Одной из ключевых задач научно-технической сферы, а также по повышению конкурентоспособности отечественной экономики является создание национальной инновационной системы. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках ГПИИР.
Источник: natd.gov.kz
Коммерциализация представляет собой процесс превращения результатов научно-технической деятельности в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах. Показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий в Казахстане – одни из самых низких. В сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов НИР, НИОКР и их коммерциализацией. Самой большой проблемой науки в Казахстане является не низкий уровень финансирования, а ее невостребованность – активность предприятий по производству научной продукции составляет в среднем всего 2,3%. Более высокая активность характерна для компаний с иностранным участием - 5% и частной формы собственности - 3,7%, а у государственных она очень низка - 0,6%.
На сегодняшний день в республике очень низка доля в секторе НИОКР проектно-конструкторских организаций: в среднем на 9 научных структур приходится одна проектная. При этом численность специалистов в этих организациях составляет около 5% от общего числа работников, выполняющих НИОКР, или 0,1% персонала промышленно-производственного комплекса в стране.
Одним из закономерных следствий такого положения стало стремительное устаревание основных производственных фондов. В сложившейся ситуации Казахстану необходимо консолидировать сохранившиеся элементы традиционной инновационной инфраструктуры, унаследованной от СССР, надстроив над этим эффективную государственную инновационную политику и рыночные институты стимулирования инноваций.
В настоящее время существуют следующие основные трудности, которые тормозят процессы формирования и реализации научно-технического продукта:
- нормативно-законодательная проблема (не разработаны четкие механизмы по вовлечению и использованию результатов научно-технической деятельности (РНТД) в хозяйственный оборот);
- проблема оценки РНТД (нормативная база по этому вопросу развита слабо; критерии оценки рыночной стоимости научно-технической продукции до сих пор не выработаны, и предлагаемые методы отечественной экономической практики для обоснованной оценки РНТД не всегда подходят);
- кадровая проблема (процесс коммерциализации РНТД требует комплексного подхода, усилий и знаний целого коллектива специалистов, в том числе квалифицированных юристов и оценщиков, которых, как правило, в штате современных НИИ и ВУЗов нет, и привлекать их со стороны часто нет возможности; выходом из ситуации могло бы стать создание обеспечивающей инфраструктуры, штат которой составляли бы опытные специалисты в таких областях, как право, патентная зашита, менеджмент, маркетинг, бухгалтерия, налогообеспечение, экономика и финансы.
Интересно, что зарубежные эксперты (CRDF, HTSPE и др.) обращают внимание на нехватку квалифицированных менеджеров. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в Казахстане функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной ИС и новой, характерной для рыночных экономик.
В большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. К примеру, в Швеции этот показатель равняется 3,8%, Финляндии - 3,5%, Японии - 3,44%, Швейцарии - 2,9%, США - 2,84%, Германии - 2,54%, России - 1,2%, Новой Зеландии - 1,16%, Южной Африке - 0,92%, Белоруссии - 0,7%.
В Казахстане с 2000 года объем финансирования НИОКР вырос в 5 раз и составил 0,26% от ВВП республики, а к 2020 году этот показатель должен возрасти до 2%, то есть в 8 раз.
Такое отставание можно объяснить отсутствием технологической проработанности многих составляющих внедрения инновационного продукта на рынок, отсутствие квалифицированных кадров по внедрению ИП и т.д.
Исследуя основные подходы к коммерциализации научно-технической продукции (НТП), прежде всего необходимо проработать вопросы планирования последующих действий по коммерциализации НТП (внедрение на рынок). Особое внимание необходимо уделять процессам разработки стратегического и оперативного этапов по внедрению НТП на рынок. Стратегический этап состоит в выборе и реализации методов и схем распространения информации и внедрения НТП. Оперативный этап заключается в выборе и реализации конкретной формы передачи НТП.
Современное развитие Казахстана требует непрерывного совершенствования управления рынком инноваций на основе государственного заказа. Прежде всего это относится к проблемам формирования и функционирования организационных структур, взаимосвязи субъектов инновационного рынка, оценки эффективности инноваций.
Бурное развитие информационных технологий расширило сферу государственного регулирования и привело к необходимости использования новых парадигм, в том числе использования инновационного подхода, который тесно связан с развитием науки.
Процессы коммерциализации призваны стимулировать институты, созданные с участием государства и действующие сейчас в Казахстане. К ним в первую очередь относятся АО «Национальное агентство по технологическому развитию», ТОО «Центр коммерциализации технологий», АО «Казагроинновация» и др.
До недавнего времени государственные фонды действовали в основном независимо друг от друга в соответствии со своими уставами. Более того, в местах "соприкосновения", когда у них появлялись общие (или одни и те же) объекты финансирования, нередко наблюдались элементы конкуренции. В последнее время институты, работающие на разных стадиях инновационного цикла, начали взаимодействие через развитие принципиально новой для нашей страны программы по поддержке продвижения результатов НИР на рынок.
Наблюдается шаги по кооперации институтов с Национальной палатой предпринимателей РК в научно-технической сфере. Результатом такого сотрудничества будет создание новых механизмов связи научных организаций Казахстана с малыми предприятиями научно-технической сферы. Малые предприятия, возникающие на стыке науки и производства, активно проводят процесс коммерциализации научно-технического потенциала, и именно они имеют огромные возможности роста в еще не занятых сегментах казахстанского рынка.
Однако необходим анализ созданных в Казахстане элементы информационной инфраструктуры: финансовая. производственно-техническая, кадровая и экспертно-консалтинговая, а также зарубежный опыт и возможности его применения в казахстанских условиях. В первую очередь необходимо разработать четкие процедуры закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств институтов развития.
Одновременно с передачей ИС организациям-разработчикам целесообразно предусмотреть меры воздействия на организации, не использующие свою ИС. Для этого следует ввести понятие "эффективного собственника", накладывающее на организацию-владельца ИС обязанность начать процесс коммерциализации в течение трех лет с момента создания объектов ИС. В случае если организация не производит никаких операций со своей ИС, возможно предоставление свободного доступа к таким объектам ИС всем желающим.
Для того чтобы максимально эффективно использовать коммерческий потенциал результатов НТД необходима дальнейшая поддержка работы на профессиональном уровне. В этом плане офисы коммерциализации технологий (ОКТ) владеют не только знаниями научных основ проводимых разработок, но и имеют практический опыт управления и коммерческой деятельности, а также опыт сотрудничества с конкретным коллективом ученых, у которых пользуется доверием.
Поскольку найти специалистов с комплексным исследовательским, управленческим и коммерческим опытом в настоящее время в Казахстане найти не просто, а подготовка и организация его работы требует времени и средств, необходима дальнейшая поддержка уже действующих ОКТ показавших свою эффективность. Эффективно функционирующие ОКТ являются важным элементом реализации концепции второй пятилетки госпрограммы ФИИР предполагающей смещение акцента с индустриальной к инновационной составляющей форсированного роста экономики, поскольку позволяют привлекать предпринимателей, инвесторов и способствуют созданию на этой основе партнерства между бизнесом с одной стороны, и наукой – с другой стороны.
Таким образом, ОКТ НИИ и ВУЗов следует рассматривать как неотъемлемые компоненты национальной инновационной системы. Их деятельность достигает наибольшей эффективности при дальнейшей поддержке со стороны институтов развития инновационного предпринимательства, такими как АО «НАТР».
Серик Мухамбетжанов,
кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биологии и биотехнологии растений
Просмотров материала: 9 295