Казахстанский опыт технической модернизации НПЗ показывает, что, вложив существенные государственные инвестиции в проект, можно получить продукцию ниже Евро-2 вместо ожидаемой Евро-4. Каким же будет стандарт продукции Шымкентского НПЗ после завершения его модернизации? Как в Европейском союзе, который переходит на Евро-6? Или опять пойдем по пути уже имеющегося отрицательного опыта?
Низкое качество выпускаемой продукции и слабая техническая оснащенность НПЗ являются основными проблемами сектора нефтепереработки. Для выхода из ситуации Казахстан проводит модернизацию всех НПЗ. Проекты включены в государственную программу индустриально-инновационного развития (ГПИИР).
Сложившаяся ситуация в секторе нефтепереработки не позволяет сразу перейти на более высокий стандарт. Для решения проблем предлагаются три варианта выхода из ситуации:
1) одновременное действие стандартов Евро-2 и Евро-4. Для этого необходимо заключение соглашения между Министерством энергетики и НПЗ. Согласно этому власти продлевают оборот низкокачественных сортов топлива, а НПЗ – модернизируют свой производственный цикл;
2) стимулирование производства продукции НПЗ Евро-4 и Евро-5 дифференцированными акцизами. Разница их ставок для производителей может включаться в Налоговый кодекс;
3) разработка нормативно-правовых актов, например, технологического регламента, содержащего требования к горюче-смазочным материалам.
Для изучения проблем технологической модернизации НПЗ автором статьи был проведен экспертный опрос. Анкетированием были охвачены представители госорганов, научных институтов и независимых аналитиков. Первые оценили роль ГПИИР в секторе нефтепереработки как эффективную. Вторые в большинстве воздержались от прямых оценок. Независимые эксперты указали на минусы данной программы.
Опрос выявил проблемы, тормозящие процесс модернизации НПЗ. 45% опрошенных считают, что в секторе нефтепереработки не создана эффективная система внедрения инновационных технологий. 36% респондентов подчеркнули, что процесс модернизации НПЗ тормозится из-за того, что предприятия не занимаются НИОКР самостоятельно.
По мнению независимых экспертов, отсутствует вертикальная интеграция «от скважины до бензоколонки». Между отдельными компаниями, собственниками, посредниками разорваны все стадии добычи, транспортировки и переработки нефти, оптовой и розничной торговли ГСМ. Аналитики считают, что возврат НДС с экспорта делает снабжение НПЗ нефтью невыгодным.
Главными причинами возникновения проблем технологического развития НПЗ отмечены:
- высокая изношенность основных фондов НПЗ;
- дефицит инвестиционных ресурсов из-за высокой капиталоемкости проектов и кризиса на финансовых рынках;
- отсутствие финансирования по созданию структуры НИОКР на предприятиях.
Мнения экспертов разделились по проблемам, которые могут быть решены топ-менеджментом НПЗ самостоятельно внутри предприятия. Так, 45% опрошенных считают, что топ-менеджмент сможет решить проблемы только низкой производительности труда. 33% респондентов отметили, что топ-менеджмент преодолеет вопросы технологической отсталости.
Независимые эксперты подчеркнули, что основные проблемы неудовлетворительной деятельности НПЗ имеют внешний относительно них характер. Аналитики уверены, что самое главное препятствие имеет системный характер: в нынешнюю внешне ориентированную экономическую модель Казахстана внутренняя переработка не вписывается.
Проведенный опрос также выявил новые инструменты ГПИИР на 2015-2019 гг. при их корректировке в части нефтепереработки. Половина опрошенных считают, что новизной может быть альтернативное государственному бюджету финансирование. По мнению одного из респондентов, нужна иная идеология индустриально-инновационного развития, в основе которой могут быть вертикально выстроенные интегрированные перерабатывающие комплексы, с целевым (проектным) финансированием.
В ходе анкетирования эксперты предложили следующие дополнительные механизмы и инструменты, которые могут быть законодательно закреплены:
- уменьшение простоя оборудования, технологии;
- глубокая переработка нефти мини-НПЗ;
- исключение неконтролируемых посреднических структур;
- исключение государственного регулирования цен;
- сокращение административных барьеров для бизнеса.
Таким образом, опрос показал, что процесс модернизации НПЗ тормозится из-за отсутствия системы внедрения инновационных технологий, а также низкой эффективности НИОКР на предприятиях.
Отметим, что затраты на исследования и разработки считаются одним из основных показателей инновационной активности. В зарубежных странах исследования и разработки, проведенные внутри предприятия, являются основным источником инноваций, намного опережая другие источники. В Казахстане основная часть инноваций имеет место благодаря покупке машин и оборудования. Тогда как исследования и разработки занимают небольшой удельный вес среди источников инноваций.
Согласно Лиссабонской стратегии, странам ЕС рекомендуется 3% от ВВП инвестировать на исследования и разработки. Из них 1% составляет вклад государства, 2% - это капиталовложения частного сектора. В Казахстане доля инновационной продукции в ВВП составляет 1,69%, в Германии – 3,3%, в Польше – 4,5%.
Несмотря на рекомендации и цифры, на нынешнем этапе развития сектора нефтепереработки для Казахстана затраты на приобретение технологий «извне» являются в конечном итоге более эффективными. Даже если на приобретение технологий затрачивается больше средств, чем на самостоятельные исследования.
Как отмечает отраслевой специалист Серик Баймуханбетов, при выборе технологии нельзя ошибиться, так как в Казахстане уже есть отрицательный опыт. Оказывается, в технической модернизации Атырауского НПЗ в 2006 году закладывалось, что завод будет перерабатывать один конкретный тип нефти, в итоге поставки этой нефти не были обеспечены. Вследствие этого на проект потрачены немалые государственные инвестиции, а выпускаемый заводом бензин не отвечает даже нормам Евро-2.
Кроме того выяснилось, что при разработке технико-экономического обоснования проекта модернизации казахстанских НПЗ, эксперты рекомендовали невыгодную устаревшую технологию. По мнению С.Баймуханбетова, еще в 2009 году при разработке ТЭО модернизации Шымкентского НПЗ наши специалисты ошиблись в выборе исполнителей.
Так, разработчиками выступали иностранные компании, которые либо одновременно являлись лицензиарами технологий, либо исполняли заказ без выезда в Казахстан и без ознакомления с текущими тенденциями рынка. С. Баймуханбетов считает, что возможно это был промышленный лоббизм, так как на проект модернизации НПЗ предполагалось направить более 1 млрд. долларов США.
С точки зрения технологического развития для НПЗ экономически выгоден современный метод гидрокрекинга, на который переходят заводы в разных странах мира. Гидрокрекинг обеспечивает получение продукции на уровне Евро-5, а также такая технология позволяет не зависеть от качества нефти.
Ботагоз Казбек, экономист, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 558