Хочется это обществу или нет, но предвыборная тема все же просачивается в его мозги и другие внутренние органы. Более того, смышленая публика буквально все новости упорно старается рассматривать через электоральную призму. Но вот некоторые темы сначала вызывают смех с сатирой, а потом заставляют глубоко задуматься над тем, что мы как-то не так понимаем электоральный процесс. Благо, тут же выходят более высокие силы с позитивным настроением и хорошими новостями…
Церемониймейстер Выборбек
Народный хипхопер с показательным именем «Выборбек» (ой, то есть Сайлаубек) захотел идти на выборы. Но благо – передумал. По крайней мере, в мажилис не хочет идти – наверное, чтобы конкуренцию «своим единопоклонникам» не создавать. Почему это он или его шоу-представитель заговорил о такой возможности – вопрос не в этом, да и ответа на него не предусмотрено. Просто стали умилять комментарии под этой новостишкой – мол, толпа (которая вот-вот электоратом станет) его знает и любит, поэтому голоса свои готова отдать. Просто так. Даже контромарочки не попросит на ближайший концерт в каком-нибудь ТРЦ.
Кстати, Master of Ceremonies (MC) имеет довольно широкий перевод, начиная от буквально-банального «мастер по церемониям» и заканчивая пошловатым «конферансье». Можно еще «церемониймейстер» или просто «ведущий». В этом плане МС Сайлаубек является показательным примером для депутатов, как они видятся по некоторым гражданским стереотипам. Но в большей степени это относится к депутатам верхней палатки парламента – сенаторам, которые на любом «культурном мероприятии» становятся центром внимания, неким скрытым тамадой. Исключение может составить только тот вариант, когда сенаторы собираются в одном месте больше трех.
А вот одна лучистая партия (не буду называть ее, дабы не посчитали, что я ее раньше времени рекламирую), если помните, постоянно привлекала в качестве «заманухи» известных артистов, удачливых спортсменов. Да так удачно (по мнению заманителей), что прямо не партийный список получался, а список гостей на новогоднем голубом (по цвету нашего знамени) огоньке.
Только вот не понятно, как может сказываться на законотворческой деятельности умение хорошо петь, выдумывать несуразные рифмы, поднимать грузы и «бить морду» (тут еще и штангистов с боксерами предлагают в парламент продвинуть)? Понятно, что это жарнама такая – сыграть на знакомом лице, связанном с добрыми эмоциями, и пропихнуть избирателю свой товар. И тогда срабатывают простейшие механизмы психики, и клиент выбирает чудо-лекарство (для душевных ран) «Нурофен», наполняется уверенностью, что его никогда не обманут в сети магазинов «Белая дорожка» или соглашается вновь одеваться в изделия фабрики «Большевичка» (ныне АО).
Аж шантаж!
Но нынче отдельный покупатель хитрый пошел – его просто так этикетками не обманешь (хотя многие еще сами хотят быть обманутым) и дежурными зазывалками на избирательный участок не заманишь. Наверное, не открою страшную тайну (страшную для ЦИКа), если скажу, что у нас на выборы людей ходят меньше, чем об этом докладывают. Иногда даже значительно меньше. И не ходят к урнам по разным причинам: одни – по дачно-бытовым, другие – по забывчиво-пропускным, а третьи – по политическим, которые расшифровывать слишком долго.
И вот на днях один из вечных заместителей доложил прилюдно (точнее, в присутствии журналистов) своему шефу, что казахстанцы стали письма писать и жаловаться. Но, мол, заявления эти не по поводу работы Центризбиркома или его подразделений на местах, а по бытовым проблемам, которые, по мнению зампреда, никакого отношения к электоральному процессу не имеют, и ЦИК, соответственно, не компетентен решать их. Но люди все-таки пишут и требуют вмешаться, при этом даже шантажировать пытаются – мол, если вы не отзоветесь, мы на выборы не пойдем…
Зампред не стал уточнять даже примерное количество обращений с элементами шантажа, но, судя по тому, что он эту проблему озвучил, понятно, что это были не единичные жалобы. Тут, думается, нужно отложить в сторону сомнения по поводу того, что жалобщики не по адресу обращаются. Очень даже по адресу.
Во-первых, предвыборная гонка у нас в стране, по сути, легитимизирует и увеличивает так называемую свободу слова (не успели еще забыть, что это такое?), а все внимание в этот период, действительно, направлено на Центризбирком и его окрестности. Во-вторых, именно ЦИКу же докладывать, сколько людей пришло голосовать, а не акиматам и акимам, потому это в их интересах. Ну и, в-третьих, если не все, то многие беды и проблемы в стране от неправильно отданных, а затем «как надо» подсчитанных голосов (здесь причинно-следственную составляющую, надеюсь, объяснять не надо).
В общем, придется циковцам не только отрабатывать свой хлеб (с маслом), но и вынужден собирать на себя весь негатив (а как же без него?), выброс которого обычно сопровождает любую электоральную кампанию в Казахстане (да и не только у нас). Потерпите – вам не привыкать, наверное…
Нас посчитали!
Ладно, мы пока не будем отвлекать эту контору на три буквы (как и другие конторы лучше пока не трогать) – им еще надо определять, какая из партий будет считаться пунктом «против всех» в избирательных бюллетенях. И считать им надо будет постараться повнимательнее – чтобы хотя бы на этот раз придирчивые европейцы признали бы будущие выборы прозрачными и честными.
А вот подсчет голосов и подписчиков на официальной странице Акорды (AkordaPress)в «Фейсбуке» ведется не в Астане, а в Штатах – там сервер у них стоит, вроде. И этот подсчет буквально вчера выдал красивую и очень круглую цифру – 10 000 (десять тысяч). И это с момента появления аккаунта в сети – всего с 2012 года. Более того, 10000-ая новость в Казнете добавило еще более тысячи «лайков», что говорит о том, что казахстанцы, шарящие в ФБ, просто не знали о существовании этой страницы, а не НЕ желали за нее проголосовать.
Судя по статистике, именно за последние несколько дней число подписчиков на Акорду заметно вырос. И здесь напрашиваются некоторые параллели виртуальной жизни казахстанцев с реальной. Например, на сегодняшний день в казахстанском сегмента «Фейсбука» зарегистрировано более миллиона человек (и «троллей»). Однако далеко не все они являются постоянными пользователями этой соцсети, а число активных едва превышает 10% от всех. Так и в реале – практически все взрослое население республики имеет право избирать, а некоторые даже – и быть избранным. Но далеко не все пользуются этим правом (по вышеуказанным причинам).
Но мы отвлеклись. В общем, это очень хорошая новость и солидная цифра. Единственное, что огорчает, так это непопулярность казахоязычной версии этой страницы на ФБ – там более, чем в пять раз меньше подписчиков, да и рейтинг скачет нестабильно…
Впрочем, и это приходящее (или проходящее – как правильно говорить?)… В любом случае, хотелось бы вам пожелать оценивать будущих депутатов не по музыкальным или спортивным способностям (у нас даже в правительстве есть спортики и певцы) – для этого есть другие критерии. Абай болындар – ведь от этого зависит ваша жизнь в следующие пять лет (если опять очередные внеочередные выборы назначены не будут)…
Просмотров материала: 2 211