24 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Хотели Евро-4, получили Евро-2

09 февраль 2016, 12:46
Хотели Евро-4, получили Евро-2 Казахстанский опыт технической модернизации НПЗ показывает, что, вложив существенные государственные инвестиции в проект, можно получить продукцию ниже Евро-2 вместо ожидаемой Евро-4. Каким же будет стандарт продукции Шымкентского НПЗ после завершения его модернизации? Как в Европейском союзе, который переходит на Евро-6? Или опять пойдем по пути уже имеющегося отрицательного опыта?

Низкое качество выпускаемой продукции и слабая техническая оснащенность НПЗ являются основными проблемами сектора нефтепереработки. Для выхода из ситуации Казахстан проводит модернизацию всех НПЗ. Проекты включены в государственную программу индустриально-инновационного развития (ГПИИР).

Сложившаяся ситуация в секторе нефтепереработки не позволяет сразу перейти на более высокий стандарт. Для решения проблем предлагаются три варианта выхода из ситуации:

1) одновременное действие стандартов Евро-2 и Евро-4. Для этого необходимо заключение соглашения между Министерством энергетики и НПЗ. Согласно этому власти продлевают оборот низкокачественных сортов топлива, а НПЗ – модернизируют свой производственный цикл;

2) стимулирование производства продукции НПЗ Евро-4 и Евро-5 дифференцированными акцизами. Разница их ставок для производителей может включаться в Налоговый кодекс;

3) разработка нормативно-правовых актов, например, технологического регламента, содержащего требования к горюче-смазочным материалам.

Для изучения проблем технологической модернизации НПЗ автором статьи был проведен экспертный опрос. Анкетированием были охвачены представители госорганов, научных институтов и независимых аналитиков. Первые оценили роль ГПИИР в секторе нефтепереработки как эффективную. Вторые в большинстве воздержались от прямых оценок. Независимые эксперты указали на минусы данной программы.

Опрос выявил проблемы, тормозящие процесс модернизации НПЗ. 45% опрошенных считают, что в секторе нефтепереработки не создана эффективная система внедрения инновационных технологий. 36% респондентов подчеркнули, что процесс модернизации НПЗ тормозится из-за того, что предприятия не занимаются НИОКР самостоятельно.

По мнению независимых экспертов, отсутствует вертикальная интеграция «от скважины до бензоколонки». Между отдельными компаниями, собственниками, посредниками разорваны все стадии добычи, транспортировки и переработки нефти, оптовой и розничной торговли ГСМ. Аналитики считают, что возврат НДС с экспорта делает снабжение НПЗ нефтью невыгодным.

Главными причинами возникновения проблем технологического развития НПЗ отмечены:

- высокая изношенность основных фондов НПЗ;
- дефицит инвестиционных ресурсов из-за высокой капиталоемкости проектов и кризиса на финансовых рынках;
- отсутствие финансирования по созданию структуры НИОКР на предприятиях.

Мнения экспертов разделились по проблемам, которые могут быть решены топ-менеджментом НПЗ самостоятельно внутри предприятия. Так, 45% опрошенных считают, что топ-менеджмент сможет решить проблемы только низкой производительности труда. 33% респондентов отметили, что топ-менеджмент преодолеет вопросы технологической отсталости.

Независимые эксперты подчеркнули, что основные проблемы неудовлетворительной деятельности НПЗ имеют внешний относительно них характер. Аналитики уверены, что самое главное препятствие имеет системный характер: в нынешнюю внешне ориентированную экономическую модель Казахстана внутренняя переработка не вписывается.

Проведенный опрос также выявил новые инструменты ГПИИР на 2015-2019 гг. при их корректировке в части нефтепереработки. Половина опрошенных считают, что новизной может быть альтернативное государственному бюджету финансирование. По мнению одного из респондентов, нужна иная идеология индустриально-инновационного развития, в основе которой могут быть вертикально выстроенные интегрированные перерабатывающие комплексы, с целевым (проектным) финансированием.

В ходе анкетирования эксперты предложили следующие дополнительные механизмы и инструменты, которые могут быть законодательно закреплены:
- уменьшение простоя оборудования, технологии;
- глубокая переработка нефти мини-НПЗ;
- исключение неконтролируемых посреднических структур;
- исключение государственного регулирования цен;
- сокращение административных барьеров для бизнеса.

Таким образом, опрос показал, что процесс модернизации НПЗ тормозится из-за отсутствия системы внедрения инновационных технологий, а также низкой эффективности НИОКР на предприятиях.

Отметим, что затраты на исследования и разработки считаются одним из основных показателей инновационной активности. В зарубежных странах исследования и разработки, проведенные внутри предприятия, являются основным источником инноваций, намного опережая другие источники. В Казахстане основная часть инноваций имеет место благодаря покупке машин и оборудования. Тогда как исследования и разработки занимают небольшой удельный вес среди источников инноваций.

Согласно Лиссабонской стратегии, странам ЕС рекомендуется 3% от ВВП инвестировать на исследования и разработки. Из них 1% составляет вклад государства, 2% - это капиталовложения частного сектора. В Казахстане доля инновационной продукции в ВВП составляет 1,69%, в Германии – 3,3%, в Польше – 4,5%.

Несмотря на рекомендации и цифры, на нынешнем этапе развития сектора нефтепереработки для Казахстана затраты на приобретение технологий «извне» являются в конечном итоге более эффективными. Даже если на приобретение технологий затрачивается больше средств, чем на самостоятельные исследования.

Как отмечает отраслевой специалист Серик Баймуханбетов, при выборе технологии нельзя ошибиться, так как в Казахстане уже есть отрицательный опыт. Оказывается, в технической модернизации Атырауского НПЗ в 2006 году закладывалось, что завод будет перерабатывать один конкретный тип нефти, в итоге поставки этой нефти не были обеспечены. Вследствие этого на проект потрачены немалые государственные инвестиции, а выпускаемый заводом бензин не отвечает даже нормам Евро-2.

Кроме того выяснилось, что при разработке технико-экономического обоснования проекта модернизации казахстанских НПЗ, эксперты рекомендовали невыгодную устаревшую технологию. По мнению С.Баймуханбетова, еще в 2009 году при разработке ТЭО модернизации Шымкентского НПЗ наши специалисты ошиблись в выборе исполнителей.

Так, разработчиками выступали иностранные компании, которые либо одновременно являлись лицензиарами технологий, либо исполняли заказ без выезда в Казахстан и без ознакомления с текущими тенденциями рынка. С. Баймуханбетов считает, что возможно это был промышленный лоббизм, так как на проект модернизации НПЗ предполагалось направить более 1 млрд. долларов США.

С точки зрения технологического развития для НПЗ экономически выгоден современный метод гидрокрекинга, на который переходят заводы в разных странах мира. Гидрокрекинг обеспечивает получение продукции на уровне Евро-5, а также такая технология позволяет не зависеть от качества нефти.

Хотели Евро-4, получили Евро-2Ботагоз Казбек, экономист, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 558

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 526 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 357 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 998 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 123 022 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 330 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 491 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 664 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 733 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 925 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 069 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 450 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 326 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 652 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 548 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 357 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 460 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 656 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 324 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 669 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 434 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 430 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 271 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 116 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 362 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 294 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 825 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 173 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 149 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 368 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 696 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 119 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 135 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 177 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 100 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 333 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 484 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930