Ужесточение наказания и смертная казнь не решат проблему терроризма. Во-первых, для террориста, побуждаемого идейной, а не меркантильной и иной мотивацией, умереть за истину – это честь и награда в будущей вечной жизни. Во-вторых, консервативная (силовая) стратегия эффективна в редких случаях, так как касается симптомов, а не причин. Поэтому ее применение вместо искоренения причин ведет к углублению противостояния «мы-они», росту ответного насилия: появляются мотивы мести, почва для убеждения в том, что «они» не оставляют иного выбора как агрессия и т.д.
Прогрессивная стратегия антитеррористической деятельности признана более продуктивной и эффективной в зарубежных странах, имеющих давнюю историю борьбы с этим явлением. Ее составляют правовые, политические, дипломатические, финансовые и психологические меры, а также применение давления на государства, спонсирующие экстремизм и терроризм и другие.
С точки зрения результативности, в системе антитеррористической деятельности самым перспективным направлением является в основном профилактика распространения радикальной идеологии среди населения и особенно среди молодежи. Сегодня это каждый четвертый казахстанец.
Что касается реабилитации или ресоциализации лиц, осужденных за терроризм - второго направления антитеррористической деятельности, то его эффективность низкая. Во-первых, тюрьмы сами стали базой рекрутинга среди преступников, осужденных по другим статьям («тюремный джихад»).
Во-вторых, и это главное - совсем незначительным будет процент тех, кто, выйдя на волю, возвратится к мирной жизни. Имеется в виду среди идейных террористов. Все силы следует бросить на тех, кто не охвачен радикальной идеологией. По отношению же к тем, кто уже вовлечен и именно по идейным мотивам, можно сказать, что они «ушли в террор» уже почти безвозвратно. Их практически невозможно ресоциализировать, а оградить от их влияния заключенных по другим статьям - необходимо.
Такой пессимизм связан не только с тем, что у нас нет опыта их реабилитации. Ведь даже реабилитационные профилактические программы в Ираке, Саудовской Аравии, Сингапуре, Иордании, США, Египте, Нидерландах, Великобритании и других имеющих большой опыт странах, по оценке аналитиков, не могут значительно сократить рецидив. И это несмотря на то, что их программы предусматривают работу с теологами, имамами, социальными работниками, обучение профессиональным навыкам и трудоустройство заключенных.
Основная причина низкой эффективности ресоциализации идейных террористов заключается даже не в самой мотивации. Это вторичное и следствие другой, более сложной и фундаментальной причины, которая состоит в том, что в отличие от других преступников чрезвычайная жестокость и фанатизм террористов укоренены не в специфике личности, а в особом мировоззрении и сознании.
Зарубежные политические психологи экспериментально доказали, что террориста нельзя диагностировать как личность, страдающую психическими расстройствами. Иначе была бы невозможна их совместная деятельность, требующая быстрой актуализации навыков и умений в групповом взаимодействии, согласования действий, подчинения и т.д. Не существует и специальных личностных качеств террориста, не считая некоторых акцентуаций характера, которые лишь предрасполагают к терроризму и то при определенных условиях.
Главным механизмом террористического поведения является упрощенная логика, основанная на абсолютизации единственно верной и сверхценной идеи, которая не впускает в сознание любую другую, противоречащую ей мысль. Эта особенность называется «моноидеизмом» или экстремистским типом сознания. Отсюда предельная нетерпимость к инакомыслию и фанатизм, твердая вера в обладание абсолютной, единственной истиной, собственное мессианское предназначение во имя спасения и счастья человечества.
В восприятии отсутствуют полутона. Мир воспринимается только как противостоящие друг другу абсолютное благо («мы», носители высшей истины) и абсолютное зло («они», те, кто ее не разделяет), между которыми невозможен диалог, а лишь борьба до полного уничтожения зла.
Экстремистское сознание нуждается в соответствующих идеологических установках. Для этого спекулятивно и используется религия, потому что она в силу свойственной ей функции интегра¬ции, объединяет группу людей, дает им общий смысл, помогает найти свое место в окружающем мире. Религия, выделяя одну группу людей, противопоставля¬ет ее другим. В периоды социально-политических кризисов и кру¬шения системы ценностей именно этот аспект приобретает особенное значение.
Тот факт, что террористов от других преступников отличает особый тип сознания, во-первых, означает, что профилактическая программа ресоциализации осужденных террористов, чтобы стать эффективной, должна направляться на дерадикализацию сознания.
Во-вторых, профилактическая работа с населением так же, как и в случае с осужденными террористами, должна учитывать те психологические методы, которые используются вербовщиками с целью радикализации сознания. Для предотвращения распространения идей политического псевдоислама среди населения обязательно, но недостаточно только религиозное просвещение в области традиционного ислама. Тем более, «для галочки», для отчета о том, как много населения было охвачено информационно-разъяснительной работой. А этот показатель берется в качестве главного для оценки эффективности профилактики.
Знание традиционного ислама, конечно, создает иммунитет, сопротивление чужому. Вместе с тем необходимо скрупулезное разъяснение тех конкретных понятий ислама, которые спекулятивно используются для радикализации сознания и внедрения в него идеологии насилия, якобы санкционированной свыше. Одним словом, антидот или противоядие от радикализации сознания будет эффективным в том случае, если оно учитывает специфику яда – его компоненты и механизм действия
С этой точки зрения, необходимо учитывать всю последовательность действий в поведении вербовщиков и те психологические методы, которые ими применяются для радикализации сознания с целью вовлечения в экстремистские псевдорелигиозно-политические организации. Мы избегаем определения «исламистские» как уничижительные по отношению к высокой религии, тем более, что их идеология не имеет никакого отношения к исламу.
Очевидно, что абсолютная трансформация сознания по экстремистскому типу не может произойти сама собой, а только под воздействием специальных психотехнологий и довольно эффективных. Об этом можно судить по тому, как быстро и необратимо происходит метаморфоза с обычным молодым человеком, которого «будто подменили» до неузнавемости.
За короткое время он изменяется не только внешне (одежда, борода), но и внутренне - резко сужается круг интересов (может читать и говорить только о религии), утрачивает чувства к прежним друзьям, родственникам (теперь это кафиры) и прежние ценности, уходит из дома «к братьям», уезжает воевать.
В рамках трехлетнего проекта «Психология религиозно-политического экстремизма и терроризма: мировой опыт и прикладные задачи противодействия в современном Казахстане» при грантовой поддержке МОН РК сотрудниками Компании системных исследований «Фактор» выявлены основные психологические методы воздействия на сознание, применяемые вербовщиками с целью его радикализации как в непосредственном общении, так и в социальных сетях.
Результаты показали, что вербовка – это в деталях продуманный, целенаправленный процесс. Он исключает случайности в выборе места, потенциальных адептов и психологических методов воздействия. Например, в непосредственном общении «лицом к лицу» психологическое воздействие на сознание происходит в два этапа: «Установление контакта, начало радикализации сознания» и «Индоктринация радикальной идеологии, укрепление приверженности группе».
На обоих этапах последовательно реализуются обе стадии установления контроля над сознанием потенциального адепта: сначала «размораживание», а затем «изменение» с помощью методов специфического и неспецифического внушения, убеждения («свидетельство», «сияющее обобщение», «приклеивание ярлыков» и другие). Эти методы, кроме всего прочего, используют конъюнктурно изъятые цитаты из хадисов, Корана, фетвы и намеренно искаженный смысл понятий ислама (кафир, иман, такфир и т.д.).
В результате «размораживания» достигаются: высокая мотивация к изучению «чистого» ислама и абсолютное доверие к вербовщику, формируются установки негативного отношения к традиционному исламу, происходит «вырывание корней» из культурно-этнической и светской среды, начинает прокладываться линия радикализации в сознания («мы»-«они», кафиры), устанавливается эмоциональный и информационный контроль над сознанием, изменяется прежнее мировоззрение на гностическое, «все отрицающее» мировоззрение.
В измененном с помощью психологического воздействия гностическом мировоззрении знания представляет внедренная идеологами в сознание спекулятивная теология (псевдоислам), убежденность в необходимости полного отказа от современного устройства общества. Гностическое мировоззрение не довольствуется реформами, а полностью отрекается от старого «несправедливого» мира, который нужно сломать, как это делали революционеры-террористы начала ХХ века: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем - мы наш, мы новый мир построим…».
Спектр ценностей сужается до одной сверхценности - единственно верной истины, идеи-фикс, которая подчиняет себе личность и жизнь террориста. Программы действия и жизни выстраиваются под влиянием этих знаний и ценности как планы только на будущее, отречение от жизни в настоящем ради светлого будущего – торжества «чистого» ислама.
С помощью конкретных психологических методов идеологи преобразуют мировоззрение, формируя в сознании установки критического отношения не только к традиционному исламу, но и политическому обустройству общества. Например, для убеждения потенциальных адептов в том, что причиной социальных и экономических проблем населения является политическое устройство общества чаще других используется метод «3 «да» в различных вариациях.
- В Арабских Эмиратах вообще не знают, что такое нищета, преступность, двери не закрывают на ключ. Все равны перед законом. Это хорошо же? (да)
- Население не знает, что такое материальные трудности, не боится будущего. Все потому, что они живут по шариату – исламскому закону. А он запрещает ростовщичество, проценты в банках, коррупцию. Жить по шариату хорошо ведь? (да)
- Исламское государство, устроенное по шариату это хорошо же? (да)
- Если мы создадим исламское государство, будем жить по шариату, то тоже ведь будем жить так же хорошо? (да)
Сама техника внушает ответ на вопрос «кто виноват?» (политическая система, государственные органы власти) и подготавливает следующую ступень работы с вербуемыми, которая даст ответ на вопрос «что делать?»
Псевдорелигиозная доктрина насилия будет внедрена в сознание «размороженного» адепта на стадии «изменение» с помощью психологических методов воздействия, но уже в условиях изоляции – в группе, куда он помещается, осуществляя «малую хиджру». Результатами их применения в специально организованных условиях являются: полный контроль над сознанием адепта, включая поведение, а также окончательное формирование фанатизма, экстремистской направленности личности, приверженности организации, идентичности «истинный мусульманин-глобалист» и психологической готовности к насилию, джихаду в любой точке земного шара.
К слову, контроль над сознанием как основную психотехнологию используют и вербовщики псевдорелигиозных экстремистских организаций, например, «Ата жолы». В проведенной ранее сотрудниками Компании системных исследований «Фактор» психологической экспертизе деятельности этого движения установлены главные методы воздействия на сознания. Однако они, хотя и нацелены на установление контроля над сознанием, отличаются от методов псевдорелигиозно-политических организаций, потому что преследуют совсем другую цель – коммерческую, а не политическую.
Вопреки распространенному представлению о том, что террористов зомбируют, в исследовании не были выявлены факты длительного лишения сна и отдыха, (использование сенсорной депривации), белковой пищи и применения гипноза. А они являются приемами, чаще используемыми для зомбирования, уничтожая память человека о себе и делая из его сознания «tabula rasa», на которой можно записать заново все, что угодно, т.е. перепрограммировать личность.
В псевдорелигиозно-политических экстремистских организациях происходит не перепрограммирование, а формирование личности террориста на основе изменения мировоззрения и трансформации сознания. Здесь находится корень проблемы эффективности ресоциализации осужденных террористов с одной стороны, а с другой – устойчивости населения перед угрозой распространения радикальной идеологии с помощью методов воздействия на сознание.
Между тем именно процесс и методы целенаправленного формирования личности террориста идеологами-вербовщиками должны учитываться в организации обоих направлений антитеррористической деятельности и особенно сейчас, когда в связи с нестабильностью, ухудшением жизни, ростом кризисных жизненных ситуаций складываются благоприятные условия для радикализации сознания населения.
Майра Абрелева, психолог
Просмотров материала: 2 100