Почему казахстанские предприниматели ограничиваются только куплей и продажей? В чем разница между переломными 1990-ми годами и нашим временем? Почему государственная поддержка предпринимателей зачастую не достигает цели и остается только на словах? Из-за чего вырос целый класс так называемых обуза-предпринимателей? Насколько логично урегулирование цен правительством? Ключевые предпринимательские вопросы комментирует известный казахстанский бизнесмен Айдар Слямбек.
– Вы знаете, что рядом с каждым предпринимателем ходят работники санэпидстанции, пожарной службы, налоговой полиции, агенты по делам госслужбы и противодействию коррупции, прокуроры, представители министерства юстиции? На самом деле каждый из них преследует свои собственные цели. До сих пор так. Разве может в таких условиях развиться бизнес? Мне часто задают вопрос вроде: «Почему так много наших бизнесменов, занятых в торговле?» Ответ прост: в Казахстане заниматься производством крайне рискованно. Сначала вам придется на свои средства подключить свет, тепло и воду. Возможно, сейчас эти процедуры вам покажутся пустяком. Но на самом деле это дорогой и изнурительный процесс.
Если государство говорит: «Предприниматели должны заняться производством продукции», то оно должно открыть доступный и приемлемый путь к инфраструктурам. Самое интересное, что начать бизнес сегодня, по сравнению с теми же 1090-ми либо 2000-ми годами, намного тяжелее. Да, государство помогает. Существуют такие институты, как Фонд развития предпринимательства «Даму», Банк развития Казахстана, Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Но, несмотря на это, со стороны нынешних предпринимателей нет никакого оптимизма по этому поводу. На самом деле это является серьезной проблемой, превышающей даже последствия глобального кризиса.
Вопрос: почему нет никакого стремления? Причина заключается в том, что предпринимателям с высоких трибун говорят и обещают многое, а делают совсем другое. Поймите, словесная поддержка предпринимателей не стоит и ломаного гроша. Если сказать прямо, то самым лучшим выходом было бы не беспокоить бизнес и оставить предпринимателей в покое! Пусть государство даст возможность каждому работать и зарабатывать. Пусть оно сократит число контролирующих органов хотя бы на 50% и составит для всех предпринимателей понятное положение по государственным требованиям. И все.
А сейчас у нас как? Государство до сих пор вмешивается в ценовую политику коммерческих предприятий. Если предприятие не является монополией, то государство не вправе диктовать предприятию то, какие должны быть расценки и чем ей заниматься. Почему? Если государство будет и впредь вмешиваться в дела бизнесмена, то мы потеряем так называемую активную группу бизнесменов.
Скажу вам следующее: человек, который поймет, что он не в силах реализовать свои бизнес-идеи на родине, то он воплотит их где-нибудь за границей. К слову, каково отношение к бизнесу на Западе? Как мне известно на Западе предпринимательский бизнес является общедоступным делом, всемерно поощряется и поддерживается государством и составляет основу постоянного воспроизведения предпринимательской среды. В настоящее время в таких странах, как Франция, Германия мелкое предпринимательство обеспечивает рабочими местами порядка 60-70% всех занятых граждан в этих странах, причем примерно половина из них сами являются мелкими предпринимателями.
Очевидно одно – если в стране не будет ресурса индивидуального бизнеса, то государство будет вынуждено тратить деньги для его содержания. Государство не сможет извлечь из этого выгоду. Должно быть наоборот. Если человек самостоятельно зарабатывает, то не выгодно ли это и государству? Ответ, я думаю, очевиден.
Так же в бизнесе неуместна чрезмерная поддержка, в этом случае в сознании предпринимателя появится понятие «правительство прокормит». А разве нужны государству так называемые обуза-предприниматели? Конечно, нет. Нам нужны лидеры, которые могут принимать решения. За время работы я понял одно: бизнесмены, сошедшие с дистанции, это те, которые не смогли реализовать свои лидерские способности.
Знаете, что говорил Теодор Рузвельт? «Люди спрашивают, какая разница между лидером и боссом. Лидер работает в открытую, босс — взакрытую. Лидер ведет, босс погоняет». То есть, задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто молча следует за лидером.
Однако многие предприниматели боятся показать свою слабость перед коллективом. И это проблема. В разрешении этой проблемы важнейшая роль принадлежит бизнес-образованию. Например, когда мы обучались по программе МВА, то изучали возможности и преимущества лидерства. Здесь же я узнал о совсем других качествах настоящего лидера. Наш бизнес-наставник сказал, что «лидеры не должны бояться сказать перед своим коллективом слово «Я не знаю». Причину этого мы узнали позже.
Однажды 20 человек, обучающиеся по нашей программе, обсуждали возможности использования мобильного телефона. Были высказаны 20 различных мнений по использованию телефона как средства общения, информации и рекламы. Понимаете? Бизнес – это групповая, коллективная работа. У каждого человека можно чему-нибудь научиться. Бизнесмен, считающий себя лидером, общающийся со своими подчиненными в условиях диктатуры, непременно понесет крах.
После этого я тоже изменил свой взгляд на бизнес, в первую очередь на контакт со своим коллективом. Например, важные проблемы я начал решать не с заместителями, а с коллективом. Сейчас растет и развивается казахскоязычная аудитория. Нужно работать с ней.
При выезде за границу необходимы будут специалисты по английскому языку. В этой связи мы назначили премию тем сотрудникам, кто начал изучать языки. Другими словами, мы инвестировали в коллектив. Вся эти шаги направлены на качество работы, они помогут поднять наше дело на новый уровень. Каждый менеджер компании почувствовал свою необходимость.
Зачем я это все говорю? В конечном счете, причина не в кризисе. В 2000-х годах экономика Казахстана была намного хуже, но, несмотря ни на что, мы успешно занимались бизнесом. Решение заключается в том, что государство должно изменить свои взгляды на предпринимательство, а предприниматели – обратить внимание на свое дело и отношение к работе. Что касается, последнего пункта: как наши западные коллеги по цеху привлекают клиентов?
Приведем самый простой пример. Открывается кафе, бар или другая точка общепита при торговом центре, в многоэтажном универмаге или скажем на большом рынке. Смысл идеи в том, что когда клиент покупает дорогую вещь, в пределах 3-5 тысяч евро и больше кассовый аппарат вместе с чеком выдаёт второй чек на бесплатный хотдог, булочку или круасан (на ваше усмотрение). Любой народ любит то, что бесплатно, это значит что в ваше заведение непременно зайдут и попутно купят кто чай, кто кофе, кто пиво и зал будет постоянно полный и работы невпроворот.
Об авторе:
Айдар Слямбек родился 1978 года в Раимбекском районе Алматинской области. Руководит компанией по снижению энергетических затрат. Слушатель Алматы менеджмент университета по программе МВА. Закончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. Его компания тесно сотрудничает с акиматом города Алматы. Компания предоставляет новые технологии, которые позволяют экономить энергию таким крупнейшим предприятиям, как КЕГОК, «Казатомпром» и «Астана Экспо-2017».
Просмотров материала: 4 830