРА), не отличающихся стабильностью и безопасностью. Например, провинция Фарьяб, в которой регулярно происходят бои между правительственными силами и ополченцами с одной стороны, и боевиками с другой. Из последних событий можно указать многочасовую перестрелку в уезде Гурзиван, произошедшую в конце июня. Итогом боестолкновения стало уничтожение 26-ти и ранение 10-ти талибов.
Однако без жертв со стороны правительственных сил не обошлось – в бою погиб командир местных ополченцев и еще пятеро из них получили ранения. В начале недели, в свою очередь, в уезде Гормач произошло массовое отравление солдат, организатором которого стал действующий на тот момент военнослужащий Афганской национальной армии. Иными словами, обстановка у границ Туркменистана, что бы не говорил или не умалчивал официальный Ашхабад, плачевная.
Впрочем, есть основания полагать, что руководство центрально-азиатского государства приступило к практическим шагам по изучению сложившейся ситуации. В данном контексте состоявшийся в конце июня визит Министра иностранных дел Туркменистана Р. Мередова в провинции Джаузджан, Фарьяб и Балх более чем показателен. В информационном пространстве встречаются сообщения, согласно которым на северо-западе ИРА набирают силу талибы туркменского происхождения, прошедшие подготовку на территории Пакистана.
Думается, что это одна из многих причин состоявшегося визита, который, к слову, был завершен до достижения всех официально заявленных целей. (Мы говорили об этом в предыдущем обзоре). Сайт «Альтернативные новости Туркменистана» цитируя руководителя радио «Машаал» Амина Мюдаккика, пишет следующее: «… Р. Мередов должен был проехать к месту торжественной церемонии закладки дамбы на реке Амударье. Однако из-за взорвавшейся у дороги бомбы кортеж, в котором ехал министр, вынужден был повернуть обратно».
Конечно, достоверность такой информации можно поставить под сомнение, но сам взрыв на дестабилизированной территории Афганистана, почему-то, отнюдь не удивляет. Станет ли это поворотным моментом для внешнеполитической повестки дня официального Ашхабада – сказать трудно. Президент страны Г. Бердымухамедов, возможно, уповает на то, что те же северо-западные провинции Афганистана зависят от поставок электроэнергии из Туркменистана. Якобы Талибан не будет портить отношения с Ашхабадом для повышения лояльности среди населения.
Однако, еще в феврале в многострадальной провинции Фарьяб боевики произвели 3 ракетных выстрела и обрушили опору ЛЭП, в результате чего вся провинция осталась без света. Думается, это более чем характерный пример намерений талибов, доказывающий, что Ашхабаду следует в кратчайшие сроки определяться с союзниками в рамках противостояния террористической угрозе. В противном случае Туркменистан рискует повторить судьбу стран, охваченных террором на долгие годы.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий. Автор обозрения оставляет за собой право не всегда и не во всем разделять точку зрения авторов и издателей цитируемых публикаций.
Обзоры обновляются на страницах Матрицы. Kz по понедельникам.
Просмотров материала: 3 160