Последнюю неделю определенная часть народонаселения занималось только двумя вещами – ждали, когда парламент будет услышан его разгонителем и прикидывали, какой следующей будет «психологической отметкой», которую преодолеет (не преодолеет) свободноплавающий и при этом не тонущий тенге. Дождались, узнав, что за честностью выборов будут не волонтеры-наблюдатели следить, а прокуроры. Точно так, как автобусных «зайцев» нынче не контролеры вылавливать стали, а полицейские.
День рахмета
Но начнем с приятной новости. Ну, вот, теперь и первый день весны у нас без праздника не остался – а то каждый сезон с чего-то, если не международного, то местного празднично-выходного начинается, а вот марто-апреле-май сиротой выглядел. Теперь по указу того, чей профессиональный праздник отмечается в первый день зимы, 1 марта является Днем благодарности (казахам). С этой инициативой подписант выступил еще в прошлом году, заметив, что такой праздник было бы хорошо ввести в день рождения Ассамблеи народа Казахстана.
Кстати, бёздэй АНК совпал с Всемирным днем кошек, Международным днем сна, а также – Днем борьбы с наркотиками и наркобизнесом и Днем гражданской обороны (тоже всемирными). Совпадение наверное. Точно также, как тот факт, что 1 марта 2016 года нашему миру, по константинопольско-ультрамартовской версии, исполняется 7525 лет. Красивая дата, однако. Но все это так – к слову. Вернемся к благодарению и к казахам.
В принципе, это хорошая идея. Пусть даже казахи (точнее – их главный представитель) сами напросились. Да и благодарить можно не только определенный (или неопределенный) народ, но так же социальную группу, религиозное сообществе или сословную ветвь – некое противопоставление возбуждению (разжиганию) розни по этим принципам. Но ведь президент сделал акцент именно на титульных (государствообразующих), которые в свое время приютили целые народы и народности, забрасывали куртом жен изменников родины и делились последним с тем, с кем вообще даже разговаривать было нельзя.
А благодарность? Сегодня мы, потомки и тех, и тех, даже не знаем, как вели бы себя в подобных условиях, если они повторятся вновь. Хотя это не повод забывать прежние добрые дела... Ой, что-то мы о слишком серьезно заговорили. Не в ту сторону ушли, так сказать. Но раз уж начали, то подскажу один способ усилить благодарность казаху (за прошлое, настоящее или будущее – не так важно) – нужно просто вместо «Thank you!» или «Спасибо!» сказать «Рахмет!». Ведь вы же знаете, как это слово переводится и понимаете, о чем я? Ну, вот и хорошо – рахмет за понимание…
Ой-бай – «Оңай»!
Но вот некоторые любители инноваций никак не хотят понимать очевидных вещей и входить в положение соотечественников. На этой неделе, прямо с понедельника, заработала-таки в полную силу платежная система «Онай». Та самая, которой водители автобусов и троллейбусов пугали своих непослушных детишек, как чиновники финполовцами. Русско-казахское «авось» на этот раз подвело – не сработало. Хотя, как раз сработало – электронная система лихо «пикала», снимая безнал с карточек алматинцев и алматинок, и уводя его мимо карманов шоферов и их начальников, отправляя в медно-каменный век валидаторы и кондукторов.
Первые дни кондукторы в желтых майках буквально атаковали общественный транспорт южной столицы, создавая пробки внутри салонов и увеличивая опоздания от графика из-за постоянного вывода безбилетников (которые «оңай емес») на свежий воздух. Нередко к ним на помощь приходили доблестные стражи порядка при дубинках и пистолетах, чтобы протокола составить и одиночные беспорядки предотвратить (до массовых, слава Адмсуду, дело не дошло). Работы им добавили и сами водители, которые протестовать решили, наивно полагая, что в их ладони вновь потечет звонкая монета, к вечеру конвертируемая в хрустящие купюры. Но служивые предотвратили это…
В общем, виновными стали жадные автобусники, саботирующие ноу-хау и выводящие из строя «пикалку», а также очень жадные пассажиры, не желающие покупать карточки за 400 тенге (при том, что прокатиться по ней можно будет только в одну сторону – оставшиеся 320 тенге просто зависают где-то). А еще и школьники и их родители виноваты – постоянно напоминают о том, что устроители «Оңая» еще прошлой осенью обещали обеспечить бесплатными карточками. И бабушки-дедушки, безусловно, грешны тем, что не желают стоять в многочасовой очереди в душном помещении и вновь унижаться, получая заветную именную (то есть другой пенсионер по ней не проедет) карточку.
А городские власти, конечно же, ни при чем. Точно так же, как зачинщики нововведения. Безнаказанными, судя по всему, останутся и те, кто оңай-карточки продает, чека не предоставляя – а ведь только с этим чеком теоретически можно вернуть те самые, зависшие где-то 320 тенге. В чем они виноваты? Ведь, люди сами добровольно эти карточки покупали, ничего против них не говорили (хотя никто у них и не спрашивал) и сейчас, каждый раз поднимаясь в автобусо-троллейбус или спускаясь в метро, смиренно голосует за это
Рад электорат!
О, да – про голосование. Срочно-досрочное. Люди, чуток понимающие в политике или делающие вид, что понимают, уже стали медленно разочаровываться, полагая, что депутаты нижней палатки в кои-то веки сами решили распуститься. А тот, к кому они обратились еще в прошлую среду, был шокирован неожиданным решением. У отдельных несознательных личностей, вообще, стали проскальзывать крамольные мысли, что президент наложит вето, а другие стали его оправдывать – мол, работы много – не до самобичиющих депутатов.
Действительно, встречи «по заданной теме» прошли в Акорде только в начале этой недели, потом ее хозяин еще думал, формулировал и только вчера вечером, уже после того, как мажилисмены на последней своей пленарке признавались журналистам, что хотели бы вернуться сюда вновь. И ожидаемая сенсация все-таки приключилась, с чем вас, сограждане, и поздравляю!
В общем, депутаты и депутатши, как и их потенциальные избиратели, вздохнули (или выдохнули) спокойно и стали готовиться к Наурызу. Ведь получается, что день волеизъявления народонаселения, вдруг ставшего электоратом, выпадает на канун главного весеннего праздник, который подразумевает под собой три дополнительных выходных к уже имеющимся по календарю субботе-воскресенью. А что? 19 марта (шаббат) поймал «тишину» (накануне дня голосования положено), на следующий день – голосонул с утра пораньше (чтобы в массовку и телекамеры попасть) и гуляй-наурызь!
Правда, всякого рода счетчикам бюллетеней – розничным и оптовым (на местах и в Астане) – расслабляться не придется. Пропустив через себя центризбирокомовских 100 гр (кофе эспрессо, а не то, что вы подумали), они будут определять будущее нашей президентско-парламентской республики (ой, а я тайну не выдал?). Журналисты тоже будут «пахать», особенно – телевизионщики (газеты-то в это время все равно никто читать не будет). А еще прокурорские работники засуетятся, выполняя указ Главного Генерального – проверять граждан на патриотизм, порядок – на конституционность, а выборы – на законность (наверное).
В общем, абай болындар – не забывайте свой патриотизм и карточку «Онай» дома – проверка может нагрянуть. И на кризис жанра (про выборы тоже) не стоит жаловаться – нынче это жанр кризиса такой…
Просмотров материала: 2 054